ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

воскресенье, 17 апреля 2022 г.

8_Русский язык. Междометия в предложении, выделительные знаки препинания при них.

 18.04.2022

Тема: Междометия в предложении, выделительные знаки препинания при них.

Цель: научиться находить междометия в тексте, выделять их пунктуационно

1. Теоретический блок

1.1. Изучите материал учебника: §63

1.2. В помощь видеоурок: 

2. Практический блок 

Опираясь на материал таблицы, расскажите о междометиях

МЕЖДОМЕТИЯ

 

Эмоциональные

Императивные

Этикетные

А) удовлетворение, восторг, радость;

Б) сожаление, горе, тоска;
В) удивление, испуг, недоумение;
Г) злость, протест, недовольство;
Д) ирония, презрение, сарказм;
Е) оценка обстановки, услышанной речи.

А) призыв;

Б) сигнал к действию, повеление, приказ.

Выражают просьбу, прощание, благодарность и прочее.

Браво, ура, а, ах и т.п.

Увы, эх, ах, ой и т.д.
М-да, батюшки, ба, ох и пр.
Эх, но-но, ах ты Господи и др.
Фу, тьфу, фи и т.д.
Вот ещё, ей-богу, дудки и т.п.

Эй, ау, алло и пр.

Айда, марш, кыш, брысь и т.д.

До свидания, спасибо, салют, мерси и др.

3. Домашнее задание

Выполните упражнение. Спишите текст, расставьте знаки препинания. Выделите ГО. Обозначьте условными обозначениями обращения, междометия (М). Пришлите фото работы учителю ВК после урока. Подпишите файл: 8_РЯ_Мурцыта_18.04

1. Чу за тучей прогремело принахмурилась земля. 

2. Ах как красиво восхищённо воскликнула Соня выглянув в окно.

3. Но вот наконец-то подъём позади. Ух как отсюда всё хорошо видно! 

4. Эй залезай к нам в кабину дружок.

5. Ох мне это путешествие дорого досталось!

6. Ах у радости быстрые крылья золотые да яркие перья!

7. О в этом радужном виденье какая нега для очей! 

8. Ах ты обжора! Не трожь пряники! 

9. О море ночное я видел тебя и в жизни своей не забуду.

7_Русский язык. Культура речи. Правильное использование в речи союзов-синонимов.

 18.04.2022

Тема: Культура речи. Правильное использование в речи союзов-синонимов.

Цель: познакомиться с союзами-синонимами, научиться грпмотно использовать их в речи 

1. Теоретический блок

1.1. Известно, что синонимы - это слова, близкие по смыслу. Например: кудрявый - кучерявый - волнистый. 

Существуют синонимичные союзы, то есть союзы, близкие по смыслу. Например (запишите в тетрадь): 

Союзы-синонимы

Когда = как только, лишь только
Но (зато)= однако же, зато
Словно = как будто = будто бы
Или = то есть
И = тоже, также, да 

1.2.  Противительный союз ОДНАКО равен по значению союзу НО, когда он выступает как средство связи однородных членов или стоит в начале простого предложения в составе сложного, например (подставьте вместо ОДНАКО союз НО):

1) Мы не надеялись никогда более встретиться, ОДНАКО встретились. (М. Ю. Лермонтов)
2) Мой друг пришёл неожиданно, ОДНАКО я был рад его приходу.

Если же слово ОДНАКО стоит в середине предложения или в конце (и при этом ничего НЕ соединяет), то вместо него нельзя поставить союз НО, так как в этих случаях ОДНАКО не является союзом. Например: 

1) Ветер, ОДНАКО, крепчает.
2) Ветер крепчает, ОДНАКО.
3) "ОДНАКО уходить надо!" - сказал Дерсу Узала, посматривая на свинцовую тучу. 

2.  Практическая работа

Прочитайте стихотворение Г. Шпаликова "Людей теряют только раз". Найдите союзы. Сколько их? Я насчитала 8.

Людей теряют только раз,
И след, теряя, не находят,
А человек гостит у вас,
Прощается и в ночь уходит.
А если он уходит днем,
Он все равно от вас уходит.
Давай сейчас его вернем,
Пока он площадь переходит.
Немедленно его вернем,
Поговорим и стол накроем,
Весь дом вверх дном перевернём
И праздник для него устроим. 

