ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

среда, 18 октября 2023 г.

9_Русский язык. Реферат

 Лекция, доклад, учебная статья - это жанры научного стиля. Сегодня рассмотрим особенности реферата.

1. Теоретический блок

1.1. Реферат — это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, статьи, результатов исследования какой-либо проблемы, итогов научной работы. Рефератом называют также доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных источников. По сути реферат содержит ответ на вопрос "Какая информация содержится с статье/книге, что в ней сообщается?"

1.2. Требования к реферату: 

- информативность; 

- выделение наиболее важных положений первоисточника; 

- объективность, неискажённое изложение текста

1.3. Подготовка реферата включает такие этапы

  • сбор материала, 
  • написание текста. 
Сбор материала предусматривает конспектирование литературных источников по данной проблеме, выписывание необходимых цитат, организацию полученной информации. После того как материал собран, его перечитывают и составляют окончательный план, на основе которого пишется текст реферата. При необходимости проводится дополнительный сбор материала, чтобы каждый пункт плана был раскрыт полнее. 

1.4. План реферата, как правило, состоит из трёх частей: введения, основной части и заключения

Во введении отмечается актуальность темы, место данной проблемы среди других, связанных с нею; раскрывается история вопроса; указывается, что не решено, а только решается современной наукой. Введение может содержать также краткий обзор используемой в реферате литературы. В основной части должны быть представлены в обобщённой форме основные положения реферируемой литературы по проблеме. В заключительной части формулируются общие выводы из всего сказанного, отмечается, какие вопросы удалось рассмотреть, намечается перспектива дальнейшей работы.

1.5. различают два типа реферата: 

  • репродуктивные (только воспроизводят содержание текста-первоисточника); 
  • продуктивные (предполагают критическое осмысление материала ИЛИ творческое отношение к нему, с приведением собственных примеров)

2. Практический блок 

2.1. Прочитайте статью научного характера из «Словаря юного филолога».

Слова науки и техники

Термины как будто ничем не отличаются от обычных слов: имеют определённое значение, грамматические категории, изменяются, употребляются, как все слова. Однако термины обозначают научные технические понятия, они обслуживают специальные области. Такое их  назначение не могло не отразиться на характере этой большой группы слов. Давайте сравним, как ведут себя самые обыкновенные слова в общелитературном языке и профессиональной речи.

Мы можем сказать: Рабочий взял лопату. Ребёнку купили лопаткуЛопатка в этом высказывании — это маленькая лопата. Но, имея в виду медицинский термин, обозначающий широкую треугольную кость в верхней части спины, мы только в шутку можем сказать: У "ребёнка — лопатка, а у взрослого — Лопата. В термине лопатка уже не выделятся уменьшительный суффикс. От прилагательного тяжёлый можно образовать сравнительную степень тяжелее, но нельзя сказать У них тяжёлое машиностроение, а у нас ещё тяжелее. Известно, что от вещественных существительных множественное число не образуется (нефть, сталь, масло, золото), а вот в профессиональной речи эта форма возможна: масла, стали, граниты.

Таких особенностей можно было бы обнаружить немало. Но что является самым важным, главным? Лингвисты определили три главные особенности термина. 

Во-первых, термин тесно связан с определённой научной областью: одно и то же слово в разных областях знаний имеет разный смысл (например, слово реакция в медицине , химии или политике; слово диафрагма у медиков и оптиков и др.). 

Во-вторых, термин в принципе однозначен (в данной сфере), тогда как другие слова обычно многозначны; синонимы в общенациональном языке свидетельствуют о богатстве, высокой степени развития языка, а синонимы в профессиональной речи — о слабости, неупорядоченности терминологии.

В-третьих, содержание термина раскрывается посредством точного, логического определения.

Например, в литературном языке слово шум имеет несколько значений: 

1. Совокупность многочисленных звуков, быстро меняющихся по частоте и силе (глухие звуки, сливающиеся в однообразное звучание). 2. Крик, ссора, перебранка. 3. Толк», оживлённое обсуждение, вызванное повышенным интересом к кому-, чему-либо. 4. Оживление, суета. 

