ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

пятница, 8 октября 2021 г.

Подготовка к ЕРЭ. Консультация для обучающихся 11 классов: анализ типичных ошибок в работах по русскому языку на ЕРЭ-2021


Консультант  
Сатункина Светлана Викторовна, 
учитель русского языка и литературы 
МОУ "Школа №24 города Тореза", 
эксперт Республиканской комиссии, 
руководитель предметной группы по проверке заданий ГИА по программам среднего общего образования по русскому языку

Уважаемые одиннадцатиклассники! В этом году вы оканчиваете школу, и вам предстоит пройти сложный и ответственный этап - сдать экзамены. Первым в списке испытаний стоит экзамен по русскому языку. Уверена, что вы под руководством ваших учителей уже начали подготовку к нему. Чтобы ваша работа была продуктивной, а экзамен успешным, предлагаю вам познакомиться с типичными ошибками, допущенными участниками ГИА по русскому языку в прошлом учебном году. 

                 ПЛАН КОНСУЛЬТАЦИИ

1. Теоретический блок (знакомство с презентацией или изучение статьи) 

2. Практический блок (выполнение тренировочных заданий с самопроверкой)

                            УСПЕШНОЙ РАБОТЫ! 

1. Теоретический блок

Выберите удобный для себя вариант работы:

1) презентация с комментариями консультанта (её нужно скачать);

2) самостоятельное изучение материала

Анализ типичных ошибок участников ЕРЭ-2021

по русскому языку

В 2020-2021 учебном году выпускники 11 классов впервые сдавали ГИА по русскому языку в формате ЕРЭ - Единого республиканского экзамена.

Экзаменационная работа состояла из двух частей и включала в себя 27 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержала 26 заданий с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: задания на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа; задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов. Ответ на задания части 1 оформлялся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов),  последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Часть 2 содержала одно задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Для подготовки к Единому республиканскому экзамену по русскому языку был предложен банк тренировочных заданий, аналогичных формату заданий ЕРЭ, и выпускники имели возможность выполнять задания и решать проблемные ситуации, возникающие при их выполнении.

По итогам проверки работ ЕРЭ по русскому языку определены типичные ошибки и недочёты, допущенные выпускниками.

Часть 1.

Задания 1-4 не вызвали затруднений: выпускники смогли указать варианты ответов с верно переданной информацией (задание 1, ответ 15<или>51), подобрать и записать личное местоимение на месте пропуска (задание 2, ответ ОНИ), выписали цифру, соответствующую значению слова ПЛАН в приведённом фрагменте словарной статьи (задание 3: ответ 1), определили слово с неверным ударением и выписали его (задание 4, ответ ВЛИЛАСЬ). При оформлении записи в бланке ответов имел  место недочёт: вместо одного верного ответа записывали и его вариант

Подобные недочёты встречались и при выполнении заданий 14, 16, 19, 21, 24. 

Номер задания

Правильный ответ

Недочёт

1

15

15<или>51

14

снова чтобы

снова чтобы<или>чтобы снова

16

14

14<или>41


В задании 5 выпускники нашли предложение с неверно употреблённым словом (ПАМЯТЛИВЫМ событием), исправили лексическую ошибку, подобрав пароним, но в некоторых случаях записывали пароним в начальной форме вместо формы творительного падежа, употреблённой в предложении (Выдача этой награды была редким и ПАМЯТЛИВЫМ событием).

Номер задания

Правильный ответ

Недочёт

5

памятным

памятный

13

недоумевающим

недоумевающий

24

глупые разумных

глупые разумные

В задании 6 предлагалось отредактировать предложение: исправить лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово, и записать подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка (Только подлинный друг всегда искренне порадуется твоим успехам). Выпускники справились с заданием: нашли и исправили лексическую ошибку, но допустили недочёты и ошибки при заполнении бланка ответа - вместо одного синонима предлагался ряд синонимов (задание сформулировано в единственном числе!), записанное слово содержало орфографическую ошибку (в задании сформулировано требование нормы!)

