ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

понедельник, 25 сентября 2023 г.

9_Русский язык. Подготовка к ОГЭ. Обучение сжатому изложению. "Слово "мама" - особое слово"

 Материалы к уроку

1. Теоретический блок 

1.1. Изложение - это пересказ текста. Изложение бывает подробным, выборочным, сжатым. 

Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы с текстом. 

1.2. Чтобы изложение действительно получилось сжатым, необходимо использовать специальные приёмы сжатия (приёмы компрессии). Основных приёмов два: исключение и обобщение. Рассмотрим их. 

Исключение:

  • отдельных членов предложения (повторов, синонимов, уточняющих и поясняющих конструкций, некоторых однородных членов предложения); 
  •  сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; 
  • пропуск предложений, содержащих второстепенные факты, предложений с описаниями и рассуждениями;

Обобщение:

  • замена однородных членов обобщающим словом;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • замена предложения/фрагмента предложения местоимением с обобщающим значением 

Например: 

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

ПРИЁМ СЖАТИЯ

КОНЕЧНЫЙ ТЕКСТ

Этот удивительный, светлый, жизнерадостный человек заслуживает внимания.

Исключаем однородные члены

Этот удивительный человек заслуживает внимания.

Музыкант виртуозно играл на скрипке, восхищая прохожих своим мастерством.

Исключаем деепричастный оборот, так как он содержит второстепенную информацию.

Музыкант виртуозно играл на скрипке.

В небо взлетели красные, синие, жёлтые шары.

Обобщаем информацию, заменяя однородные члены обобщающим словом: разноцветные

В небо взлетели разноцветные шары.

2. Практический блок  

2.1. Прослушайте текст. Определите его тему, основную мысль, стиль. Сколько микротем в тексте?  Что вам удалось запомнить? 

2.2. Прочитайте расшифровку записи. 

   Слово «мама» – особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.

    Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».

 Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» – провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

   (По материалам Интернета)

2.3. Заполните таблицу: определите микротемы, запишите ключевые слова, раскрывающие эти микротемы. Определите способ сокращения: исключение, обобщение. Устно сжато перескажите текст, опираясь на пункты плана (микротемы) и ключевые слова. 

МИКРОТЕМЫ


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

(передают основную информацию)

 1.

 

 2.

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий