ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

суббота, 22 января 2022 г.

9_Русский язык. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение. Вариант 4. Обиды, которые...

Уважаемые девятиклассники!

Вы прослушали текст и написали сжатое изложение на черновиках. Проверьте вашу работу. Обратите внимание на следующие важные моменты:

1) в вашем изложении должно быть не менее 70 слов (союзы и предлоги тоже считаем!);
2) ваше изложение должно состоять из нескольких микротем, каждая из которых пишется с абзаца;
3) при сжатом изложении должны быть применены различные виды  компрессии текста;
4) ваше изложение должно представлять собой связный текст, раскрывающий тему и основную мысль текста-первоисточника.

Прочитайте расшифровку прослушанного текста. Перечитайте ваши черновики. Что бы вы изменили в черновиках? Внесите необходимые  коррективы. Оцените свою работу, используя Критерии оценивания сжатого изложения (см.таблицу в конце страницы). Именно по этим критериям будет оцениваться ваша работа на экзамене.

Расшифровка записи

Обиды, ко­то­рые в наших вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях мы на­но­сим друг другу, не объ­яс­ня­ют­ся не­по­сред­ствен­но нашей злой волей. Люди не при­чи­ня­ют друг другу зла в силу какой-то осо­бой жестокости, зверства. Не­по­сред­ствен­ной при­чи­ной на­не­се­ния ближ­ним обид часто бы­ва­ет от­сут­ствие не­об­хо­ди­мо­го опыта общения, не­уме­ние пойти нав­стре­чу окружающим, чрез­мер­ное увле­че­ние собой.

После того как че­ло­век нанес обиду, он может опомниться, но чаще всего это про­ис­хо­дит с боль­шим опозданием. Ра­ня­щие слова уже произнесены. Боль, ко­то­рую че­ло­век пы­та­ет­ся на­силь­но пе­ре­ло­жить на ближнего, рано или позд­но воз­вра­ща­ет­ся к обидчику, при­чем за­ча­стую с двой­ной силой.

И хотя че­ло­век порой дей­стви­тель­но не ведает, что творит, когда при­чи­ня­ет зло тем, кого боль­ше всего любит, од­на­ко это не означает, что он может чув­ство­вать себя сво­бод­ным от от­вет­ствен­но­сти за соб­ствен­ные слова и поступки, ко­то­ры­ми он нанес своим близ­ким столь­ко обиды и зла. Уни­же­ние окружающих, при­ме­не­ние на­си­лия к ним яв­ля­ет­ся вы­ра­же­нием чув­ства соб­ствен­ной слабости. (139 слов)

Критерии оценивания выполнения задания ЧАСТИ 1


Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения

 

 

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, приведённые в таблице 1

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

но

упустил или добавил одну микротему

1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

но

упустил или добавил более одной микротемы

0

ИК2

Сжатие исходного текста

 

 

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

3

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия двух микротем текста

2

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия одной микротемы текста

1

Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена одна логическая ошибка

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1– ИК3

7


среда, 19 января 2022 г.

9_Литература. "Герой нашего времени" в схемах и таблицах. Материалы к уроку


 1. История создания

Замысел написания романа относится к 1836 г. - героем романа должен стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни.

• В 1837 г., после первой ссылки на Кавказ, замысел романа меняется - в основу должны лечь впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах боевых действий, посещение Тамани, встреча с ссыльными декабристами.

• Роман Лермонтов писал в период 1837-1840 гг.

Точной датировки написания отдельных глав нет. Предположительно повести, входящие в роман, появлялись в такой последовательности:

1. «Тамань» - осень 1837 г., напечатана в «Отечественных записках» (1840 г. № 2)

2. «Фаталист» - напечатана в «Отечественных записках» (1839 г. № 11)

3. «Бэла» - напечатана в «Отечественных записках» (1839 г. № 3)

4. «Максим Максимыч» Апрель 1840 г. - опубликовано «Сочинение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2. Сюжет, композиция, жанр

• Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, которые объединены общими героями и общим названием.