Номер задания

Правильный ответ

Недочёт

6

настоящий (или другой синоним)

1) вместо одного синонима предлагался ряд синонимов:

настоящий<или>истинный;

2) записанное слово содержало орфографическую ошибку:

истиный/истенный (вместо истинный)

В задании 8 проверялось умение устанавливать соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. С заданием выпускники справились частично. Затруднение вызвало предложение 5 (В 1952-1957 годах было проведено строительство высотных зданий, которые впоследствии получили название «Сталинских высоток» и ставших одним из символов Москвы советской эпохи): некоторые выпускники классифицировали его как нарушение в построении предложения с причастным оборотом, хотя в действительности имеет место ошибка в построении сложного предложения

Номер задания

Предложение

Правильный ответ

Ошибки

8

5) В 1952-1957 годах было проведено строительство высотных зданий, которые впоследствии получили название «Сталинских высоток» и ставших одним из символов Москвы советской эпохи

Б) ошибка в построении сложного предложения

 95724 

(ВАЖНО: последовательность цифр строго определена!)

1) Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

 2) последовательность цифр записывалась произвольно

Общие замечания по заполнению бланка ответов Части 1, задания 1-26: выпускники ошибались строчками при внесении ответов – допускали исправления.

Часть 2.

В текущем учебном году выпускникам был предложен новый тип творческой работы – сочинение по прочитанному тексту. Именно часть 2 вызвала наибольшие трудности у участников ГИА.

Часть 2 содержала одно задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Объём творческой работы – не менее 150 слов, творческая работа должна содержать следующие структурные элементы:

- формулировка одной из проблем, поставленных автором текста;

- комментарий к сформулированной проблеме: два примера иллюстрации из прочитанного текста, пояснение к каждому примеру-иллюстрации, анализ смысловой связи между примерами-иллюстрациями;

- формулировка позиции автора;

- формулировка и обоснование своего отношения к позиции автора по проблеме исходного текста.

Оценивание сочинения осуществлялось по критериям, представленным в таблице:

Содержание сочинения

К1

К2

К3

К4

Формулировка проблем исходного текста

0-1 балл

 

 

 

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

0-6 баллов 

Отражение позиции автора исходного текста

0-1 балл

 

 

 

 

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста, аргументация собственного мнения по проблеме

0-1 балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Речевое оформление сочинения

К5

К6

Смысловая цельность,   речевая связность и последовательность изложения

 

Точность и выразительность речи

0-2 балла

0-2 балла

 

 

 

 

 

 

Грамотность

К7

К8

К9

К10

К11

К12

Соблюдение орфографических норм

0-3 балла

Соблюдение пунктуационных норм

0-3 балла

Соблюдение грамматических норм

0-2 балла

Соблюдение речевых норм

0-2 балла

Соблюдение этических норм

0-1 балл

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале 0-1 балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 























Критерии К1 (формулировка проблемы исходного текста), К3 (отражение позиции автора исходного текста) не вызвали затруднений. Выпускники верно определили и сформулировали проблему, смогли отразить позицию автора текста-первоисточника.

Затруднения вызвал критерий К2  (комментарий к сформулированной проблеме исходного текста), состоящий из нескольких композиционных элементов:

Элементы комментария к проблеме исходного текста

Два примера-иллюстрации

Пояснения к примерам-иллюстрациям

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями

Анализ смысловой связи

Опора на исходный текст

 

 

 

 

 

Ошибки, допущенные в критерии К2 (комментарий к проблеме): 

- отсутствие комментария; 

- комментарий заменён пересказом текста; 

- приведён один пример-иллюстрация вместо двух; 

пояснения к примерам-иллюстрациям отсутствуют; есть пояснение только к одному из двух примеров; 

не определена смысловая связь между примерами-иллюстрациями; 

связь определена (например: «Эти примеры дополняют друг друга...»,  «Эти примеры противопоставлены друг другу...», «...указывают на причинно-следственные связи», «Автор сравнивает...»), но не проанализирована (например, не указано, с какой целью эти примеры дополняют друг друга или противопоставлены друг другу). 

Частичное затруднение вызвал критерий К4: выпускники смогли сформулировать отношение к позиции автора по проблеме исходного текста, но не всегда приводилась аргументация собственного мнения по проблеме.

