ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

четверг, 10 февраля 2022 г.

7_Русский язык. Выборочное изложение текста (художественное описание портрета литературного героя).

 11.02.2022

Тема: Урок развития речи. Выборочное изложение текста (художественное описание портрета литературного героя).

Цель: повторить понятие "портрет"; научить писать выборочное изложение текста, содержащего описание внешности литературного героя

Оформите рабочие тетради по образцу:

Одиннадцатое февраля
Классная работа
   Выборочное изложение текста с описанием внешности литературного героя

1. Повторение

Портрет литературного героя - это описание внешности литературного персонажа. К описанию внешности относится описание возраста, роста, фигуры, лица и его выражения, причёски, одежды, походки, манеры держаться. Для описания внешности часто достаточно описания какой-нибудь отличительной особенности, яркой черты персонажа.

2. Подготовка к выборочному изложению

1) Выборочное изложение - это такой вид изложения, когда пересказывается не весь текст, а только те эпизоды, которые содержат информацию, соответствующую заданию. 

2) Прослушайте текст. Во время первого звучания текста определите фрагменты, содержащие описание внешности литературного героя  (в основе фрагмента - описание внешности известного русского пианиста и композитора Антона Григорьевича Рубинштейна). Сделайте записи на черновике. Вам поможет план текста (план НЕ записывать):

1. В зал вошёл пожилой господин
2. Описание внешности:
  а) рост и фигура;
  б) манера держаться;
  в) лицо, лоб, глаза, губы;
  г) голова и волосы.
3. Мнение о композиторе Юрия Азагарова. 

3) Прослушайте текст второй раз. Отредактируйте черновой вариант изложения (ВАЖНО: изложение - это пересказ. НЕ диктант! НЕ списывание!) Удалось ли вам пересказать описание внешности персонажа? Является ли ваш текст цельным текстом?  Есть ли в нём абзацы? Проверьте орфографию и пунктуацию. Напишите изложение в тетрадь.

4) ПОМОЩЬ! Словарная работа: широк в кости; запечатлеваются в памяти; четырёхугольный лоб; изборождён морщинами; смотрели тяжело, утомлённо и недовольно; отпечаток властности и упорства.

Пришлите фото работы учителю ВК в течение дня. Образец подписи файла: 7_РЯ_Мирошниченко_11.02

3. Домашнее задание

Учащиеся, которые в течение недели сдали все работы, могут в выходные отдохнуть. Учащиеся, у которых есть долги по предмету за неделю, пришлите выполненные работы.

8_Русский язык. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами

 11.02.2022

Тема: Пунктуационный разбор предложения с однородными членами

Цель: познакомиться с порядком разбора; научиться выполнять пунктуационный разбор предложения соднородными членами

Классную работу НЕ пишем, работаем устно и онлайн!

1. Теоретический блок

1) Продолжите просмотр видеоурока с 1.28 мин. и до конца. Устно ответьте на вопросы в конце видеоурока.

2) Ознакомьтесь с материалом учебника - §46 (познакомьтесь с порядком разбора, проанализируйте образцы устного и письменного разбора)

2. Практический блок

1) Устно объясните знаки препинания в предложениях из упр.278

2) Выполните онлайн упражнение. Результат НЕ присылайте, я вижу работу в личном кабинете.

3. Домашнее задание

1) Изучить теорию §46
2) Учащиеся, которые в течение недели сдали все работы, могут в выходные отдохнуть. Учащиеся, у которых есть долги по предмету за неделю, пришлите выполненные работы.

9_Литература. Н. В. Гоголь "Невский проспект"

 10.02.2022

Тема: Н.В.Гоголь. «Невский проспект». Образ города как носителя зла 

Цель: познакомиться (обзорно) с содержанием повести, раскрыть образ города как носителя зла

Оформите тетради: число, классная работа, тема урока

1. Теоретический блок 

Познакомьтесь с информацией. 

1.1. Повесть Гоголя «Невский проспект» входит в цикл "Петербургские повести". В повести Гоголь развивает проблему «маленького человека», ставшую одной из главных в русской реалистической литературе. «Петербургские повести» – термин условный, сам Гоголь не давал им такого названия. Тем не менее, оно верно, точно и оправдано, во-первых, тем, что через повести проходит образ Петербурга, являющегося героем цикла; во-вторых, тем, что почти все повести задуманы и написаны в Петербурге.

1.2. Прочитайте и запишите в тетрадь высказывание Белинского«Такие пьесы, как «Невский проспект»… могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком,  который при этом знает Петербург не понаслышке».  Как вы думаете, что дало основание к такому утверждению?

Невский проспект

1.3. Вы уже познакомились с кратким содержанием повести и знаете, что:

1) события повести происходят в первой половине XIX столетия в России, в Петербурге;

2) главные герои:

а) Пискарев – бедный художник, мечтатель; был очарован брюнеткой, которая оказалась девушкой лёгкого поведения; проживая в огромном городе с большим населением, он остаётся одиноким и разочарованным в жизни и в своих мечтах
б) Пирогов – поручик, «имел множество талантов», любил «все изящное», ему нравилось проводить время в обществе; ухаживал за женой немца Шиллера; 

3) Невский проспект - улица, олицетворяющая общую картину жизни Петербурга со всеми его пороками, страстями и соблазнами. 

2. Практический блок

2.1. Прочитайте цитаты из повести и запишите 3 из них на выбор в тетрадь. Подумайте над вопросами: 

1) Какое противоречие заключено в описании Невского проспекта?
2) Почему Невский проспект получил такую противоречивую оценку? Какие эпизоды повести могут служить аргументами для ответа?