• Каждая из пяти повестей имеет свой жанр. Например: «Тамань» - остросюжетная и в то же время лирическая повесть; «Княжна Мери» - дневник; «Фаталист» - записки, сделанные героем по прошествии некоторого времени после описываемых событий.


вторник, 18 января 2022 г.

9_Русский язык. Подготовка к ОГЭ. Часть 2. Тренинг №2

Тренинг №2. Задания 2-5

2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1) Хорошо лежать на опушке прозрачного перелеска и смотреть в ясное небо: там начинают неярко светиться первые звёздочки. (2) Нежно пахнет распускающимися дубовыми почками. (3) Сладко дремлется, и ломит от усталости босые ноги. (4)Но поднимаешься и идёшь в лес за сушняком. (5) Сейчас будем разводить костёр. (По В. Закруткину)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения. Запишите номера ответов.

1) В бессоюзном предложении 1 одна из частей — односоставное безличное предложение.

2) Грамматическая основа предложения 2 — нежно пахнет.

3) Простое предложение 3 осложнено однородными сказуемыми.

4) Предложение 4 односоставное распространённое определённо-личное.

5) В предложении 5 составное глагольное сказуемое.

3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять двоеточия.

Одни из самых больших болот в мире (1) Васюганские болота расположены на территории трёх областей (2)Томской, Омской и Новосибирской (3) и это одни из самых больших болот в мире. Они возникли около 10 тысяч лет назад и с тех пор постоянно увеличиваются (4) 75% их современной площади было заболочено менее 500 лет назад. Болота являются основным источником пресной воды в регионе (5) здесь находится около 800 тысяч небольших озёр. Многие реки берут начало из болот (6) как то (7) Ава, Бакчар, Большой Юган, Васюган, Демьянка. Учёные отмечают ещё одну важную особенность этих мест (8) торфяники Васюганских болот поглощают из атмосферы парниковые газы и играют важнейшую роль в охлаждении планеты.

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «говорить с тоской», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПЕПЕЛЬНО-СЕРЫЙ — сложное прилагательное пишется через дефис, так как обозначает оттенок цвета.

2) НЕЗАЧЕМ — отрицательное наречие с НЕ пишется слитно.

3) НЕ УМЫТ — НЕ с кратким причастием пишется раздельно.

4) КУЦЫЙ- в суффиксе прилагательных после Ц пишется Ы.

5) МАКАТЬ (хлеб в молоко) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от наличия суффикса -А-.

Народные традиции. Крещение

 19 января православные христиане отмечают Крещение Господне.

Крещение Господне завершает цикл рождественских празднеств. В этот день православные христиане освящают воду и купаются в проруби, чтобы почтить крещение, которое принял Сын Божий. 


Считается, что 19 января – подходящий день для того, чтобы сделать предложение любимой девушке. Тогда брак будет удачным.

В это время по традиции девушки гадают на суженого, хотя церковь и не поощряет гадания. Красавица, чтобы узнать, выйдет ли замуж в новом году, выходит на улицу и ждет прохожих. Если первый встреченный человек  мужчина, то свадьба состоится. 

На любовь гадали при помощи спичек или свечек. Девушка размещала две спички на столе. Если, сгорая, они клонятся головками друг к другу, то между парнем и девушкой есть взаимные чувства. А если спички станут изгибаться в разные стороны, то пара расстанется.

Крещенский вечер и Святки ярко представлены в русской литературе. Вспомним балладу В. А. Жуковского "Светлана".

понедельник, 17 января 2022 г.

Урок мужества ко Дню юного героя-антифашиста

 УРОК ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!
Р. Рождественский

17 января 2022 года для учащихся 8 класса в читальном зале школьной библиотеки состоялся Урок мужества, посвящённый Дню юного героя-антифашиста. 