При создании творческой работы учащимися допускались следующие ошибки и недочёты.

1. Логические:

§  неумение делить текст на абзацы;

§  нарушение причинно-следственных связей («Ребёнок в детстве не осознаёт своего счастья, поэтому взрослые придумали миф о золотом детстве»);

§  логический скачок: пропуск звена в рассуждении

2. Фактические:

§  искажения в названии жанров литературных произведений («В рассказе «Детство» Л. Н. Толстой описывает...»);

§  ошибки в именах авторов («В своём романе Илья Гончаров рассказывает о счастливом детстве Обломова»)

3. Речевые:

§  неразличение паронимов («на полотнах старинных мастеров»);

§  употребление слов иной стилевой окраски («Мы идём в школу, где нас ждёт куча новых переживаний»);

§  нарушение лексической сочетаемости («Детство в жизни человека занимает фундаментальную роль»);

§  употребление слова в несвойственном ему значении («разговор с писательницей картин»);

§  неоправданный повтор слов Свои размышления автор начинает с рассказа о своём разговоре с художницей»)

4. Этические:

§  речевая некорректность («Чарли Чаплин говорил о своём детстве... Чарли вспоминал...»);

§  речевая агрессия маразматическая мода на ностальгию»)

5. Орфографические:

§  раздельное написание частиц («в тоже время», «и чтобы мне ни говорили, я всё равно считаю...»);

§  различение частиц НЕ и НИ («как бы мы не относились к своему детству», «сколько бы трудностей не встретилось нам на пути»);

§  Н, НН в причастиях («уроки, полученые нами в детстве»);

§  -ТСЯ/-ТЬСЯ в глаголах («мне трудно признатся в своих ошибках»);

§  правописание производных предлогов В заключении хочу сказать...»)

6. Пунктуационные:

§  графическое начертание многоточия («дальше пойдут кирпичики....»;

§  отсутствие вопросительного знака в вопросительном предложении

НЕВЕРНО

ВЕРНО

Почему же взрослые называют детство золотой порой.

Почему же взрослые называют детство золотой порой?

§  отсутствие одного из знаков при вводном слове

НЕВЕРНО

ВЕРНО

Автор текста,  возможно прав.

Автор текста,  возможно, прав.

§  ошибки в предложении с цитированием:

НЕВЕРНО

ВЕРНО

1. Как говорил В. Шефнер: «В детстве жить очень интересно и очень нелегко».

2. «Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт» - утверждает автор.

3. «Вот вы в детстве были счастливы?», - задаётся вопросом В. Шефнер.

1. Как говорил В. Шефнер, в детстве «жить очень интересно и очень нелегко».

2. «Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт», - утверждает автор.

3. «Вот вы в детстве были счастливы?» - задаётся вопросом В. Шефнер.

§  ошибки в СПП с однородным подчинением:

НЕВЕРНО

ВЕРНО

Для меня детство – это пора, когда я преодолел много трудностей, и когда я испытал много радости.

Для меня детство – это пора, когда я преодолел много трудностей и когда я испытал много радости.

 5. Грамматические:

§  построение предложений с деепричастным оборотом Подходя к старости, эти камни начинают казаться нам лёгкими»); употребление деепричастного оборота в безличном предложении Размышляя над текстом В. Шефнера, мне стало жаль», «Вспоминая о  детстве, нашлось мало счастливых моментов»);

§  нарушение границ СПП («В этом меня убедила трилогия Максима Горького «Детство». Где автор рассказывает о...»);

§  ошибки в употреблении предлогов («Эти слова подтолкнули В. Шефнера на мысль...»).

В предстоящем учебном году на уроках русского языка следует уделить особое внимание работе над типичными ошибками, допущенными на ЕРЭ-2021.

2. Практический блок.

С целью проверки усвоения материалов консультации выполните тренировочные задания с самопроверкой. По окончании работы можно скачать именной сертификат (имя из формы регистрации). 

Выполнить тренинг можно или ЗДЕСЬ, или на блоге:

Комментариев нет:

Отправить комментарий