ПЛАН КОНСУЛЬТАЦИИ
1. Теоретический блок (знакомство с презентацией или изучение статьи)
2. Практический блок (выполнение тренировочных заданий с самопроверкой)
УСПЕШНОЙ РАБОТЫ!
1. Теоретический блок
Выберите удобный для себя вариант работы:
1) презентация с комментариями консультанта (её нужно скачать);
2) самостоятельное изучение материала
Анализ
типичных ошибок участников ЕРЭ-2021
по
русскому языку
В 2020-2021 учебном
году выпускники 11 классов впервые сдавали ГИА по русскому языку в формате ЕРЭ - Единого республиканского экзамена.
Экзаменационная работа
состояла из двух частей и включала в себя 27
заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержала 26 заданий с кратким ответом. В экзаменационной
работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: задания на
запись самостоятельно сформулированного правильного ответа; задания на выбор и
запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня
ответов. Ответ на задания части 1 оформлялся
соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных
без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Часть 2 содержала одно задание открытого типа с развёрнутым ответом
(сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе
прочитанного текста.
Для подготовки к
Единому республиканскому экзамену по русскому языку был предложен банк
тренировочных заданий, аналогичных формату заданий ЕРЭ, и выпускники имели
возможность выполнять задания и решать проблемные ситуации, возникающие при их
выполнении.
По итогам проверки
работ ЕРЭ по русскому языку определены типичные ошибки и недочёты, допущенные
выпускниками.
Часть
1.
Задания 1-4 не вызвали затруднений: выпускники смогли указать варианты ответов с верно переданной информацией (задание 1, ответ 15<или>51), подобрать и записать личное местоимение на месте пропуска (задание 2, ответ ОНИ), выписали цифру, соответствующую значению слова ПЛАН в приведённом фрагменте словарной статьи (задание 3: ответ 1), определили слово с неверным ударением и выписали его (задание 4, ответ ВЛИЛАСЬ). При оформлении записи в бланке ответов имел место недочёт: вместо одного верного ответа записывали и его вариант.
Подобные недочёты встречались и при выполнении заданий 14, 16, 19, 21, 24.
Номер
задания |
Правильный ответ |
Недочёт |
1 |
15 |
15<или>51 |
14 |
снова чтобы |
снова
чтобы<или>чтобы снова |
16 |
14 |
14<или>41 |
Номер задания | Правильный ответ | Недочёт |
5 | памятным | памятный |
13 | недоумевающим | недоумевающий |
24 | глупые разумных | глупые разумные |
В задании 6 предлагалось отредактировать предложение: исправить лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово, и записать подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка (Только подлинный друг всегда искренне порадуется твоим успехам). Выпускники справились с заданием: нашли и исправили лексическую ошибку, но допустили недочёты и ошибки при заполнении бланка ответа - вместо одного синонима предлагался ряд синонимов (задание сформулировано в единственном числе!), записанное слово содержало орфографическую ошибку (в задании сформулировано требование нормы!)
Номер задания |
Правильный ответ |
Недочёт |
6 |
настоящий (или другой синоним) |
1) вместо одного синонима предлагался ряд синонимов: настоящий<или>истинный; 2) записанное слово содержало орфографическую ошибку: истиный/истенный (вместо истинный) |
В задании 8 проверялось умение устанавливать соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. С заданием выпускники справились частично. Затруднение вызвало предложение 5 (В 1952-1957 годах было проведено строительство высотных зданий, которые впоследствии получили название «Сталинских высоток» и ставших одним из символов Москвы советской эпохи): некоторые выпускники классифицировали его как нарушение в построении предложения с причастным оборотом, хотя в действительности имеет место ошибка в построении сложного предложения.
Номер задания |
Предложение |
Правильный ответ |
Ошибки |
8 |
5)
В 1952-1957 годах было проведено строительство высотных зданий, которые
впоследствии получили название «Сталинских высоток» и ставших одним из
символов Москвы советской эпохи |
Б)
ошибка в построении сложного предложения 95724 (ВАЖНО: последовательность цифр строго определена!) |
1) Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 2) последовательность цифр записывалась произвольно |
Общие замечания по заполнению бланка ответов Части 1, задания 1-26: выпускники ошибались строчками при внесении ответов – допускали исправления.
Часть
2.
В текущем учебном году
выпускникам был предложен новый тип творческой работы – сочинение по
прочитанному тексту. Именно часть 2
вызвала наибольшие трудности у участников ГИА.
Часть
2
содержала одно задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее
умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Объём
творческой работы – не менее 150 слов, творческая работа должна содержать
следующие структурные элементы:
- формулировка одной из
проблем, поставленных автором текста;
- комментарий к
сформулированной проблеме: два примера иллюстрации из прочитанного текста,
пояснение к каждому примеру-иллюстрации, анализ смысловой связи между
примерами-иллюстрациями;
- формулировка позиции
автора;
- формулировка и
обоснование своего отношения к позиции автора по проблеме исходного текста.
Оценивание сочинения
осуществлялось по критериям, представленным в таблице:
Содержание
сочинения |
||||||||||||||||||||||||
К1 |
К2 |
К3 |
К4 |
|||||||||||||||||||||
Формулировка проблем
исходного текста 0-1 балл
|
Комментарий к сформулированной
проблеме исходного текста 0-6 баллов |
Отражение
позиции автора исходного текста 0-1 балл
|
Отношение к позиции автора
по проблеме исходного
текста, аргументация собственного мнения по проблеме 0-1 балл
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
Речевое оформление
сочинения |
||||||||||||||||||||||||
К5 |
К6 |
|||||||||||||||||||||||
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность
изложения |
Точность
и выразительность речи |
|||||||||||||||||||||||
0-2 балла |
0-2 балла |
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
Грамотность |
||||||||||||||||||||||||
К7 |
К8 |
К9 |
К10 |
К11 |
К12 |
|||||||||||||||||||
Соблюдение орфографических норм 0-3 балла |
Соблюдение пунктуационных норм 0-3 балла |
Соблюдение грамматических норм 0-2 балла |
Соблюдение речевых норм 0-2 балла |
Соблюдение этических
норм 0-1 балл |
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале 0-1 балл |
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии К1 (формулировка проблемы исходного
текста), К3 (отражение позиции
автора исходного текста) не вызвали затруднений. Выпускники верно определили и
сформулировали проблему, смогли отразить позицию автора текста-первоисточника.
Затруднения вызвал
критерий К2 (комментарий к сформулированной проблеме
исходного текста), состоящий из нескольких композиционных элементов:
Элементы комментария к проблеме исходного текста
Два примера-иллюстрации |
Пояснения к примерам-иллюстрациям |
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями |
Анализ смысловой связи |
Опора на исходный текст |
|
|
|
|
|
Ошибки, допущенные в критерии К2 (комментарий к проблеме):
- отсутствие комментария;
- комментарий заменён пересказом текста;
- приведён один пример-иллюстрация вместо двух;
- пояснения к примерам-иллюстрациям отсутствуют; есть пояснение только к одному из двух примеров;
- не определена смысловая связь между примерами-иллюстрациями;
- связь определена (например: «Эти примеры дополняют друг друга...», «Эти примеры противопоставлены друг другу...», «...указывают на причинно-следственные связи», «Автор сравнивает...»), но не проанализирована (например, не указано, с какой целью эти примеры дополняют друг друга или противопоставлены друг другу).
Частичное затруднение вызвал критерий К4: выпускники смогли сформулировать отношение к позиции автора по проблеме исходного текста, но не всегда приводилась аргументация собственного мнения по проблеме.
При создании творческой
работы учащимися допускались следующие ошибки и недочёты.
1.
Логические:
§ неумение
делить текст на абзацы;
§ нарушение
причинно-следственных связей («Ребёнок в
детстве не осознаёт своего счастья, поэтому взрослые придумали миф о золотом
детстве»);
§ логический
скачок: пропуск звена в рассуждении
2.
