Материалы к уроку
Аспекты
сравнения |
Сходство |
Различие |
Жанр |
Лирическое стихотворение: в центре повествования – описание
внутреннего мира героя, его чувств. |
М. Ю. Лермонтов придает своему «Пророку» черты исповеди:
внутренний мир изгнанника раскрывается глубже за счет монолога лирического
героя. |
Стихотворный размер |
четырехстопный ямб |
|
Композиция |
В текстах присутствует явная отсылка к Божьей воле. Линейная композиция способствует простоте восприятия. |
А. С. Пушкин: появляются яркие черты кольцевой композиции. |
Образы и символы |
Дают точное определение
поэту: он — прорицатель, дарующий истину. пророк стал духовно
богаче, познав ее. |
Пушкин: цель
лирического героя – «глаголом жечь сердца людей». Образ толпы
нарисован весьма схематично. Возможно, сердца людей могут «зажечься» от слова
гения. Лермонтов: гений
пророка остается покинутым и непризнанным. Всеведение жестоко отвергается
невежественным обществом. Но лирический герой не испытывает тоски по этому
поводу, он доволен своей участью Он смирен, не испытывает ответной ненависти
и неприязни к социуму. |
Тема |
Пророк – это поэт, миссия которого просветить общество. Поэзия
– основной язык пророка, с помощью которого он разговаривает с
толпой. |
|
Проблематика |
Поэт и поэзия. Пророк избран богом.
Каждый из них выполняет задачу, поставленную высшей силой. Предназначение поэта в том, чтобы
донести истину до общества. Проблема
взаимоотношений поэта и толпы. Поэт несет свет ученья в мрачное от
незнания общество. Толпа решает, внять ли мудрости гения или жестоко
отвергнуть его. Оба поэта рисуют народные массы порочными и невежественными. |
Об участи пушкинского
героя читатель не знает, но судьба лермонтовского гения печальна: он не
понят, изгнан, унижен. А. С. Пушкин не
раскрывает проблему поэта и толпы так наглядно, как это делает М. Ю.
Лермонтов. В первом случае для автора важнее показать скорее прозрение самого
пророка. Во втором случае («Пророк» М. Ю. Лермонтова) важнее уже реакция
общества на просвещение и на гений героя. Пушкинский герой готов
просвещать «темную» толпу, но ее реакция скрыта от читателя. |
Основная идея |
В обоих стихотворениях пророк – собирательный образ. Он
олицетворяет собой поэта вообще. В обоих произведениях читатель видит: пророк обладает знанием и хочет
поделиться им со всеми |
Представители разных поколений! Отсюда различия «Пророков»: Пушкин
еще верит в успех просвещения, Лермонтов уже нет. Главная мысль у А. С. Пушкина – поэт должен, прежде всего,
видеть и слышать. Из грешного и празднословного человека пророк стал гением,
предназначение которого «жечь сердца людей». Главное – понять
истинную цель искусства. Смысл М. Лермонтова заключается в парадоксальном
одиночестве поэта в толпе, яростно сопротивлявшейся ученью. Пророк
находится значительно выше общества в духовном развитии, но любому
таланту нужно быть готовым к осмеянию и изгнанию. |
Средства художественной выразительности |
В обоих стихотворениях
отведено значительное место. эпитет (пылающий, мудрыя;
вечный, чистые); метафора (духовной жаждою
томим, неба содроганье); олицетворение (глас воззвал;
звезды слушают); сравнение (как труп; как
птицы). инверсия («правды чистые
ученья», «отверзлись вещие зеницы»); анафора (единоначалие); гипербола (Такой прием
помогает определить богоизбранность, исключительность поэта); антитеза (Любовь и злоба
противопоставляются у М. Ю. Лермонтова, жизнь и смерть со всей
многозначностью – у А. С. Пушкина) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий