ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

воскресенье, 8 января 2023 г.

9_Литература. Сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова "Пророк"

 Материалы к уроку 

Аспекты сравнения

Сходство

Различие

Жанр

Лирическое стихотворение: в центре повествования – описание внутреннего мира героя, его чувств.

М. Ю. Лермонтов придает своему «Пророку» черты исповеди: внутренний мир изгнанника раскрывается глубже за счет монолога лирического героя.

Стихотворный размер

четырехстопный ямб

 

Композиция

В текстах присутствует явная отсылка к Божьей воле.

Линейная композиция способствует простоте восприятия.

А. С. Пушкин: появляются яркие черты кольцевой композиции.

 

Образы и символы

Дают точное определение поэту: он — прорицатель, дарующий истину.

пророк стал духовно богаче, познав ее.

Пушкин: цель лирического героя – «глаголом жечь сердца людей». Образ толпы нарисован весьма схематично. Возможно, сердца людей могут «зажечься» от слова гения.

Лермонтов: гений пророка остается покинутым и непризнанным. Всеведение жестоко отвергается невежественным обществом. Но лирический герой не испытывает тоски по этому поводу, он доволен своей участью Он смирен, не испытывает ответной ненависти и неприязни к социуму.

 

Тема

Пророк – это поэт, миссия которого просветить обществоПоэзия – основной язык пророка, с помощью которого он разговаривает с толпой.

 

Проблематика

Поэт и поэзия. Пророк избран богом. Каждый из них выполняет задачу, поставленную высшей силой.

Предназначение поэта в том, чтобы донести истину до общества.

Проблема взаимоотношений поэта и толпы. Поэт несет свет ученья в мрачное от незнания общество. Толпа решает, внять ли мудрости гения или жестоко отвергнуть его. Оба поэта рисуют народные массы порочными и невежественными.

Об участи пушкинского героя читатель не знает, но судьба лермонтовского гения печальна: он не понят, изгнан, унижен.

А. С. Пушкин не раскрывает проблему поэта и толпы так наглядно, как это делает М. Ю. Лермонтов. В первом случае для автора важнее показать скорее прозрение самого пророка. Во втором случае («Пророк» М. Ю. Лермонтова) важнее уже реакция общества на просвещение и на гений героя.

Пушкинский герой готов просвещать «темную» толпу, но ее реакция скрыта от читателя.

 

Основная

идея

В обоих стихотворениях пророк – собирательный образ. Он олицетворяет собой поэта вообще.

В обоих произведениях читатель видит: пророк обладает знанием и хочет поделиться им со всеми

Представители разных поколений! Отсюда различия «Пророков»: Пушкин еще верит в успех просвещения, Лермонтов уже нет.

Главная мысль у А. С. Пушкина – поэт должен, прежде всего, видеть и слышать. Из грешного и празднословного человека пророк стал гением, предназначение которого «жечь сердца людей». Главное – понять истинную цель искусства.

Смысл М. Лермонтова  заключается в парадоксальном одиночестве поэта в толпе, яростно сопротивлявшейся ученью. Пророк находится значительно выше общества в духовном развитии, но любому таланту нужно быть готовым к осмеянию и изгнанию.

 

Средства художественной выразительности

В обоих стихотворениях отведено значительное место.

эпитет (пылающий, мудрыя; вечный, чистые);

метафора (духовной жаждою томим, неба содроганье);

олицетворение (глас воззвал; звезды слушают);

сравнение (как труп; как птицы).

инверсия («правды чистые ученья», «отверзлись вещие зеницы»);

анафора (единоначалие);

гипербола (Такой прием помогает определить богоизбранность, исключительность поэта);

антитеза (Любовь и злоба противопоставляются у М. Ю. Лермонтова, жизнь и смерть со всей многозначностью – у А. С. Пушкина)

Комментариев нет:

Отправить комментарий