ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

понедельник, 17 октября 2022 г.

10_Русский язык. Анализ текста. Подготовка к ГИА

 1. Прочитайте текст и выполните задания

(1) Жил на свете Художник.
(2) Однажды, ещё в детстве, он нарисовал портрет старика. (3) Старика этого он выдумал, но на портрете старик получился совсем как живой. (4)Маленький Художник никак не мог расстаться со своей работой: он всё что-то добавлял, подмалёвывал и так увлёкся, что старику это надоело. (5)Он сошёл с портрета и сердито сказал:
— Довольно! (6)Ты меня совсем замучаешь!
(7)Маленький Художник растерялся: ему не приходилось прежде иметь дело со стариками, которые сходят со своих портретов.
— (8)Кто вы такой? — спросил он. — (9)Может быть, колдун?
— (10)Нет, не то!
— (11)Ага, теперь я понимаю, — догадался мальчик. — (12)Вас, вероятно, зовут Нето?
— (13)На этот раз ты угадал, — сказал старик. — (14)Меня действительно так зовут. (15)И знаешь почему? (16) Все, кто имеет со мной дело, считают, что я — это совсем не то, что им нужно; всё лучшее, что создано на земле человеком, создано при моём участии.
(17)И старик удалился на свой холст. (18)Маленький Художник теперь уже не осмеливался прикасаться к нему. (19)Он спрятал портрет старика и вскоре о нём забыл. 
(20)Шли годы. (21)Маленький Художник вырос и стал настоящим Художником. (22)Его искусство признали и полюбили, его картины украшали залы лучших картинных галерей. (23)Многие завидовали Художнику — его славе, его успеху, считали Художника счастливым человеком. (24) А на самом деле это было не так.
(25)Художник был недоволен своими картинами. (26)Они доставляли ему радость лишь тогда, когда он над ними работал. (27)А кончалась работа — и возникали сомнения.
(28)Каждая новая картина казалась ему неудачей.
(29)Однажды, вернувшись домой с очередной выставки своих картин, он долго не мог уснуть. (ЗО)Он перебирал в уме картины, и ему было досадно за людей, которые ими восхищались.
— (31)Не то, всё не то! — воскликнул Художник.
(32)И вдруг перед ним появился старик. (ЗЗ)Это был тот старик, которого Художник нарисовал в детстве.
— (34)Ты, видно, меня не узнал, — произнёс старик. — (35)Вспомни портрет, который ты когда-то нарисовал.
— (36)Не говорите мне о моих работах, — попросил Художник. — (37)Ничего у меня с ними не получается, сколько ни бьюсь. (38)И почему только всем нравятся мои картины?
— (39)Как это всем? — возразил старик. — (40)Мне, например, не особенно нравятся.
(41)Очень расстроил Художника этот разговор. (42)Правда, он и раньше критически относился к своим работам, но его утешало то, что он в этих суждениях одинок и, может быть, ошибается. (43)Никогда ещё Художник не работал так напряжённо. (44)Новые картины принесли ему ещё большую славу и окончательно развеяли все сомнения.
(45)"Если бы старик увидел эти картины, — думал он, — они бы, наверно, ему понравились." (46)Но старик больше не появлялся.
(47) Прошло ещё много лет.
(48) И вот однажды Художник, уже больной и старый, роясь в своих архивах, нашёл портрет старика. (49)"Что это за рисунок? — подумал он. — (50)Я его совсем не помню".
— (51)Ты меня опять не узнал, — опечалился старик, сходя со своего портрета. — (52)Я всё ждал, что ты меня позовёшь, но ты так и не позвал. (53)Ты, видно, вполне доволен своей работой и поэтому забыл про старика Лето. (54)Вот перед тобой твои картины.
(55)И вдруг все картины словно преобразились. (бб)Художник смотрел на них и не верил, что это им он посвятил всю свою жизнь.
— (57)Что это! — крикнул он. — (58)Разве это мои картины? (59)Нет, это не то! (60)Не то. (61)Не то, не то, не то!
— (62)Ты зовёшь меня, — грустно сказал старик. — (63)Но теперь уже поздно. (64)К сожалению, поздно.
(По Ф.Д. Кривину*)

*Феликс Давидович Кривик (1928-2016) — советский и российский писатель, поэт и сценарист, радиожурналист, педагог, автор интеллектуальных юмористических произведений.

Задания

1. Сформулируйте и запишите тему текста

2. Сформулируйте и запишите основную мысль текста

3. Определите и запишите стиль речи.

4. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Маленький Художник создал портрет старика, и хотя этот персонаж был выдуман, но на портрете он выглядел как живой.
2) Маленький Художник придумал старику имя Нето, и это не очень обрадовало старика.
3) Когда к Художнику пришла слава, он вспомнил старика Нето, который похвалил его за созданные картины.
4) Картины доставляли Художнику радость, когда он над ними работал и тем более когда ими восхищались другие люди.
5) Старик был огорчён тем, что больной и старый Художник, рассматривая портрет старика, не узнал его. 

5Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-2 представлено повествование.
2) Предложение 17 объясняет причину того, о чём говорится в предложении 16.
3) В предложениях 6-7 представлено рассуждение.
4) В предложении 19 содержится описательный фрагмент.
5) В предложениях 11-12 представлено рассуждение 

6. Из предложений 11–12 выпишите антонимы (антонимическую пару).

7. Среди предложений 1–6 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 1-7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Спишите и вставьте на места пропусков (Л, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка (см. после рецензии).

«Автор, погружая читателя в атмосферу творчества, использует такой приём, как (А)_________(предложения 8-16). Синтаксическое средство — (Б)________(предложения 9, 12) — помогает передать мыслительный процесс Художника. Особую выразительность тексту придаёт лексическое средство — (В)_______ («принесли... славу», «развеяли... сомнения» в предложении 44). Продемонстрировать отношение старика к эмоциональной реакции Художника позволяет приём — (Г)__________(предложения 63,64)».

Список терминов:

2) вводные слова и конструкции
3) вопросно-ответная форма изложения
4) обособленные члены предложения
5) ряды однородных членов предложения
6) противопоставление
7) фразеологизмы
8) восклицательные предложения

Комментариев нет:

Отправить комментарий