ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

среда, 20 апреля 2022 г.

9_Литература. Контрольное сочинение по рассказу М. Шолохова "Судьба человека"

 21.04.2022

Тема: Контрольное сочинение по рассказу М. Шолохова "Судьба человека"

Цель: контроль знаний по теме 

1. Оформите двойные листочки: 

Фирко Р., 9 класс
Двадцать первое апреля
Контрольное сочинение 
Сила духа Андрея Соколова (по рассказу М. Шолохова "Судьба человека") 

2. В качестве домашнего задания к уроку вам было предложено написать черновик сочинения на данную тему. Перечитайте его. Обратите внимание

1) это классическое сочинение по литературе, оно должно состоять из 3 частей, каждая из которых пишется с абзаца

    • вступление (в нём можно представить автора, рассказать об истории создания рассказа, его теме и проблемах, процитировать отзывы о произведении), 
    • основная часть (в ней ракрывается тема сочинения, ваша интерпретация темы, приводятся аргументы, примеры/цитаты из текста), 
    • заключение (ваши впечатления, актуальность темы, связь с современностью)

2) согласно нормам для 9 класса, объём работы - не менее 1,5 листов (т.е. 3 страницы)

3) проверьте соответствие сочинения нормам русского литературного языка (орфографическим, пунктуационным, речевым, грамматическим) 

3. Если все указанные требования соблюдены, перепишите сочинение аккуратно, разборчивым почерком на двойной лист. Ещё раз перечитайте его.

4. Передайте работу учителю в школу. 

5. Домашнее задание: к уроку 26.04.2022. Выучить наизусть по выбору  стихотворение о Великой Отечественной войне: 

  • С. Орлов "Его зарыли в шар земной" ЗДЕСЬ
  • В. Высоцкий "Братские могилы" ЗДЕСЬ, "Мы вращаем землю" ЗДЕСЬ
  • Р. Рождественский "Помните" ("Реквием") ЗДЕСЬ, "На Земле, безжалостно маленькой" ЗДЕСЬ

7_Русский язык. Сжатое изложение с описанием природы

 21.04.2022

Оформите тетради

Тема: Сжатое изложение с описанием природы

Цель: научиться сжато пересказывать текст с описанием природы

1. Теоретический блок

Изложение - это пересказ  текста (НЕ списывание!). Задача сжатого изложения - пересказать только главную информацию, опустив второстепенную. Объём сжатого изложения намного меньше текста первоисточника.

2. Практический блок

2.1. Прочитайте текст, содержащий описание природы (упр.322, стр. 132). Напишите сжатое изложение на тему "Что можно увидеть в Мещёрском крае?". Передайте только главную информацию. Помните: это сжатое изложение (НЕ списывание!). 

2.2. Отредактируйте черновик. Проверьте орфографию, пунктуацию. Проверьте, нет ли речевых ошибок. 

2.3. Напишите изложение в тетрадь. Перечитайте его. Нет ли нарушения орфографического режима? Пришлите фото работы учителю ВК после урока. 

3. Домашнее задание не задано.

вторник, 19 апреля 2022 г.

9_Русский язык. Контрольное изложение "Характер"

20.04.2022 (класс)

22.04.2022 (индивид. обучение)

Тема: Контрольное изложение с продолжением

Цель: контроль умения создавать текст-пересказ в соответствии с нормами русского языка и литературы

1. Оформите двойные листы по образцу:

Фирко Р., 9 класс
Двадцатое апреля
Контрольное сжатое изложение с продолжением
Характер

2. Прослушайте текст дважды и напишите сжатое изложение (не менее 70 слов). Отредактируйте черновик. Воспользуйтесь рекомендациями

1. Определите тему текста.
2. Сформулируйте основную мысль.
3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.
4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.
5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

3. После изложения с абзца напишите творческую часть: выскажите свою позицию по данной проблеме (согласие/несогласие с автором текста); расскажите о своём характере (сильный, решительный, слабый характер, ещё не сложился); приведите примеры того, какие трудности и как вы преодолевали в своей жизни. Общий объём работы (изложение + творческая часть) не менее 150 слов.

4. Перешлите фото работы учителю ВК после урока. !!!НО если есть возможность, лучше передать работу в школу.

