ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

воскресенье, 13 февраля 2022 г.

9_Русский язык. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения

 14.02.2022

Тема: Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения

Цель: познакомиться с порядком пунктуационного разбора; научиться выполнять данный вид разбора

1. Теоретический блок

1.1. Изучите тему, посмотрев видеоурок (начните с 3.42 мин.)

1.2. Ознакомьтесь с материалом учебника - §30 на стр.117

2. Практический блок

2.1. Запишите предложения и выполните их пунктуационный разбор

1) Я давно считаю, что каждый должен любить музыку и живопись.

2)  Находясь на вершине горы, мы стоим и любуемся, как в лазурном заливе плывут белые парусники.

3) Весною иволга появляется поздно, когда в рощи, уже одетые листвою и травою, все певчие птицы давно прилетели.

2.2. !!! Подготовка к ОРЭ. Выполните тестовые задания. Результат не присылайте, я вижу работу в личном кабинете. 

3. Домашнее задание в честь Дня святого Валентина отменяется! 

7_Русский язык. Контрольный диктант

 14.02.2022

Тема: Контрольный диктант

Цель: контроль знаний, умений и навыков по теме

Инструкция по выполнению работы

1. Возьмите двойной лист в линию, оформите работу (см. ОБРАЗЕЦ ниже). Можно написать диктант на развёрнутом двойном листе, тогда достаточно одного фото. Следите за почерком и качеством фотографии! Текст должен быть читаемым!

2. Запишите текст, вставив пропущенные буквы и знаки препинания

3. Фото работы пришлите учителю ВК в день урока. Если возникают вопросы, форс-мажорные обстоятельства, сообщите учителю (телефон, почта, ВК)

Гашакова Д, 7 класс
Четырнадцатое февраля
Контрольный диктант
   Была сер..дина воскрес(?)ного дня. В саду (кое)где дымили к(а,о)стры(?) вверху изредк(а,о) пер..кликались птицы(?) ленив(а,о) и бе(с,з)цельн(а,о) гол..сили гри(п,б)ники.
   Впереди ст..яла(?) чуть выд..ваясь к дороге(?) (не)крупная б..реза(?)  тр..пещущая от т..пла и со(?)нца.
   Я осторожн.. пр..остановился(?) заметив вп..реди(?) парящий в воздухе(?) б..рёзовый л..сток. Медле(н,нн)о(?) (не)охотно(?) и торжестве(н,нн)о падал он(?) ц..пляясь за ветки(?) и листья.
   Лист кружился(?) и (по)немногу оп..дал к з..мле, на которой пре(т,д)стояло ему истлеть и самому стать з..млёй.
   Я по(т,д)ставил руку, и лист запрост.. нарядной бабоч(?)кой опустился на мою л..донь. Сначал.. он ослаб(?) ра..клеился на моей л..дони и наконец (з,с)делался вялым и бе..защитным.
   Я (долго)долго смотрел на б..резу. Там, вв..рху, в з..лёной л..стве жил этот маленький листок, которому суждено было первому п..дать п..чальную весть лесу о наступивш..й осени. 
   Мне стало грус(?)но.

9_Родной язык. Русский язык в Интернете. Орфографический и пунктуационный практикум

 14.02.2022

Тема: Русский язык в Интернете. Орфографический и пунктуационный практикум

Цель: выяснить, какие вопросы и темы чаще всего интересуют пользователей интернета; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность

1. Теоретический блок

Познакомьтесь с материалами рубрики "Круг чтения" на стр. 94. Устно ответьте на вопросы:

1) О каких книгах идёт речь в статье?

2) Чему посвящены эти книги?

3) Что вы знаете об авторах этих книг?

2. Практический блок

2.1. Прочитайте статью из упр. 149 на стр. 94-95 

Основываясь на материалах статьи, сформулируйте и запишите вопросы и темы, которые чаще всего интересуют пользователей интернета. 

2.2. Орфографический и пунктуационный практикум: интерактивный диктант по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет". Результат не присылайте, я вижу работу в личном кабинете. 