Цель мероприятия - познакомить детей с юными антифашистами, пионерами и комсомольцами - героями Великой Отечественной войны, погибшими в борьбе за мир; воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, сострадание к людям, неприятие фашисткой идеологии и её бесчеловечной, преступной сущности, основанной на насилии и ненависти, пропаганде нацизма и расизма.

Вначале классный руководитель С. В. Сатункина рассказала учащимся, что такое фашизм, где он зародился и какие антигуманные идеи лежат в основе этого общественно-политического движения, чем опасны фашизм и неофашизм для современного мира и человечества. 

Библиотекарь школы Т. Ю. Тамаровская подготовила тематическую выставку книг «Герои никогда не умирают,  герои в нашей памяти живут», познакомила восьмиклассников с историей возникновения памятной даты, прочла фрагмент статьи из городской газеты «Горняк», посвящённой подвигу нашего земляка-антифашиста, зажгла свечу Памяти в честь юных патриотов и защитников Родины. 

Учащиеся выступили  с сообщениями о героях-антифашистах и их подвигах, провели исторические параллели между Великой Отечественной войной и современным вооружённым конфликтом в Донбассе, почтили память погибших в обеих войнах детей минутой молчания. 

Урок мужества – это урок жизни, он не имеет временны́х рамок, как не имеет границ человеческая память и человеческая благодарность. 

Урок мужества – это урок длиною в жизнь. 

АЛЛЕЯ АНГЕЛОВ памяти погибших детей Донбасса

9_Русский язык. Подготовка к ОГЭ. Часть 2. Тренинг №1

Часть 2.  Задания 2-5

Ответами к заданиям 2–5 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр.

Тренинг №1

2. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Все знают, что вода хорошо проводит электрический ток, что нельзя купаться в грозу и нельзя мокрыми руками работать с электроприборами. (2)Но проводит ли вода ток на самом деле? (3)Электричество проводят не молекулы воды, а ионы различных минеральных солей. (4)Вода — отличный растворитель, поэтому в ней всегда много различных примесей, которые приводят к тому, что в натуральном своём состоянии на Земле вода всегда проводит электричество. (5)А вот вода, очищенная от примесей, называется дистиллированной и электрический ток почти не проводит, а вместо этого является хорошим диэлектриком.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с неоднородным подчинением  (параллельным) придаточных.

2) Грамматическая основа предложения 2 — вода проводит.

3) Предложение 3 сложносочинённое.

4) Сказуемое первой части предложения 4 — составное именное. 

5) Предложение 5 включает обособленное согласованное распространённое определение, выраженное причастным оборотом.

3. Пунктуационный анализ. 

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять тире.

Полуостров Камчатка (1) омывается на западе Охотским морем, на северо-востоке (2) Беринговым, Тихим океаном (3) на юго-востоке. Камчатка на весь мир славится своими вулканами. Самый высокий её вулкан (4) Ключевская Сопка. Высота этого действующего гиганта (5) 4750 метров. Его вершина (6) самая высокая (7) точка Камчатки и Зауралья.

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «жить без забот», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

5. Орфографический анализ. 

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) АПЛОДИСМЕНТЫ — в корне с чередующейся гласной в безударной позиции пишется буква О.

2) КОНТРИГРА — после иноязычной приставки, оканчивающейся на согласный, в корне пишется И.

3) ПРИУЧИТЬ — написание приставки определяется её значением — полнота, исчерпанность действия.

4) ГЛИНЯНЫЙ — в полном страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н.

5) НЕ ПРОДУМАВ — НЕ с деепричастием пишется раздельно. 

9_Русский язык. Подготовка к ОГЭ. Ё - О после шипящих в корне

 Орфограмма №14

Буквы Ё - О после шипящих в корне слова

ПРАВИЛО

После шипящих в корне слов пишется буква Ё, если можно подобрать однокоренное слово с Е (то есть Ё чередуется с Е).