7_Факультатив "Знай и люби родной язык". Лексика ограниченного употребления. Термины

 20.04.2022

Тема: Лексика ограниченного употребления. Термины

Цель: показать роль терминов в тексте

Дорогие семиклассники! На прошлом занятии мы рассмотрели, что представляет собой необщеупотребительная лексика. Сегодня мы продолжим работу над этой темой, познакомимся с примерами употребления такой лексики в тексте. 

Переход к занятию ЗДЕСЬ 

11_Индивидуальный проект. Подготовка к защите проекта. Публичное выступление.

 20.04.2022

Тема: Подготовка к защите проекта. Публичное выступление. 

Цель: оказать помощь в подготовке к защите проекта 

1. Теоретический блок 

Уважаемые одиннадцатиклассники! Приближается время защиты проекта. Напоминаю вам, что защита проекта проходит в форме публичного выступления на конференции. Изучите предложенный материал, учитывайте его при подготовке к защите.

1.1. Защита работы проходит обычно в течение 6-10 минут (5-7 минут на выступление, 1-3 минуты – ответы на вопросы).

Чтобы дать возможность выступить всем участникам конференции, необходимо строго соблюдать регламент выступления. Важно хорошо ориентироваться в количестве необходимого времени, для этого нужно несколько раз озвучить доклад заранее, уби­рая из него все лишнее, отрепетировать выступление вместе с учителем.

Великий оратор Цицерон говорил: «Обязанность оратора заключается в следующем: найти, что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести».

Защита проекта считается успешной при получении определенного количества баллов. 

1.2. К публичной защите проекта вы должны подготовить:

1. Письменное описание проекта (требования к оформлению ЗДЕСЬ; образец оформления проекта ЗДЕСЬ)

2. Отзыв руководителя (готовит руководитель).

3. Проектный продукт (например: буклет, презентация, реферат, стенд)

4. Публичное выступление, раскрывающее суть вашей работы (ваша речь + сопутствующая презентация)

1.3. Общий план публичного выступления выглядит следующим образом:

1. Приветствие.

2. Актуальность и цель проекта.

3. Основные этапы проекта и их задачи, методы и средства их достижения.

4. Характеристика (представление) проектного продукта.

5. Самоанализ успешности проектной работы, перспективы развития проекта.

6. Ответы на вопросы жюри.

Например:

"Уважаемые слушатели, члены жюри! 

Я ученик (ца)___класса, ...(Фамилия Имя). Руководитель моей работы ....(Фамилия И.О., должность) 

Тема моего проекта... Выбранная тема является актуальной, потому что... Таким образом, целью проекта было... Для достижения которой потребовалось решить следующие задачи... 

Для этого я ....... изучил источники (краткая характеристика источников информации)/работал в библиотеках/побывал на экскурсии/провёл опрос, поставил опыты и т.д. 

В результате мне удалось создать... 

К преимуществам/недочетам работы можно отнести.... 

В процессе работы над проектом я научился... Буду продолжать работать над проектом или буду работать над другой темой (почему?) 

Благодарю за внимание. Готов(а) ответить на Ваши вопросы"

1.4. Кроме содержания выступления, нужно помнить о том, как это содержание подается. Выступающий должен говорить (не читать!) свободно, достаточно громко, эмоционально, грамотно, логично, уверенно, обращаясь к аудитории, членам жюри, наглядному материалу или слайдам.

Если по какой-то причине вы не уложились в установленное для доклада время, после напоминания ведущего вам следует в течение 15-30 секунд красиво завершить выступление: "...о моей работе можно сказать еще многое, но я перехожу к основным выводам..."

После комиссия задаёт дополнительные вопросы, чтобы удостовериться, насколько качественно вы реализовали проект. Лучше всего заранее продумать ответы на возможные вопросы (Подумайте, какие вопросы вы задали бы себе на месте члена жюри?). Наиболее часто члены жюри задают следующие вопросы (многих из них можно избежать, если грамотно и четко выстроить первую часть выступления, качественно оформить письменную часть, проектный продукт и презентацию):

1. Почему вы выбрали именно эту тему? В чем ее актуальность? Какие цель и задачи ставили? Удалось ли их достичь? Какие перспективы развития темы?

2. Вопросы связанные с глубиной понимания предметного содержания. Например: Какой смысл вы вкладывали в то или понятие? Как вы аргументируете сделанный выбор? Почему вы выбрали именно эти методы и способы ведения проекта?

3. Какими источники информации вы пользовались? Почему они заслуживают доверия?