3. Домашнее задание 

Спишите предложения, заменив союзы синонимичными, заключите эти союзы в овал: 

1) Лишь только пригреет солнце, распустится первая зелень. 
2) В полях на травинках, как будто слеза, блестит утренняя роса. 
3) Гиппопотам, то есть бегемот, - очень крупное и опасное животное. 
4) Катерина любит петь народные песни, Таня тоже увлекается вокалом. 
5) Ветер затих, шторм на море закончился, однако небо ещё не расчистилось. 
6) Мы вернулись из похода уставшие, зато счастливые. 
7) Я стала посещать волейбол, и сестра захотела ходить со мной.

9_Русский язык. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи (продолжение)

18.04.2022 (класс)                                                  

21.04.2022 (индивид. обучение)                                             

Работаем устно и онлайн!

Тема: Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи (продолжение)

Цель: совершенствование пунктуационных навыков

1. Теоретический блок

1.1. Повторите материал учебника §38

1.2. В помощь видео ЗДЕСЬ 

2. Практический блок 

Устно решите задание. Прочитайте текст. Среди предложений 1-10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну… (2)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

– (3)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (4)Таня! (5)Загляни в шкатулку!

– (6)Нету, – тихо сказала Таня. – (7) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(8)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (9)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (10)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…».

Ответ: 10

3. Домашнее задание 

Напишите онлайн диктант. Результат не присылайте, я вижу работу в личном кабинете. 

Вопросы - ответы. Критерии оценивания выразительности чтения

 ВОПРОС:

Каковы критерии оценивания выразительного чтения произведений литературы?

ОТВЕТ:

Школьникам в процессе изучения литературы необходимо учить/читать/сдавать  стихотворные и прозаические тексты наизусть. Это достаточно напряжённый процесс, но он необходим, так как развивает память, логическое и образное мышление, воспитывает усидчивость, закаляет силу воли. Тексты наизусть необходимо читать выразительно. Возникает вопрос, что учитывается при выразительном чтении

Критерии оценивания выразительности чтения

1. Представлены автор, название произведения, его жанр.

2. Безупречное владение текстом. Безошибочность.

3. Высокий уровень дикции и отчётливое произнесение окончаний слов. Умение читать четко, внятно (не заглатывать звуков, не гнусавить).

4. Правильное логическое ударение (их длительность и характер).

5. Изменение силы голоса (сочетание силы голоса, высоты и длительности в ударении).

6. Выразительное чтение на основе самостоятельной интерпретации авторской позиции (гнев, восторг, ирония, спокойствие, веселость, грусть, насмешка, восхищение).

7. Верная интонация (перечисления, выделения, конца предложения; попытка воспроизвести голосом и интонацией переживание лирического героя).

8. Правильная расстановка пауз (соотношение логических и ритмических пауз. Паузы: психологические, начальные, финальные паузы)

9. Умение выявить и передать авторский замысел.

пятница, 15 апреля 2022 г.

9_Литература. М.А.Шолохов. «Судьба человека». Андрей Соколов – собирательный образ русского человека

 15.04.2022

Тема: М.А.Шолохов. «Судьба человека». Андрей Соколов – собирательный образ русского человека

Цель: дать характристику образа главного героя

1. Теоретический блок 

Ознакомьтесь с темой, изучив источник по выбору: 

1) посмотрите видео с анализом образов произведения ЗДЕСЬ

2) прочитайте характеристику образа ЗДЕСЬ 

2.  Практический блок

2.1. Перечитайте и проанализируйте цитаты, характеризующие Андрея Соколова: 