Фактические:
§ искажения
в названии жанров литературных произведений («В
рассказе «Детство» Л. Н. Толстой описывает...»);
§ ошибки
в именах авторов («В своём романе Илья
Гончаров рассказывает о счастливом детстве Обломова»)
3.
Речевые:
§ неразличение
паронимов («на полотнах старинных
мастеров»);
§ употребление
слов иной стилевой окраски («Мы идём в
школу, где нас ждёт куча новых переживаний»);
§ нарушение
лексической сочетаемости («Детство в
жизни человека занимает фундаментальную роль»);
§ употребление
слова в несвойственном ему значении («разговор
с писательницей картин»);
§ неоправданный
повтор слов («Свои размышления автор
начинает с рассказа о своём разговоре с художницей»)
4.
Этические:
§ речевая
некорректность («Чарли Чаплин говорил о
своём детстве... Чарли вспоминал...»);
§ речевая
агрессия («маразматическая мода на
ностальгию»)
5.
Орфографические:
§ раздельное
написание частиц («в тоже время», «и чтобы
мне ни говорили, я всё равно считаю...»);
§ различение
частиц НЕ и НИ («как бы мы не относились к своему детству»,
«сколько бы трудностей не
встретилось нам на пути»);
§ Н,
НН в причастиях («уроки, полученые нами в детстве»);
§ -ТСЯ/-ТЬСЯ
в глаголах («мне трудно признатся в своих ошибках»);
§ правописание
производных предлогов («В заключении хочу сказать...»)
6.
Пунктуационные:
§ графическое
начертание многоточия («дальше пойдут
кирпичики....»;
§ отсутствие
вопросительного знака в вопросительном предложении
НЕВЕРНО |
ВЕРНО |
Почему же взрослые называют детство золотой порой. |
Почему же взрослые называют детство золотой порой? |
§ отсутствие
одного из знаков при вводном слове
НЕВЕРНО |
ВЕРНО |
Автор текста,
возможно прав. |
Автор текста,
возможно, прав. |
§ ошибки
в предложении с цитированием:
НЕВЕРНО |
ВЕРНО |
1. Как говорил В. Шефнер: «В детстве жить очень
интересно и очень нелегко». 2. «Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт» -
утверждает автор. 3. «Вот вы в детстве были счастливы?», - задаётся
вопросом В. Шефнер. |
1. Как говорил В. Шефнер, в детстве «жить очень
интересно и очень нелегко». 2. «Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт», -
утверждает автор. 3. «Вот вы в детстве были счастливы?» - задаётся
вопросом В. Шефнер. |
§ ошибки
в СПП с однородным подчинением:
НЕВЕРНО |
ВЕРНО |
Для меня детство – это пора, когда я преодолел
много трудностей, и когда я испытал много радости. |
Для меня детство – это пора, когда я преодолел
много трудностей и когда я испытал много радости. |
5. Грамматические:
§ построение
предложений с деепричастным оборотом («Подходя
к старости, эти камни начинают казаться нам лёгкими»); употребление
деепричастного оборота в безличном предложении («Размышляя над текстом В. Шефнера, мне стало жаль», «Вспоминая о детстве, нашлось мало счастливых моментов»);
§ нарушение
границ СПП («В этом меня убедила трилогия
Максима Горького «Детство». Где автор рассказывает о...»);
§ ошибки в употреблении предлогов («Эти слова подтолкнули В. Шефнера на мысль...»).
В
предстоящем учебном году на уроках русского языка следует уделить особое
внимание работе над типичными ошибками, допущенными на ЕРЭ-2021.
С целью проверки усвоения материалов консультации выполните тренировочные задания с самопроверкой. По окончании работы можно скачать именной сертификат (имя из формы регистрации).
Выполнить тренинг можно или ЗДЕСЬ, или на блоге:
Комментариев нет:
Отправить комментарий