Материалы к уроку
Дмитрий Васильевич Григорович - русский писатель, видный представитель дворянской литературы 40-х годов ХIХ века.
Д. В. Григорович |
Писатель рано потерял отца. Ребёнка воспитывали мать и бабушка, которые смогли дать своему любимцу прекрасное образование: Московская гимназия, французский пансион, Санкт-Петербургское инженерное училище, Академия художеств.
Известность Д. В. Григоровичу принесли произведения, посвящённые проблеме крестьянства: автор реалистично показал беспросветный, полный тяжёлых испытаний и страданий быт простого трудового народа.
Основное действие рассказа разворачивается на протяжении одного дня. В цирке, выступающем в Петербурге во время Масленицы, прошло утреннее представление и ожидается вечернее. При этом началась сильная метель, и директор цирка беспокоится, что это может уменьшить число посетителей: "Метель! Метель!.. И как это вдруг. Как неожиданно!!. И в самом деле, если принять в расчет предстоящее вечернее представление и ожидаемую на него публику, – метель легко могла повредить делу.... Как бы там ни было, метель колебала успех вечернего представления; рождались даже некоторые опасения, что если погода к восьми часам не улучшится, – касса цирка существенно пострадает".
В произведении показаны артисты цирка: любимец публики клоун Эдвардс, девушка Амалия, выступающая на лошади, акробат Беккер, выступающий с худеньким мальчиком-гимнастом Петей лет восьми, в афишах именуемым «гуттаперчевым мальчиком» из-за своей гибкости. Тем не менее Петя был «не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком». Его мать, чухонка Анна, работавшая кухаркой и прачкой, родила его во время недолгого брака с русским солдатом, который затем погиб в армии. Когда мальчику шёл пятый год, умерла и сама Анна. Ребёнок остался с подругой Анны Варварой, которая скоро отдала его в обучение к акробату Беккеру, немцу. Беккер бранью и побоями приобщал мальчика к профессии и нещадно эксплуатировал ребенка в своих выступлениях. Клоун Эдвардс же испытывал симпатию к Пете и старался поддерживать его.
"Раз, по возвращении труппы уже в Петербург, Эдвардс подарил Пете щенка. Мальчик был в восторге; он носился с подарком по конюшне и коридорам, всем его показывал и то и дело учащенно целовал его в мокрую розовую мордочку.
Беккер, раздосадованный во время представленья тем, что его публика не вызвала, возвращался во внутренний коридор; увидев щенка в руках Пети, он вырвал его и носком башмака бросил в сторону; щенок ударился головкой в соседнюю стену и тут же упал, вытянув лапки.
Петя зарыдал и бросился к Эдвардсу...
Беккер, раздраженный окончательно тем, что вокруг послышалась брань, одним движением оттолкнул Петю от Эдвардса и дал ему с размаху пощечину".
В произведении развивается параллельная сюжетная линия: описывается одна из богатых семей в Петербурге, семья графа Листомирова. Трое детей, восьмилетняя Верочка и её младшие сестра Зизи и брат Паф, мечтают пойти в цирк, что было им обещано за хорошее поведение. Верочка берёт у родителей афишку и читает вслух список выступающих, причём всех детей особенно заинтересовал именно «гуттаперчевый мальчик», и они теряются в догадках, что он будет показывать.
"Верочка снова откинула назад волосы, наклонилась к афишке и прочла с особенным жаром: «Гуттаперчевый мальчик. Воздушные упражнения на конце шеста вышиною в шесть аршин!..» Какой же это мальчик? Он настоящий? живой?.. Что такое: гуттаперчевый?– Вероятно, его так называют потому, что он очень гибкий… наконец, вы это увидите…– Нет, нет, расскажи теперь, расскажи, как это он будет делать на воздухе и на шесте?.. Как это он будет делать?..– Деточки, вы у меня спрашиваете слишком уж много… Я, право, ничего не могу вам объяснить. Сегодня вечером все это будет перед вашими глазами".
Наконец, несмотря на метель, детей везут в цирк. Они смотрят первое отделение, а после перерыва на арену выходит Беккер с длинным шестом, который он держит вертикально на поясе. На шест забирается Петя и показывает гимнастические трюки.
"Раскланявшись вторично, Беккер поднял шест, поставил его перпендикулярно, укрепил толстый его конец к золотому поясу, обхватывавшему живот, и начал приводить в равновесие другой конец с железным перехватом, едва мелькавшим под куполом цирка.Приведя таким образом шест в должное равновесие, акробат шепнул несколько слов мальчику, который влез ему сначала на плечи, потом обхватил шест тонкими руками и ногами и стал постепенно подыматься кверху.Каждое движение мальчика приводило в колебание шест и передавалось Беккеру, продолжавшему балансировать, переступая с одной ноги на другую.Громкое «браво!» раздалось в зале, когда мальчик достиг наконец верхушки шеста и послал оттуда поцелуй.Мальчик между тем, придерживаясь к железной перекладине, вытянулся на руках и тихо-тихо начал выгибаться назад, стараясь пропустить ноги между головою и перекладиной; на минуту можно было видеть только его свесившиеся назад белокурые волосы и усиленно сложенную грудь, усыпанную блестками.Шест колебался из стороны в сторону, и видно было, каких трудов стоило Беккеру продолжать держать его в равновесии.
– Довольно!.. довольно!!. – послышалось в двух-трех местах.
Но крики и аплодисменты наполнили весь цирк, когда мальчик снова показался сидящим на перекладине и послал оттуда поцелуй.
Во время последнего из них он срывается и падает на пол. Его уносят, зрители покидают цирк. У Верочки начинается истерика, однако её и других детей удаётся уложить спать. Петя же, обвязанный бинтами, лежит на тюфяке в коридоре цирка, и только ушедший в запой Эдвардс иногда подходит к нему.
"Во внутреннем коридоре только слабым светом горит ночник, прицепленный к стене под обручами, обтянутыми бумажными цветами. Он освещает на полу тюфяк, который расстилается для акробатов, когда они прыгают с высоты: на тюфяке лежит ребенок с переломленными ребрами и разбитою грудью.Ночник освещает его с головы до ног; он весь обвязан и забинтован; на голове его также повязка; из-под нее смотрят белки полузакрытых, потухающих глаз.Вокруг, направо, налево, под потолком, все окутано непроницаемою темнотою и все тихо".
Петя умирает, и больше в афише не появляется номер с «гуттаперчевым мальчиком».
"На следующее утро афишка цирка не возвещала упражнений «гуттаперчевого мальчика». Имя его и потом не упоминалось; да и нельзя было: гуттаперчевого мальчика уже не было на свете".
Илл. к рассказу |
Комментариев нет:
Отправить комментарий