Имя главного героя - Андрей Соколов: 
"..«Кто Соколов Андрей?» Я отозвался..."
Возраст Андрея Соколова - 45-46 лет (в 1946 году): 
"...с тысяча девятьсотого года рождения..." 
Внешность Андрея Соколова:
"...Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском..." 
"...Я пожал протянутую мне большую, черствую руку..." 
"...Он достал из кармана защитных летних штанов свернутый в трубку малиновый шелковый потертый кисет, развернул его..." 
"...Он положил на колени большие темные руки, сгорбился..." 
"...мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника..." 
"...А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах вaтник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука… Еще тогда я подумал: «Или вдовец, или живет не в ладах с женой».." 
"...человек поднялся, протянул большую, твердую, как дерево, руку..."
"...держась за полу отцовского вaтникa..." 
 Андрей Соколов - человек с тяжелой судьбой: 
"...Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше..." 
"...Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!.." 
Андрей Соколов - сильный мужчина. Он не любит жаловаться: 
"...Нет! На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала..." 
 В плену Андрей голодает и терпит издевательства: 
"...до войны весил я восемьдесят шесть килограмм, а к осени тянул уже не больше пятидесяти. Одна кожа осталась на костях, да и кости-то свои носить было не под силу. А работу давай, и слова не скажи, да такую работу, что ломовой лошади и то не в пору..." 
"...Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии..."
 Андрей Соколов - гордый человек: 
"...Думаю про себя: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант?.." 
"...хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скот*ну они меня не превратили, как ни старались..." 
 Андрей Соколов - храбрый, смелый человек: 
"...«Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат..." "...это тебе за смелость», — и подает мне со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала..." 
Андрей Соколов - справедливый человек: 
"...«Всем поровну», — говорю ему. Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учет, ну, а сала, сам понимаешь, только губы помазать. Однако поделили без обиды..."  
Андрей Соколов - крепкий мужчина: 
"...я вернусь, мои родные, не горюйте обо мне, я крепкий, я выживу, и опять мы будем все вместе…" 
 Андрей Соколов - человек с несгибаемой волей: 
"...И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит..." 

2.2. Посмотрите фрагмент из к/ф "Судьба человека" ЗДЕСЬ. Какие качества проявляет Соколов в истории с мальчиком-сиротой Ванюшей? 

2.3. Дайте устный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (выберите один из трёх вопросов). Отправьте голосовое сообщение учителю ВК после урока. 

1) Как в судьбе Андрея Соколова отразилась судьба целого народа? 
2) Что помогло Андрею Соколову выстоять на войне?
3) Как человек вынес то, что вынести нельзя? (На образе Андрея Соколова) 

3.  Домашнее задание

Соберите материал (аргументы, примеры, цитаты) к сочинению об Андрее Соколове. 

четверг, 14 апреля 2022 г.

8_Литература. М.А.Булгаков. Повесть «Собачье сердце».

 15.04.2022

Тема: М.А.Булгаков. Повесть «Собачье сердце». 

Цель: познакомить с историей создания и темой повести

1. Теоретический блок

Изучите тему, посмотрев видеоурок. Составьте тезисы по теме урока. Пришлите фото учителю ВК после урока.

2. Практический блок

Прочитайте главу 1 ЗДЕСЬ, обратите внимание, как выглядит мир глазами собаки. Устно ответьте на вопросы. Отправьте голосовое сообщение учителю ВК после урока

Вопросы для устного ответа по главе 1

1) Какое время изображено в повести? 
2) Какое настроение вызывает у читателя пейзаж? 
3) Чьими глазами мы видим жизнь? От чьего лица ведётся повествование в 1 главе? В чём фантастичность этого образа? 
4) Что наблюдает бездомный и безродный пес в послереволюционной Москве? Как живут люди?
5) Опишите, каким вы представляете пса? 
6) Ему присущи человеческие черты. Какие? 
7) Сделайте вывод, каким же предстаёт перед читателями мир, увиденный глазами Шарика?

3. Домашнее задание

Изучите тему, выбрав источник(и) по силам. Выполните тест ЗДЕСЬ. Скрин экрана с результатом пришлите учителю ВК до следующего урока. Подпишите файл: 8_РЛ_Безносюк_15.04.

Материалы для изучения

3. Слушать/смотреть краткое содержание от MyBook
3. Слушать аудиокнигу
4. Читать анализ произведения: тема, идея, герои, композиция, жанр
5. Смотреть художественный фильм "Собачье сердце"

8_Русский язык. Вставные слова, словосочетания и предложения

 15.04.2022

Тема: Вставные слова, словосочетания и предложения

Цель: научиться находить в тексте вставные слова, словосочетания и предложения, выделять их пунктуационно

1. Теоретический блок

1.1. Изучите тему, посмотрев видеоурок: 

1.2. Ознакомьтесь с материалом учебника: §62

2. Практическая работа 

Выполните тестовые задания (у вас 1 попытка!). Результат не присылайте, я вижу работу в личном кабинете. 

3. Домашнее задание

1) Выучите теорию §62

2) Выполните по выбору упр. 387, 389. Фото пришлите учителю ВК после урока.