3. Домашнее задание в честь Дня святого Валентина отменяется! ♥♥♥♥♥♥♥

9_Русский язык. Подготовка к ОГЭ. Задания 6 - 8

 Часть 2 Задания 6-9

Ответами к заданиям 6 - 8 являются слово (несколько слов), или последовательность цифр, которые следует записать в поле ответа. 

Прочитайте текст и выполните задания 6—8.

(1)В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. (2) Неделю не ходит, две... (3)Телефона у Лёвы не было, и одноклассники, по совету учительницы, решили сходить к нему домой. (4)Дверь открыла Левина мама. (5)Лицо у неё было очень грустное. (6)Ребята поздоровались и робко спросили:
— Почему Лёва не ходит в школу? (7)Мама печально ответила:
— Он больше не будет учиться с вами. (8)Ему сделали операцию. (9)Неудачно. (10)Лёва ослеп и сам ходить не может...
(11)Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:
— А мы его по очереди в школу водить будем.
(12)— И домой провожать.
(13)— И уроки поможем делать, — перебивая друг друга, защебетали одноклассники. 
(14)У мамы на глаза навернулись слёзы. (15)Она провела друзей в комнату. (16)Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах. (17)Ребята замерли. (18)Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. (19)Лёва с трудом сказал:
— Здравствуйте.
(20)И тут со всех сторон посыпалось:
— Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.
(21)— А я расскажу, что мы проходили по алгебре.
(22)— А я по истории.
(23)Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. (24)По лицу мамы градом катились слёзы. (25)После ухода ребята составили план — кто когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу. (26)В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске. (27)А как замирал класс, когда Лёва отвечал! (28)Как все радовались его пятёркам, даже больше, чем своим! (29)Учился Лёва прекрасно. (30)Лучше учиться стал и весь класс. (31)Для того, чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. (32)И ребята старались. (33)Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. (34)Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты... (35)Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. (36)И там нашлись друзья, которые стали его глазами. (37)После института Лёва продолжал учиться и, в конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным. (38)Не счесть людей, прозревших для добра.
(По Б. Ганаго*)
*Борис Ганаго – известный детский белорусский православный писатель.

6. Анализ содержание текста. 

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Лёва ленился учиться и стал прогуливать уроки. 
2) После неудачной операции Лёва ослеп и не мог ходить в школу. 
3) Помогая Лёве, ребята сами стали лучше учиться. 
4) Своим пятёркам ребята радовались больше всего. 
5) После института Лёва стал математиком с мировым именем.

7. Анализ средств выразительности. 

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. 
2) — И уроки поможем делать, — перебивая друг друга, защебетали, как птички, одноклассники. 
3) А как болел душой класс, когда Лёва отвечал! 
4) По лицу мамы градом катились слёзы.
5) Для того чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать.

8. Лексический анализ.

Найдите в тексте фразеологизм со значением ВОЛНОВАТЬСЯ, ПЕРЕЖИВАТЬ, БЕСПОКОИТЬСЯ. Напишите этот фразеологизм.

пятница, 11 февраля 2022 г.

9_Литература. Н. В. Гоголь "Мёртвые души". История создания поэмы. Смысл названия

 11.02.2022

Тема: Н. В. Гоголь "Мёртвые души". История создания поэмы. Смысл названия

Цель: познакомиться с историей создания поэмы, раскрыть смысл названия

Оформите тетради: число, классная работа, тема урока

Пришлите фото работы учителю ВК после урока.

