ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

среда, 15 июня 2022 г.

9_Литература. Из литературы ХХ века. Поэты –шестидесятники. Роберт Рождественский

 16.06.2022

Тема: Из литературы ХХ века. Поэты–шестидесятники. Роберт Рождественский 

Цель: расширить представление о "шестидесятниках", познакомить с творчеством Р. Рождественского

1. Теоретический блок

1.1. Термин "шестидесятники" был впервые использован литературным критиком Р. Рассадиным в статье, опубликованной в 1960 году в популярном молодёжном журнале "Юность". В широком смысле шестидесятниками называют советскую интеллигенцию, сформировавшуюся в период "оттепели", времени первых лет правления Хрущёва. 

Именно в это время читатели открыли для себя военную прозу В. Некрасова, Г. Бакланова, Ю. Бондарева, В. Быкова, научную фантастику И. Ефремова, А. и Б. Стругацких.

В культуре 60-х годов особое место заняла поэзия, которая переживала небывалый подъём. В авангарде поэзии оказались Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Г. Шпаликов, Ю. Мориц. Отдельное явление в культуре представляют "барды" - поэты песенники, исполняющие свои стихи под музыку: Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Визбор. 

1.2. 20 июня 2022 года исполняется 90 лет со дня рождения известного советского поэта Роберта Ивановича Рождественского. Для его поэзии характерны и высокий гражданский пафос, и искренний патриотизм, и нежная лирика. Открытая публицистичность и ораторский стиль позволяют сравнивать поэзию Рождественского с творчеством В. Маяковского. Р. Рождественский создал много стихотворений, которые полюбились читателям и которые были положены на музыку. Это "Мгновения""Песня о далёкой Родине""Этот большой мир""Огромное небо""Я в глазах твоих утону, можно?"

2. Практический блок

2.1. Многие стихи и песни Р. Рождественского актуальны и сегодня. Песня "За того парня" написана в 1971 году, к 30-летию начала Великой Отечественной войны. Она звучала в фильмах: «Минута молчания», «В бой идут одни старики». В разное время песню исполняли: Александр Кавалеров, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко. В 1972 году с этой песней выступил Лев Лещенко в международном певческом конкурсе в польском городе Сопот.

В 2020 году в Республике был создан народный проект #ВМЕСТЕПЕСНЯ: творческая молодёжь из разных городов Донбасса (и не только!) исполняет известные песни. Песней №1 в проекте стала песня на стихи Р. Рождественского "За того парня". Эту песню исполнили 19 участников из 7 городов Донбасса  (Енакиево, Харцызск, Горловка, Донецк, Макеевка, Шахтёрск, Снежное). Песня записана на студии звукозаписи «Beasts-studio», клип снят на киностудии «Донфильм». Послушайте песню ЗДЕСЬ или на блоге:

 

2.2. Выполните ОДНО задание по выбору: 

1) Прочитайте выразительно стихотворение Р. Рождественского "За того парня", которое было положено на музыку, и ответьте на вопрос: почему в донбасском проекте #ВМЕСТЕПЕСНЯ  для ролика №1 было выбрано именно это произведение? Пришлите голосовое сообщение ВК после урока. Подпишите файл по образцу: 9_РЛ_Фирко_16.06

2) Прочитайте выразительно стихотворение "Я в глазах твоих утону, можно?" (см. внизу страницы) и ответьте на вопрос: какие чувства испытывает лирическая героиня? Пришлите голосовое сообщение ВК после урока. Подпишите файл по образцу: 9_РЛ_Фирко_16.06

3. Домашнее задание

Познакомьтесь с другими произведениями Р. Рождественского ЗДЕСЬ

ЗА ТОГО ПАРНЯ

Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю.
Что-то с памятью моей стало,
Всё, что было не со мной, помню.
Бьют дождинки по щекам впалым,
Для вселенной двадцать лет мало.
Даже не был я знаком с парнем,
Обещавшим: «Я вернусь, мама!»
А степная трава пахнет горечью,
Молодые ветра зелены.
Просыпаемся мы, и грохочет над полночью,
То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.
Обещает быть весна долгой,
Ждёт отборного зерна пашня,
И живу я на земле доброй,
За себя и за того парня.
Я от тяжести такой горблюсь,
Но иначе жить нельзя, если
Всё зовёт меня его голос,
Всё звучит во мне его песня.
А степная трава пахнет горечью,
Молодые ветра зелены.
Просыпаемся мы, и грохочет над полночью,
То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.
Просыпаемся мы, и грохочет над полночью,
То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.
Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю.
Что-то с памятью моей стало,
Всё, что было не со мной, помню. 

Я В ГЛАЗАХ ТВОИХ УТОНУ, МОЖНО?

Я в глазах твоих утону, можно?
Ведь в глазах твоих утонуть — счастье.
Подойду и скажу: Здравствуй,
Я люблю тебя. Это сложно…
Нет, не сложно, а трудно
Очень трудно любить, веришь?
Подойду я к обрыву крутому
Стану падать, поймать успеешь?
Ну а если уеду — напишешь?
Я хочу быть с тобой долго,
Очень долго…
Всю жизнь, понимаешь?
Я ответа боюсь, знаешь….
Ты ответь мне, но только молча,
Ты глазами ответь, любишь?
Если да, то тогда обещаю,
Что ты самым счастливым будешь
Если нет, то тебя умоляю:
Не кори своим взглядом,
Не тяни своим взглядом в омут
Пусть другую ты любишь, ладно…
А меня хоть немного помнишь?
Я любить тебя буду, можно?
Даже если нельзя, буду!
И всегда я приду на помощь
Если будет тебе трудно!

Комментариев нет:

Отправить комментарий