ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

воскресенье, 2 мая 2021 г.

8_Литература. У. Шекспир, сонеты: материалы к уроку

 Уильям Шекспир (William Shakespeare, 1564 - 1616– один из самых великих драматургов и поэтов в истории человечества. Его произведения изучают во всех школах мира, а пьесы переведены на все основные языки и ставятся на сценах театров чаще, чем пьесы каких-либо других авторов. 

Единственное достоверно известное
изображение Шекспира

Литературное наследие Шекспира состоит из 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм и 3 эпитафий (надгробная надпись). 

В биографии Шекспира много неизвестного, что делает её таинственной, загадочной и необыкновенно привлекательной. Но кое-какие факты учёным всё же удалось установить. Известно, что будущий драматург родился к небольшом местечке Стратфорд-апон-Эйвоне, где в 18 лет женился и имел троих детей. 

Стратфорд-апон-Эйвон. Дом Шекспира

Вскоре Шекспир отправился в Лондон. Здесь он стал актёром, драматургом и даже совладельцем театральной кампании. 

В возрасте 48 лет Шекспир вернулся в родной город, а через три года умер. 

Бюст Шекспира в церкви
его родного города

Примерно через 230 лет после смерти Шекспира стали высказываться сомнения по поводу авторства приписываемых ему произведений - так возник "шекспировский вопрос".

Наиболее известные и часто издаваемые произведения Шекспира: 


Познакомиться кратко с биографией Шекспира: 

Смотреть документальный проект "Живой Шекспир":

Смотреть видеоурок с обзором творчества Шекспира:

Смотреть видеоурок "У. Шекспир. Сонеты"


Сонет - это стихотворное произведение, состоящее из 14 строк. Родиной сонета считается Италия. Сонет был весьма популярным стихотворным произведением. Сонеты писали Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Джованни Бокаччо, Мигель де Сервантес, Лопе де Вега, Микеланджело. К жанру сонета обращались и русские поэты - В.К.Тредиаковский, А.П.Сумароков, А. С. Пушкина, А. Дельвиг, а затем М.Волошин, К.Бальмонт, В.Брюсов.

Образцом поэтического вдохновения признаны сонеты Шекспира. Учёные утверждают, что в эпоху Шекспира сонеты считались личными стихами, не предназначенными для публикации, и распространялись среди друзей. Есть предположение, что сонеты Шекспира были изданы без его ведома. В сонетах речь ведётся от первого лица, они посвящены теме любви (хотя затрагивают разные жизненные проблемы), поэтому при чтении возникает ощущение близкого соприкосновения с внутренним миром автора. Главные адресаты посланий - смуглая леди и белокурый юноша. 

Сонеты Шекспира строятся по следующей схеме: три катрена и дистих.

Сонеты для заучивания наизусть (по выбору)

Сонет №130

Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток. 

Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.

И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.

Слушать сонет №130 в исполнении П. Морозова: 

Сонет №116

Мешать соединенью двух сердец
Я не намерен. Может ли измена
Любви безмерной положить конец?
Любовь не знает убыли и тлена.

Любовь – над бурей поднятый маяк,
Не меркнущий во мраке и тумане.
Любовь – звезда, которою моряк
Определяет место в океане.

Любовь – не кукла жалкая в руках
У времени, стирающего розы
На пламенных устах и на щеках,
И не страшны ей времени угрозы.

А если я не прав и лжет мой стих,
То нет любви – и нет стихов моих!

Слушать сонет №116:

Сонет №139

Оправдывать меня не принуждай
Твою несправедливость и обман.
Уж лучше силу силой побеждай,
Но хитростью не наноси мне ран.

Люби другого, но в минуты встреч
Ты от меня ресниц не отводи.
Зачем хитрить? Твой взгляд - разящий меч,
И нет брони на любящей груди.

Сама ты знаешь силу глаз твоих,
И, может статься, взоры отводя,
Ты убивать готовишься других,
Меня из милосердия щадя.

О, не щади! Пускай прямой твой взгляд
Убьет меня, - я смерти буду рад.

Сонет №90

Уж если ты разлюбишь — так теперь,
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя!

И если скорбь дано мне превозмочь,
Не наноси удара из засады.
Пусть бурная не разрешится ночь
Дождливым утром — утром без отрады.

Оставь меня, но не в последний миг,
Когда от мелких бед я ослабею.
Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,
Что это горе всех невзгод больнее,

Что нет невзгод, а есть одна беда —
Твоей любви лишиться навсегда.

Слушать сонет №90 

Комментариев нет:

Отправить комментарий