4. Как вы сами оцениваете свою работу (отдельные этапы проекта)? Что получилось лучше, что хуже? Почему? Как справлялись с возникающими трудностями?

Не бойтесь самостоятельно назвать преимущества и недочеты вашей работы. Способность к честному и объективному самоанализу является чертой талантливого человека. Скромно похвалите себя, назовите ошибки, которые вы учтете в будущем, чему научились в процессе работы над проектом.

На каждый вопрос нужно быстро реагировать, ориентироваться и отвечать. Таким образом проверяют, насколько хорошо ученик подготовился к защите, знает свою тему и может аргументированно отстаивать свою позицию.

Если вы не знаете ответа на поставленный вопрос, постарайтесь не волноваться и отвечать так, как понимаете тему. Если вы не уверены в том, что правильно поняли вопрос, можно попросить его переформулировать или задать уточняющие вопросы.

Главное не бояться преподавателей и помнить, что они не хотят «завалить», а просто разговаривают, как с равным, и также пытаются понять, насколько вы можете раскрыть тему и проанализировать свою работу самостоятельно. 

2. Практический блок 

Опираясь на материалы статьи, выполните необходимые действия по подготовке к защите вашего проекта. 

3. Домашнее задание 

Обратитесь к руководителям, предоставьте им ваши проекты для изучения и написания отзыва, который вы должны предоставить на конференции по защите проекта. 

7_Русский язык. Частица как служебная часть речи. Разряды частиц

 20.04.2022

Тема: Частица как служебная часть речи. Разряды частиц

Цель: изучить разряды частиц; научиться находить частицы в предложении

1. Теоретический блок 

1.1. Изучите материал по учебнику: §66, 67 

1.2. В помощь видеоурок: 

2. Практический блок 

2.1. Рассмотрите таблицу. Обратите внимание на разряды частиц и на их примеры. 

РАЗРЯДЫ ЧАСТИЦ

 

Смысловые (модальные) частицы

Формообразующие частицы

вопросительные

ли, неужели, ужели, разве

бы (для образования условного наклонения)

пусть, пускай, дай, ну, давай (для образования повелит. наклонения)

восклицательные

как, что за, ну и

бывало, было (для образования особых форм прошедшего времени)

ограничительные

только, лишь, единственно, исключительно, почти, хотя бы

более, менее, самый служат средством образования форм сравнительной и превосходной степени

указательные

Вот (а вот), вон (а вон), это

усилительные

ни, ведь, всё, всё-таки, даже, же, уж, и, -то

Отрицательные частицы

уточнительные

именно, как раз, подлинно, приблизительно, ровно, точь-в-точь

не
ни

нет

собственно модальные/сомнение

авось, вряд ли, едва ли, пожалуй, чай

 

сравнительные

будто, как будто, как бы, словно

утвердительные

да, так

субъективная передача чужой речи

де, дескать, мол, якобы

2.2. Выполните упражнение. Спишите предложения. Найдите в них частицы и подчеркните. В скобках укажите, для чего нужны эти частицы (см. таблицу выше). Например: Пусть всегда будет солнце! (для образования повелительного наклонения глагола)

1) Давайте не будем вспоминать прошлые обиды! 
2) На концерте сестра спела бы ещё лучше, если бы не волновалась. 
3) Мой брат считается самым умным среди одноклассников. 
4) Да здравствует наша великая Родина! 
5) Пожелтевшая было листва снова стала зелёной. 

3.  Домашнее задание

Выполните по выбору одно из упражнений - 409, 411, 413, 415, 416. Частицы надпишите - Ч

понедельник, 18 апреля 2022 г.

8_Воспитательная работа. Традиции. Празднование Пасхи

 19.04.2022

Тема: Традиции. Празднование Пасхи

Цель: познакомить с традициями христиан

В 988 году Русь приняла христианство. Христианское учение провозглашало гуманное отношение ко всему живому, давало четкие представления о нравственных нормах. Во главу угла ставились не власть, богатство и успех, а добродетель, терпимость, способность придти на помощь ближнему. Христианство могло утешить человека, простить ему грехи, очистить душу и подарить надежду на вечную жизнь. Всё это, вместе взятое, служило нравственному очищению общества, поднимало его на новую ступень развития. Принятие христианства отразилось на развитии образования, письменности и духовной жизни. Появились и новые традиции; одна из них - празднование Пасхи.