ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

суббота, 22 мая 2021 г.

8_Литература. В. Скотт "Айвенго"

 XIX век называют "золотым веком" британской литературы. В это время создавали свои знаменитые романы Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей, Шарлотта Бронте, Оскар Уайльд. 

Вальтер Скотт (1771 - 1832) - шотландский прозаик, поэт, историк, адвокат; считается основоположником английского исторического романа. 

Вальтер Скотт

Вспомним:

"Исторический роман - это произведение художественной литературы, действие которого разворачиваются на фоне исторических событий и с участием реальных исторических лиц. В историческом романе сочетаются историческая правда и художественный вымысел (персонажи, события)".

 Известно, что бОльшую часть знаний Вальтер Скотт приобрёл в результате самообразования и благодаря феноменальной памяти. Он с увлечением занимался альпинизмом и литературой.  Герои романов Скотта - личности, на судьбу которых влияет история, изменение эпохи. Писатель стремился к точности в изображении исторических реалий, разработал явление "исторического колорита" (использование слов, описание деталей, создающих ощущение исторической эпохи). 

Лучшие романы писателя: "Ричард Львиное сердце""Роб Рой", "Антиквар", "Квентин Дорвард", "Пират", "Ламмермурская невеста", "Монастырь", "Уэверли". 

Пожалуй, самым известным и любимым читателями является роман "Айвенго". Он вышел в свет в 1819 году и считается одним из первых исторических романов. Успех романа был феноменальным, и книгу раскупили мгновенно. 

В. Скотт "Айвенго"

Действие романа разворачивается в 12 веке, в эпоху Средневековья, когда Англия была завоёвана норманнами. Король Ричард Львиное Сердце находится в плену у австрийского герцога Леопольда. Принц Джон сеет смуту в стране между норманнами и саксами и ведёт интриги против короля, подготавливая захват власти.

"Завоевание Англии норманским герцогом Вильгельмом значительно усилило тиранию феодалов и углубило страдания низших сословий. Четыре поколения не смогли смешать воедино враждебную кровь норманнов и англосаксов или примирить общностью языка и взаимными интересами ненавистные друг другу народности, из которых одна всё ещё упивалась победой, а другая страдала от последствий своего поражения. После битвы при Гастингсе власть полностью перешла в руки норманских дворян, которые отнюдь не отличались умеренностью. Почти все без исключения саксонские принцы и саксонская знать были либо истреблены, либо лишены своих владений; невелико было и число мелких саксонских собственников, за которыми сохранились земли их отцов. Короли непрестанно стремились законными и противозаконными мерами ослабить ту часть населения, которая испытывала врождённую ненависть к завоевателям. Все монархи норманского происхождения оказывали явное предпочтение своим соплеменникам; охотничьи законы и другие предписания, отсутствовавшие в более мягком и более либеральном саксонском уложении, легли на плечи побеждённых, ещё увеличивая тяжесть и без того непосильного феодального гнёта". 
Иллюстрация к роману "Айвенго"

После третьего крестового похода многие рыцари возвращались в Европу. 

"Солнце садилось за одной из покрытых густой травою просек леса... Сотни развесистых, с невысокими стволами и широко раскинутыми ветвями дубов, которые, быть может, были свидетелями величественного похода древнеримского войска, простирали свои узловатые руки над мягким ковром великолепного зелёного дёрна. Местами к дубам примешивались бук, остролист и подлесок из разнообразных кустарников, разросшихся так густо, что они не пропускали низких лучей заходящего солнца; местами же деревья расступались, образуя длинные, убегающие вдаль аллеи, в глубине которых теряется восхищённый взгляд, а воображение создаёт ещё более дикие картины векового леса. Пурпурные лучи заходящего солнца, пробиваясь сквозь листву, отбрасывали то рассеянный и дрожащий свет на поломанные сучья и мшистые стволы, то яркими и сверкающими пятнами ложились на дёрн...  
Иллюстрация к роману "Айвенго"

Картину первобытного леса оживляли два человека; судя по их внешнему виду, они принадлежали к числу простолюдинов. 