1. Изучите тему, посмотрев видеоурок. Составьте тезисы или конспект урока 

2. Главный герой поэмы, делец-приобретатель Чичиков, приезжает в губернский город с целью приобретения весьма странного товара - «мертвых душ» (мертвые фактически, но живые по бумагам души крестьян). В процессе реализации замысла ему доводится посетить местных помещиков. Их пять. Каждому помещику посвящена отдельная глава (2 - 6). Каждая глава - эта портретная характеристика помещика, построенная по одинаковому плану:

  • Краткая характеристика помещика (описание внешности).
  • Описание усадьбы помещика.
  • Описание совместной трапезы (застолья) - чем и как угощают помещики Чичикова.
  • Как помещики реагируют на предложение Чичикова о продаже мертвых душ.
  • Дальнейшие действия помещиков. Порядок следования помещиков неслучаен, автор выводит некую закономерность, которая приводит к экономическому и моральному упадку помещичий класс.

3. Изучите таблицу и сделайте вывод, что символизирует каждый образ и что объединяет помещиков. Начертите таблицу в тетради. 

Помещик

Экономический упадок

Моральное разложение

Манилов 

(2 глава)

бесхозяйственный помещик

праздный мечтатель, живущий в ми­ре своих грез - «рыцарь пустоты»

Коробочка 

(3 глава)

мелочная скопидомка

«дубиноголовая»

Ноздрев 

(4 глава)

безалаберный прожигатель жизни

бесшабашный враль, мот и шулер

Собакевич 

(5 глава)

прижимистый и упрямый хозяин

оскотинившийся кулак.

Плюшкин 

(6 глава)

скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения

«прореха на человечестве»

Общие черты всех помещиков

низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными крестьянами, нравственная нечистоплотность, и, наконец, отсутствие элементарного понятия о патриотизме

4. Домашнее задание

Прочитайте главу 2, посвящённую помещику Манилову. Составьте план главы. Выпишите 5 цитат, характеризующих Манилова. Пришлите фото работы учителю ВК до следующего урока.

ПОМОЩЬ: текст глава 2

9_Русский язык. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения

 11.02.2022

Тема: Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения

Цель: познакомиться с порядком разбора; научиться выполнять синтаксический разбор СПП

1. Теоретический блок

1) Изучите тему, посмотрев видеоурок (с начала до 3.42 мин.): 

2) Изучите материал учебника - §29 стр.113-114

2. Практический блок

1) Прочитайте текст упр.176
2) Выпишите три сложноподчинённых предложения (на выбор) и выполните их синтаксический разбор. Пришлите фото/скрин учителю ВК после урока. Подпишите файл по образцу: 9_РЯ_Фирко_11.02

3. Домашнее задание. 

Подготовка к ОРЭ. Выполните тренинг №3 ЗДЕСЬ. В тетради запишите номер задания и ответ к нему. Например:

2. Ответ _______
3. Ответ_______         и т. д. 

Пришлите фото/скрин работы учителю ВК до следующего урока.

четверг, 10 февраля 2022 г.

8_Литература. А. Блок "Россия"

 11.02.2022

Тема: А. Блок, краткий рассказ о поэте. «Россия».  Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. 

Цель: познакомться с личностью А. Блока; проследить отражение исторической темы в  стихотворении "Россия", раскрыть его актуальность

Оформите тетради: число, классная работа, тема урока

1. Теоретический блок

Изучите тему, посмотрев видеоурок. Составьте план/тезисы/конспект урока:


2. Практический блок

1) Выразительно прочитайте по тексту стихотворение А. Блока "Россия". 

2) Устно ответьте на вопросы:
  • Каковы тема и идея стихотворения?
  • Какой описал Россию поэт?
  • Как Блок относится к Родине?
  • Какие средства выразительности использует автор?
  • В чём актуальность стихотворения сегодня?
  • Как вы понимаете строки:
А ты все та же — лес, да поле, 
Да плат узорный до бровей…

3)  Расскажите стихотворение выразительно наизусть. Пришлите видео прочтения или ссылку на него после урока (кто этого ещё не сделал).

3. Домашнее задание

Выучите наизусть стихотворение Н. Гумилёва "Слово". Пришлите видео чтения до следующего урока.

ПОМОЩЬ: 

- стихотворение "СЛОВО" читает Павел Морозов

романс на стихи Н. Гумилёва  в исполнении Полины Агуреевой