Цитаты: 

  • «Нет ничего лучше Невского проспекта»; 
  • «Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга»; 
  • «постепенно наполняется лицами, имеющими свои занятия, свои заботы, свои досады»; 
  • «Но как только сумерки упадут на домы и улицы, <…> тогда Невский проспект опять оживает и начинает шевелиться»
  • «О, не верьте этому Невскому проспекту!»  
  • «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него <…> и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».

2.2. Познакомьтесь с анализом произведения ЗДЕСЬ и выполните тест. Пришлите скрин/фото результата учителю ВК после урока.

3. Домашнее задание

Читать поэму Н. В. Гоголя "Мёртвые души", глава 1. Выпишите цитаты, характеризующие Чичикова.

9_Родная литература. В. П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка»

 10.02.2022

Тема: В. П. Астафьев.  «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»)

Цель: познакомиться с творчеством В. Астафьева; раскрыть нравственную ценность произведения

1. Прочитайте статью учебника о Викторе Астафьеве на стр.118. Какие произведения он написал? Чему посвящены рассказы из сборника "Последний поклон"? 

В. П. Астафьев

2. В повести «Последний поклон» собраны все основные ценности русского человека: дом, семья, дети, природа, родина; выявлены главные черты русского национального характера, русской души: человеческая доброта, совестливость, умение терпеть, умение быть благодарным, память об ушедших, вера в Бога, неисчерпаемое трудолюбие. В.П. Астафьев показывает нерушимость, незыблемость духовных основ бытия, он утверждает, что пока есть дом, бабушка, которая любит своих детей и внуков, молится за них – в жизни есть смысл и счастье. 

Илл. к рассказу "Далёкая и близкая сказка"

3. Прочитайте рассказ "Далёкая и близкая сказка" - стр.119. Какие нравственные ценности утверждаются в произведении? Приведите примеры из текста.

4. Домашнее задание

Письменно ответьте на один из вопросов (по выбору) на стр.130.

9_Русский язык. Подготовка к ОГЭ. Тренинг №3

 Тренинг №3

2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1) В далёкие времена не понимали, какую роль играют микробы в жизни и здоровье человека. (2)Первым, кто правильно понял значение микробов в заболеваниях, был русский учёный Данило Самойлович. (3)В 1770 году в Москве разразилась эпидемия чумы. (4)Наблюдая течение и развитие эпидемии, Самойлович пришёл к выводу, что имеется какой-то возбудитель этой болезни, который передаётся от человека к человеку. (5)С помощью микроскопа удалось увидеть этого возбудителя болезни.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения. Запишите номера ответов.

1) Первая часть сложноподчинённого предложения 1 — односоставное  неопределённо-личное предложение.
2) Грамматическая основа придаточной части сложноподчинённого предложения 2 — кто понял.
3) В предложении 3 простое глагольное сказуемое.
4) В сложносочинённом предложении 4 последовательное подчинение придаточных.
5) Грамматическая основа предложения 5 — удалось увидеть возбудителя.

3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

У древних греков радуга считалась мостом (1) соединяющим мир богов и людей (2) и африканские народы (3) любуясь ею (4) и (5) боясь этой яркой дуги (6) отождествляли её с гигантской змеей (7) а ирландцы верили (8) что можно найти золото в том месте (9) где разноцветное коромысло коснулось земли.

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «дом вблизи», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснениенаписания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ДИРИЖЁР — заимствованное имя существительное, в корне под ударением после шипящей пишется буква Ё.
2) ЛУКОВИЧКА — в имени существительном на -ИЦА пишется -ИЧК-.
3) ПРИЩУРИТЬСЯ — написание приставки определяется её значением — полнота, исчерпанность действия.
4) ГЛИНЯНЫЙ — в имени прилагательном, образованном от имени существительного с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.
5) НЕВЗИРАЯ НА — производный союз, с НЕ пишется слитно.

среда, 9 февраля 2022 г.

8_Русский язык. Синтаксический разбор предложения с однородными членами

10.02.2022

Тема: Синтаксический разбор предложения с однородными членами

Цель: познакомиться с порядком разбора; научиться выполнять синтаксический разбор предложений с однородными членами

Классную работу НЕ пишем, работаем устно и онлайн!

1. Теоретический блок

1) Ознакомьтесь с темой, посмотрев видеоурок (с начала до 1.27 мин.)

2) Изучите тему по учебнику - §45, стр.151-152, проанализируйте образцы устного и письменного разборов

2. Практический блок

Выполните тестовые задания. Результат НЕ присылайте, я вижу работу в личном кабинете.

3. Домашнее задание

1) Изучить §45
2) Выполнить упр.277 (списать, сделать синтаксический разбор одного предложения по выбору)

7_Русский язык. Морфологический разбор категории состояния

 10.02.2022

Тема: Морфологический разбор категории состояния

Цель: изучить план морфологического разбора; научиться определять  морфологические признаки слов категории состояния

Классную работу НЕ пишем, работаем устно и онлайн!

1. Теоретический блок

1) Изучите тему, посмотрев видеоурок:

2) Изучите материал учебника - §50, проанализируйте примеры устного и письменного морфологического разбора.

2. Практический блок

Выполните тестовые задания. Результат НЕ присылайте, я вижу работу в личном кабинете. 

3. Домашнее задание

1) Выучите теорию - §50
2) Выполните упр.321 (спишите предложения, подчеркните грамматическую основу; выполните морфологический разбор одного слова категории состояния)
Пришлите фото/скрин домашней работы учителя ВК в течение дня.