"Старший из них был человек угрюмый и на вид свирепый. Одежда его состояла из одной кожаной куртки, сшитой из дублёной шкуры какого-то зверя, мехом вверх; от времени мех так вытерся, что по немногим оставшимся клочкам невозможно было определить, какому животному он принадлежал. Это первобытное одеяние покрывало своего хозяина от шеи до колен и заменяло ему все части обычной одежды. Ворот был так широк, что куртка надевалась через голову, как наши рубашки или старинная кольчуга. Чтобы куртка плотнее прилегала к телу, её перетягивал широкий кожаный пояс с медной застёжкой. К поясу была привешена с одной стороны сумка, с другой - бараний рог с дудочкой. За поясом торчал длинный широкий нож с роговой рукояткой... На ногах у этого человека были башмаки, похожие на сандалии, с ремнями из медвежьей кожи, а более тонкие и узкие ремни обвивали икры, оставляя колени обнажёнными, как принято у шотландцев. Голова его была ничем не защищена, кроме густых спутанных волос, выцветших от солнца и принявших тёмно-рыжий, ржавый оттенок и резко отличавшихся от светло-русой, скорей даже янтарного цвета, большой бороды.

...медное кольцо вроде собачьего ошейника, наглухо запаянное на его шее. Оно было достаточно широко для того, чтобы не мешать дыханию, но в то же время настолько узко, что снять его было невозможно, только распилив пополам. На этом своеобразном воротнике было начертано саксонскими буквами: «Гурт, сын Беовульфа, прирождённый раб Седрика Ротервудского»".

Кто же второй? 

"Возле свинопаса (ибо таково было занятие Гурта) на одном из поваленных камней друидов сидел человек, который выглядел лет на десять моложе первого. Наряд его напоминал одежду свинопаса, но отличался некоторой причудливостью и был сшит из лучшего материала. Его куртка была выкрашена в ярко-пурпурный цвет, а на ней намалёваны какие-то пёстрые и безобразные узоры. Поверх куртки был накинут непомерно широкий и очень короткий плащ из малинового сукна, изрядно перепачканного, отороченный ярко-жёлтой каймой. Его можно было свободно перекинуть с одного плеча на другое или совсем завернуться в него, и тогда он падал причудливыми складками, драпируя его фигуру. На руках у этого человека были серебряные браслеты, а на шее - серебряный ошейник с надписью: «Вамба, сын Безмозглого, раб Седрика Ротервудского»" 

Гурт и Вамба

Гурт и Вамба, свинопас и придворный шут, шли по опушке леса, как вдруг услышали конский топот. Вскоре показалась и кавалькада из десяти всадников - важные особы и их слуги.

"Сословие и звание одной из этих особ нетрудно было установить: это было, несомненно, духовное лицо высокого ранга. На нём была одежда монаха-францисканца, сшитая из прекрасной материи, что противоречило уставу этого ордена; плащ с капюшоном из самого лучшего фламандского сукна, ниспадая красивыми широкими складками, облекал его статную, хотя и немного полную фигуру.

Его лицо так же мало говорило о смирении, как и одежда - о презрении к мирской роскоши…

Почтенный прелат ехал верхом на сытом, шедшем иноходью муле, сбруя которого была богато украшена, а уздечка, по тогдашней моде, увешана серебряными колокольчиками. В посадке прелата не было заметно монашеской неуклюжести - напротив, она отличалась грацией и уверенностью хорошего наездника". 

Кто эти люди? Участниками каких событий они окажутся? С какими трудностями столкнутся? Какими станут после жизненных побед и неудач? Кем на самом деле является рыцарь Лишённый Наследства? Какую роль в его судьбе играет Чёрный Рыцарь? Кто спасёт леди Ревекку? И кому достанется рука и сердце леди Ровены? 


Читая роман, вы узнаете о жизни средневековой Англии, о рыцарских сражениях, о верной любви, о неприглядности зла, о торжестве добра и справедливости. 

Смотреть видеоурок:

Слушать радиоспектакль
Смотреть художественный фильм "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго" 
(реж. Сергей Тарасов, 1983 г.)
Самоконтроль: тестовые задания (элементарный уровень)
Самоконтроль: тестовые задания*

Комментариев нет:

Отправить комментарий