Материалы к уроку
1. Теоретический блок
1.1. Изложение - это пересказ текста. Изложение бывает подробным, выборочным, сжатым.
Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы с текстом.
1.2. Чтобы изложение действительно получилось сжатым, необходимо использовать специальные приёмы сжатия (приёмы компрессии). Основных приёмов два: исключение и обобщение. Рассмотрим их.
Исключение:
- отдельных членов предложения (повторов, синонимов, уточняющих и поясняющих конструкций, некоторых однородных членов предложения);
- сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
- пропуск предложений, содержащих второстепенные факты, предложений с описаниями и рассуждениями;
Обобщение:
- замена однородных членов обобщающим словом;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
- замена предложения/фрагмента предложения местоимением с обобщающим значением
Например:
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ |
ПРИЁМ СЖАТИЯ |
КОНЕЧНЫЙ ТЕКСТ |
Этот
удивительный, светлый, жизнерадостный
человек заслуживает внимания. |
Исключаем
однородные члены |
Этот
удивительный человек заслуживает внимания. |
Музыкант
виртуозно играл на скрипке, восхищая
прохожих своим мастерством. |
Исключаем деепричастный
оборот, так как он содержит второстепенную информацию. |
Музыкант
виртуозно играл на скрипке. |
В небо
взлетели красные, синие, жёлтые шары.
|
Обобщаем
информацию, заменяя однородные члены обобщающим словом: разноцветные |
В небо
взлетели разноцветные шары. |
2. Практический блок
2.1. Прослушайте текст. Определите его тему, основную мысль, стиль. Сколько микротем в тексте? Что вам удалось запомнить?
2.2. Прочитайте расшифровку записи.
Слово «мама» – особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.
Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».
Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» – провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.
(По материалам Интернета)
2.3. Заполните таблицу: определите микротемы, запишите ключевые слова, раскрывающие эти микротемы. Определите способ сокращения: исключение, обобщение. Устно сжато перескажите текст, опираясь на пункты плана (микротемы) и ключевые слова.
МИКРОТЕМЫ
|
КЛЮЧЕВЫЕ
СЛОВА (передают
основную информацию)
|
1. |
|
2. |
|
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий