ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

вторник, 10 января 2023 г.

9_Литература. М. Ю. Лермонтов. Образ поэта-пророка в лирике поэта

 Материалы для подготовки к уроку 

1 группа. Анализ стихотворения «Я жить хочу! Хочу печали..."  ТекстАудио

 Вопросы для анализа стихотворения 

1) Какие два мира противопоставлены в стихотворении?
2) Как понять слова «Я жить хочу!»?
3) Как характеризуется сложный и мучительный процесс поэтического творчества в стихотворении? 

2 группа. Анализ стихотворения «Пророк». Текст 

Прослушайте стихотворение "Пророк" в исполнении Н. Бурляева (фрагмент из фильма "Лермонтов", 1986)  

Вопросы для анализа стихотворения "Пророк"

1) Почему поэт-пророк отвергнут толпой и истинное признание обрел в пустыне? 
2) Каков контекстуальный смысл слова «пустыня»? Почему «город» и «пустыня» противопоставлены?
3) Какие чувства испытывает поэт-пророк в «шумном граде»?
4) Как связаны его внешность и внутренняя сущность?
5) В чем предназначение поэта? Почему социальный мир враждебен ему?
6) Раскройте роль старославянизмов в этом стихотворении.
7) Созвучно ли это стихотворение судьбе его автора? Аргументируйте свое мнение. 

3 группа. Анализ стихотворения "Поэт". Текст

Вопросы для анализа стихотворения

1) Как построено стихотворение «Поэт»? 
2) Почему в стихотворении, которое называется «Поэт», более половины текста посвящено истории кинжала?
3) С каким чувством описывается кинжал? Раскройте смысл параллели между кинжалом и поэтом.
4) Какие чувства  вызывает у читателя история кинжала? В чем драматизм истории кинжала? Укажите образы, используемые автором для того, чтобы подчеркнуть контраст между былой силой поэтического слова и последующим упадком его значения в обществе.
5) Как можно охарактеризовать поэтические интонации стихотворения? Меняется ли настроение по ходу текста?
6) Каким высоким предназначением наделена поэзия в 8-9-й строфах? Какие художественные средства это подчеркивают?
7) Сопоставьте 3-ю и 10-ю строфы. Какой подтекст при этом выявляется? Какой поэтический смысл подчеркивают формы глаголов?
8) В чем Лермонтов видит подлинное предназначение слова?
9) А в каком образе представили бы современную поэзию вы? 

4 группа. Анализ стихотворения «Смерть поэта».  Текст

Прослушайте отрывок из стихотворения "Смерть поэта" в исполнении Н. Бурляева (фрагмент из фильма "Лрмонтов",1986)

Вопросы для анализа стихотворения "Смерть поэта"

1) Как вы понимаете название стихотворения? Что изменилось бы, если бы оно называлось «Смерть Пушкина»?
2) На какие смысловые части делится стихотворение?
3) С какими интонациями следует читать каждую часть?
4) Какие слова и выражения рисуют облик поэта?
5) Каковы отличительные признаки толпы? С каким чувством поэт изображает толпу? 
6) Какие чувства вызывает образ убийцы поэта? Какие слова и выражения раскрывают сущность этого образа?
7) Можно ли утверждать, что у стихотворения «Смерть поэта» несколько адресатов?
8) Каковы черты убийц поэта в последних 16-ти строках? Какие образы здесь противопоставлены?
9) Докажите, что Лермонтов осознает смерть Пушкина не как гибель человека и поэта, а как тяжелейшую утрату для России. 

5 группа. Сопоставительный анализ стихотворений "Пророк" А. С. Пушкина и "Пророк" М. Ю. Лермонтова 

Аспекты для сопоставления

1) Жанр 
2) Стихотворный размер 
3) Композиция 
4) Образы и символы 
5) Тема 
6) Проблематика 
7) Основная идея 
8) Средства художественной выразительности

Комментариев нет:

Отправить комментарий