Известно, что одним из книжных стилей является научный стиль. Рассмотрим его особенности
1. Теоретический блок
1. Основная функция научного стиля - передача информации научного характера и доказательство её истинности
2. Сфера употребления: научная, научно-популярная, учебная деятельность)
3. Стилевые черты: фактографичность, логичность, точность, аргументированность, отсутствие эмоциональности
4. Жанры: монография (научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, один круг вопросов), статья, доклад, реферат (краткое изложение содержания научной работы), аннотация (краткая характеристика книги, статьи), лекция
5. Языковые особенности представлены в таблице:
Языковые особенности |
Примеры |
ЛЕКСИЧЕСКИЕ |
|
Термины – точное название какого-либо понятия из области
науки, техники, искусства, общественной жизни и т. д. (однословные и
словосочетания) |
Медицина: диагноз,
наркоз, отоларингология, рецепт. |
Общенаучная лексика, а также книжная (но не высокая)
лексика абстрактного значения |
Число, система, функция, процесс, элемент, представлять,
рассматривать, являться, заключаться |
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ |
|
Преобладание имени существительного над другими частями
речи |
Основу проблематики социальной
лингвистики составляет исследование влияния общества на язык и языка на общество. |
Частотность существительных в именительном и родительном
падежах |
Социальная лингвистика – наука об общественном характеревозникновения,
развития и функционирования языка |
Широкое использование абстрактных существительных среднего
рода |
Движение, количество, явление,
отношение, образование, изменение |
Преобладание глаголов несовершенного вида настоящего времени |
Среди стилистически окрашенных средств выделяются такие, которые довольно регулярно используются в определённых функциональных стилях |
Отсутствие форм глагола 2-го лица ед. и мн. ч.; использование
формы 1-го лица мн. ч. при указании на автора. Соответственно использование
местоимения мы вместо местоимения я |
Мы получаем эту формулу с помощью теоремы о
разложении определителя по элементам какого-нибудь столбца |
Употребление указательных местоимений |
В данном случае, этот процесс |
Употребление причастий и деепричастий |
Варианты – разновидности одной и той же языковой единицы,обладающие одинаковым значением, но различающиеся по форме.Сгруппировав слова со сходными значениями, мы
полнее почувствуем своеобразие стилистических категорий |
СИНТАКСИЧЕСКИЕ |
|
Грамматически полные предложения, повествовательные
невосклицательные предложения с прямым порядком слов |
Стилистическая норма относится к
общеязыковой как частное к общему |
Пассивные конструкции (с возвратными глаголами и краткими
страдательными причастиями) и безличные предложения |
К деловым текстам предъявляются те же требования, что и к текстам
других функциональных стилей. Все названные средства сконцентрированы в начале абзаца. Можно обозначить эту функцию также через XY |
Предложения, осложнённые однородными, обособленными членами,
вводными словами и конструкциями; сложные предложения |
В социальной лингвистике изучаются
дифференциация языка, вызванная социальной неоднородностью общества, формы
существования языка, сферы и среды его использования, социально-исторические
типы языков (язык-диалект племени, язык народности, национальный язык),
языковая ситуация, разные виды двуязычия и диглоссии (использование двух форм
существования одного и того же языка), социальный характер речевого акта, а
также – и в этом социальная лингвистика смыкается со стилистикой –
функционально-стилистическая дифференциация литературного языка |
Вводные и вставные конструкции |
По мнению автора; как отмечает
автор; во-первых; во-вторых; с одной стороны; с другой стороны; например;
напротив; итак; таким образом |
Разнообразные средства связи отдельных абзацев в одно
композиционное единство |
Вначале попытаемся...; сказанное,
разумеется, не означает...; как мы уже знаем...; как было подчёркнуто… |
2.1. Прочитайте текст (фрагмент статьи)
Мировая экономика рано или поздно будет вынуждена использовать материальные и энергетические ресурсы Солнечной системы хотя бы лишь по одной причине – истощения сырьевых ресурсов Земли. Но существует один психологический аспект, который следует из положения, высказанного Б. Расселом в 1952 г. Б. Рассел считал, что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир, люди будут удовлетворять свое стремление к приключениям, в исследованиях, а не в разрушениях. А познание Солнечной системы и звезд может стать таким приключением, вытесняющим энергию разрушения, что, вероятно, позволит решить серьезную психологическую проблему. Кроме того, такие мощные культурные и интеллектуальные стимулы могут помочь человечеству избежать стагнации, предсказанной современным философом Ф. Фукуямой.
2.2. Изучите образец анализа данного текста
Образец анализа
Стиль данного текста – научно-популярный.
Лексика приведенного отрывка состоит из таких пластов:
- слова широкого употребления: приключение, положение, люди;
- термины: стагнация, Солнечная система, мировая экономика;
- общенаучная лексика: аспект, философ, экономика;
- абстрактная лексика: мир, познание;
- научная фразеология: материальные ресурсы, психологический аспект, интеллектуальные стимулы.
В морфологии данного текста следует выделить:
- численное преобладание существительных и прилагательных в разбираемом отрывке над глаголами;
- характерное употребление имен существительных среднего рода, которые обозначают абстрактное понятие: познание, исследование, истощение;
- отсутствие глаголов во втором лице (как ед., так и мн. числа), поскольку они несвойственны научной речи;
- преобладание описательных прилагательных: материальные, энергетические, культурные, интеллектуальные.
Синтаксис имеет следующие особенности:
- выделяется тенденция к построению сложных, сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными: Б. Рассел считал, что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир…, …что, вероятно, позволит решить серьезную психологическую проблему;
- простое предложение осложняется вводными словами и вводной конструкцией (кроме того, вероятно), а также причастными оборотами: вытесняющим энергию разрушения, предсказанной современным философом Ф. Фукуямой;
- в предложениях используется обычный порядок слов — прямой: Но существует один психологический аспект, который следует из положения, высказанного Б. Расселом в 1952 г;
- по цели высказывания, как правило, предложения повествовательные.
По данному образцу выполните анализ текста домашнего упражнения
Комментариев нет:
Отправить комментарий