ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

среда, 18 октября 2023 г.

9 Русский язык. Научный стиль

Известно, что одним из книжных стилей является научный стиль. Рассмотрим его особенности

1. Теоретический блок

1. Основная функция научного стиля - передача информации научного характера и доказательство её истинности

 2. Сфера употребления: научная, научно-популярная, учебная деятельность)

3. Стилевые черты: фактографичность, логичность, точность, аргументированность, отсутствие эмоциональности

4. Жанры: монография (научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, один круг вопросов), статья, доклад, реферат (краткое изложение содержания научной  работы), аннотация (краткая характеристика книги, статьи), лекция

5. Языковые особенности представлены в таблице: 

Языковые особенности

Примеры

ЛЕКСИЧЕСКИЕ


Термины – точное название какого-либо понятия из области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. д. (однословные и словосочетания)



Медицина: диагноз, наркоз, отоларингология, рецепт.
Философия: агностицизм, базис, диалектика, материя


Общенаучная лексика, а также книжная (но не высокая) лексика абстрактного значения



Число, система, функция, процесс, элемент, представлять, рассматривать, являться, заключаться

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ


Преобладание имени существительного над другими частями речи


Основу проблематики социальной лингвистики составляет исследование влияния общества на язык и языка на общество.


Частотность существительных в именительном и родительном падежах

Социальная лингвистика  наука об общественном характеревозникновения, развития и функционирования языка

Широкое использование абстрактных существительных среднего рода

Движение, количество, явление, отношение, образование, изменение

Преобладание глаголов несовершенного вида настоящего времени

Среди стилистически окрашенных средств выделяются такие, которые довольно регулярно используются в определённых функциональных стилях

Отсутствие форм глагола 2-го лица ед. и мн. ч.; использование формы 1-го лица мн. ч. при указании на автора. Соответственно использование местоимения мы вместо местоимения я

Мы получаем эту формулу с помощью теоремы о разложении определителя по элементам какого-нибудь столбца

Употребление указательных местоимений

В данном случае, этот процесс

Употребление причастий и деепричастий

Варианты – разновидности одной и той же языковой единицы,обладающие одинаковым значением, но различающиеся по форме.Сгруппировав слова со сходными значениями, мы полнее почувствуем своеобразие стилистических категорий

СИНТАКСИЧЕСКИЕ

Грамматически полные предложения, повествовательные невосклицательные предложения с прямым порядком слов

Стилистическая норма относится к общеязыковой как частное к общему

Пассивные конструкции (с возвратными глаголами и краткими страдательными причастиями) и безличные предложения

К деловым текстам предъявляются те же требования, что и к текстам других функциональных стилей. Все названные средства сконцентрированы в начале абзаца. Можно обозначить эту функцию также через XY

Предложения, осложнённые однородными, обособленными членами, вводными словами и конструкциями; сложные предложения

В социальной лингвистике изучаются дифференциация языка, вызванная социальной неоднородностью общества, формы существования языка, сферы и среды его использования, социально-исторические типы языков (язык-диалект племени, язык народности, национальный язык), языковая ситуация, разные виды двуязычия и диглоссии (использование двух форм существования одного и того же языка), социальный характер речевого акта, а также – и в этом социальная лингвистика  смыкается со стилистикой – функционально-стилистическая дифференциация литературного языка

Вводные и вставные конструкции

По мнению автора; как отмечает автор; во-первых; во-вторых; с одной стороны; с другой стороны; например; напротив; итак; таким образом

Разнообразные средства связи отдельных абзацев в одно композиционное единство

Вначале попытаемся...; сказанное, разумеется, не означает...; как мы уже знаем...; как было подчёркнуто…


2. Практический блок 

2.1. Прочитайте текст (фрагмент статьи)

Мировая экономика рано или поздно будет вынуждена использовать материальные и энергетические ресурсы Солнечной системы хотя бы лишь по одной причине – истощения сырьевых ресурсов Земли. Но существует один психологический аспект, который следует из положения, высказанного Б. Расселом в 1952 г. Б. Рассел считал, что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир, люди будут удовлетворять свое стремление к приключениям, в исследованиях, а не в разрушениях. А познание Солнечной системы и звезд может стать таким приключением, вытесняющим энергию разрушения, что, вероятно, позволит решить серьезную психологическую проблему. Кроме того, такие мощные культурные и интеллектуальные стимулы могут помочь человечеству избежать стагнации, предсказанной современным философом Ф. Фукуямой.

2.2. Изучите образец анализа данного текста  

Образец анализа

Стиль данного текста – научно-популярный.

Лексика приведенного отрывка состоит из таких пластов:

  • слова широкого употребления: приключение, положение, люди;
  • термины: стагнация, Солнечная система, мировая экономика;
  • общенаучная лексика: аспект, философ, экономика;
  • абстрактная лексика: мир, познание;
  • научная фразеология: материальные ресурсы, психологический аспект, интеллектуальные стимулы.

В морфологии данного текста следует выделить:

  • численное преобладание существительных и прилагательных в разбираемом отрывке над глаголами;
  • характерное употребление имен существительных среднего рода, которые обозначают абстрактное понятие: познание, исследование, истощение;
  • отсутствие глаголов во втором лице (как ед., так и мн. числа), поскольку они несвойственны научной речи;
  • преобладание описательных прилагательных: материальные, энергетические, культурные, интеллектуальные.

Синтаксис имеет следующие особенности:

  • выделяется тенденция к построению сложных, сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными: Б. Рассел считал, что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир…, …что, вероятно, позволит решить серьезную психологическую проблему;
  • простое предложение осложняется вводными словами и вводной конструкцией (кроме того, вероятно), а также причастными оборотами: вытесняющим энергию разрушения, предсказанной современным философом Ф. Фукуямой;
  • в предложениях используется обычный порядок слов — прямой: Но существует один психологический аспект, который следует из положения, высказанного Б. Расселом в 1952 г;
  • по цели высказывания, как правило, предложения повествовательные.

3. Домашнее задание

По данному образцу выполните анализ текста домашнего упражнения

Комментариев нет:

Отправить комментарий