А в специальном, терминологическом словаре сказано коротко: «Шум —помеха, добавляющаяся к сигналу».

Среди терминов много заимствованных слов, так как они часто стилистически нейтральны, легко входят в международную терминологическую систему. 

(Из «Словаря юного филолога»)

2.2. ЗАДАНИЕ

Подготовьте письменный продуктивный реферат статьи "Слова науки и техники", используя СВОИ примеры слов-терминов. 

ПОМОЩЬ! Примеры слов, которые в общелитературном языке и в профессиональной речи ( в словаре пометка спец.) имеют разное значение или разные грамматические формы

ПРИМЕР 1

1. БАШМА́К, -а, муж. Ботинок или полуботинок. Под башмаком у жены (перен.: то же, что под каблуком у жены; разг.).
2. БАШМА́К, -а, муж. (спец.). Приспособление, накладываемое на рельс для остановки колёс. 

ПРИМЕР 2 

ГРЕ́БЕНЬ, -бня, муж.

1. Высокая, обычно с украшениями гребёнка для поддерживания причёски, а также (устар.) вообще гребенка (в 1 знач.).
2. То же, что гребенка (во 2 знач.) (спец.). Прядильный г.
3. Вырост на голове нек-рых птиц, пресмыкающихся. Петушиный г.
4. Верхняя точка, верх. Г. горы. Г. волны. Г. крыши. Г. атмосферного давления.

ПРИМЕР 3 

КО́РЕНЬ, -рн -, мн. -рни, -рней, муж.

1. Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ. Главный, боковой, придаточный к. Воздушные корни (у лиан и нек-рых других растений высоко над землёй: придаточные корни на надземных побегах). В саду десять корней яблонь (т. е. десять яблонь). Споткнуться о к. (о корень, выступающий из земли). Гнить на корню (также перен.: разлагаясь, гибнуть). Корни пустить (также перен.: прочно обосноваться где-н.; разг.). Под к. подрубить (не оставив пня; также перен.: полностью подорвать, уничтожить). С корнем вырвать (также перен.: уничтожить совсем). От доброго кореня добрая и отрасль (стар. посл.).
2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Покраснеть до корней волос (очень сильно).
3. перен. Начало, источник, истоки чего-н. К. зла. Крепкие корни у кого-чего-н. (давнее происхождение).
4. В языкознании: основная, значимая часть слова, вычленяемая в нём после отделения окончания, приставок и суффиксов.
• Корень из числа (спец.) число, к-рое при возведении его в определённую степень даёт данное число.
Корень уравнения (спец.) число, к-рое при подстановке его в уравнение вместо неизвестного обращает уравнение в тождество. 

ПРИМЕР 4 

Часто в профессиональной речи встречаются формы множественного числа имен существительных женского рода на -а˙ (ударное). Например: бункера˙ (вместо бу˙нкеры), циркуля˙ (вместо ци˙ркули), факела˙ (вместо фа˙келы)

КАК ОФОРМИТЬ РЕФЕРАТ 

При оформлении реферата стоит придерживаться стандартных правил оформления:

  • шрифт написания — Times New Roman;
  • размер шрифта — 14 кегль; выравнивание текста по всей ширине листа (не по левой!!!)
  • межстрочный интервал — 1,5 (полуторный);
  • размеры полей: правое — 1 см; левое — 3 см; верхнее и нижнее — 2 см.

ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы (пишется после текста реферата)

1. Русский язык. 9 класс : учебник для общеобразоват. организаций (далее спишите с учебника, стр.2. Обратите внимание на все знаки и пробелы!)

2. Толковый словарь Ожегова. [Электронный ресурс]. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru (Дата обращения: 27.02.2023) 

3. ... (если использовали ещё какой-то источник)

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОЙ СТРАНИЦЫ 

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Отдел образования администрации г. Тореза
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №24 г. Тореза»

 

  РЕФЕРАТ

на тему

«СЛОВА НАУКИ И ТЕХНИКИ»

 

                                                                                        Выполнил: 

                                                                                                           учащийся 9 класса

Безносюк Константин

Руководитель:

учитель русского языка

Сатункина С.В.

 

 

 


ТОРЕЗ 2023

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий