ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

вторник, 9 ноября 2021 г.

9_Родной (русский) язык. Развитие русского языка как закономерный процесс

 09.11 2021 (класс)                                                12.11.2021 (инд. обучение)        

Тема: Развитие русского языка как закономерный процесс.

Цели: познакомиться с особенностями развития русского языка; совершенствовать навыки составления собственного высказывания на лингвистическую тему (подготовка к ОРЭ)

Оформим тетради: число, классная работа, тема урока

Используем в работе электронную версию учебника "Родной (русский) язык" ЗДЕСЬ  (можно открыть вторую вкладку).

1. Теоретический блок.

Познакомьтесь с основными этапами развития русского языка. Какие события влияли на это развитие?

Основные этапы развития русского языка

Русский язык постоянно развивается, и это развитие является закономерным процессом

Русский язык вышел из группы индоевропейских языков, и с начала XV века русский язык развивается как самостоятельный, отличный от языков других восточных славян (например, украинского и белорусского). 

С XVII века в связи с объединением феодальных княжеств в единое государство Московскую Русь и образованием русской нации русский язык начинает функционировать как язык национальный. Влияние на формирование национального русского языка оказало становление государственности, развитие экономики и торговли с другими странами, развитие науки. 

В XIX веке в составе национального русского языка сформировался современный русский литературный язык, нормированный и обработанный в лучших произведениях русской художественной литературы.

В начале XX века под воздействием серьёзнейших перемен в российском обществе (революция 1917 года; переход к новой экономике и политическому строю, новой социалистической идеологии) в русском языке произошли существенные изменения, касающиеся лексики и стилистики. 

И в дальнейшем исторические и общественно-политические события (Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война и др.) отражались на судьбе русского языка, который на рубеже XX—XXI веков вступил в новый — современный — этап своего развития.

2. Практический блок (подготовка к ОРЭ). Выберите одну, наиболее интересную для вас тему, изучите её и выполните задания.

В. Г. Белинский
Тема 1. Изменения в русском языке

1.1. Изучите самостоятельно материал §4, стр. 25-30 1.2. Известный литературный критик В. Г. Белинский сказал: «Язык живёт вместе с жизнью народа». Прав ли В. Г. Белинский? Напишите ответ на вопрос (5-10 предложений), подтверждающий или опровергающий слова критика. Композиция вашего текста: краткий ответ - аргумент №1 - пример к аргументу №1 - аргумент №2 - пример к аргументу №2 - вывод. Примеры нужно найти в материалах §4 (учебные статьи, упражнения)

Тема 2. Основные тенденции развития современного русского языка

2.1. Изучите самостоятельно материал §5, стр. 31-33
Парад Победы
2.2. В русском языке есть устаревшие слова, они не употребляются в речи, ихзначения давно забыты. Но есть особые слова, забывать которые ни в коем случае нельзя! Сталинград, блокадник, Парад Победы... Почему эти слова нельзя забывать? Дополните этот ряд своими словами. Аргументируйте свой выбор. Напишите ответ на вопрос (5-10 предложений). Композиция вашего текста: краткий ответ - аргумент №1 - пример к аргументу №1 - аргумент №2 - пример к аргументу №2 - вывод. Примеры нужно найти в материалах §5 (учебные статьи, упражнения)

Тема 3. Язык Интернета

3.1. Изучите "Лингвистические заметки" и материалы упр. 43-45 на стр. 34-35
М. А. Кронгауз
3.2. И
звестный российский лингвист М. А. Кронгауз в интервью журналисту газеты «Комсомольская правда» сказал, что язык Интернета можно считать "особым жаргоном". Согласны ли вы в таким утверждением? Действительно ли в виртуальном общении сложился свой вариант молодёжного жаргона? Напишите ответ на вопрос (5-10 предложений). Композиция вашего текста: краткий ответ - аргумент №1 - пример к аргументу №1 - аргумент №2 - пример к аргументу №2 - вывод. Примеры нужно найти в материалах на стр. 34-35, дополните ряд своими примерами.

3. Домашнее задание. Отредактируйте ваши тексты в соответствии с нормами русского литературного языка (речевыми, орфографическими, пунктуационными). Пришлите фото работы ВК в этот же день до 18.00, подпишите: 9_РРЯ_09.11.21_Фамилия

3.1. Домашнее задание для индивидуального обучения

Изучить § 6-9. Выполнить по выбору одно из заданий: упр.65, 82

понедельник, 8 ноября 2021 г.

7_Русский язык. Действительные и страдательные причастия

 09.11.2021

Тема урока: Действительные и страдательные причастия. 

Цель: научиться различать действительные и страдательные причастия

1. Теоретический блок

1.1. Выберите по желанию видеоурок и посмотрите его:

1) серия LiameloNSchool ЗДЕСЬ;
2) серия "Знайка" ЗДЕСЬ;
3) видеопрезентация ЗДЕСЬ

1.2. Познакомьтесь с теорией по учебнику: §16 стр. 43-44. Объясните устно по схеме, как различить действительные и страдательные причастия. 


2. Практический блок

2.1. Если вы НЕ уверены, что поняли тему, потренируйтесь различать действительные и страдательные причастия ЗДЕСЬ

2.2. Если вы разобрались в теме, выберите ОДНО задание по желанию:

1) решить онлайн-тест ЗДЕСЬ (результат НЕ присылать, я вижу работу в личном кабинете);

2) выполнить по учебнику упр.99 ИЛИ 101 (прислать фото ВК, подписать сообщение 7_РЯ_09.11.2021)

9_Литература. Сентиментализм. Н. М. Карамзин "Бедная Лиза"

 09.11.2021

Тема: Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». 

Цели: изучить черты сентиментализма; познакомиться с личностью и творчеством Н. Карамзина; проанализировать особенности повести, научиться строить ответ на проблемный вопрос

Оформите тетради: число, классная работа, тема урока, видеоурок

1. Посмотрите видеоурок. Составьте план урока (НЕ конспект, НЕ тезисы, НЕ списывание!)

2. Домашнее задание: написать развёрнутый ответ на проблемный вопрос (выберите один вопрос по желанию): 

1) В чём причины ухода Лизы из жизни? 
2) Лиза любила Эраста. А Эраст? 
3) Что отражает название повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза": материальное положение девушки или её несчастную судьбу?
4) Какие черты сентиментализма проявились в повести "Бедная Лиза"?
5) Какова роль в повести описаний природы?

ПОМОЩЬ! Развернутый ответ на проблемный вопрос представляет собой текст объёмом 5-10 предложений. Композиция следующая: прямой краткий ответ на поставленный вопрос - аргумент №1 - пример №1 из текста - аргумент №2 - пример №2 из текста - вывод. Для цитирования обратитесь к тексту повести (см. учебник, стр. 83) 

Фото работы  прислать ВК в день урока до 18.00. Сообщение подписать: 9_Литература_09.11.21_Фамилия

3. Опережающее задание:

1) кто не сдал наизусть "Памятник", прислать видео чтения стихотворения;

2) опережающее задание: выучить наизусть стихотворение В. А. Жуковского "Море" (помощь в заучивании наизусть караоке),  монолог Чацкого "А судьи кто?" из комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" (современный вариант), (текст для заучивания)

9_Литература (инд. обучение). Русская литература XVIII века. Н. Карамзин "Бедная Лиза". Развёрнутый ответ на проблемный вопрос

 08.11.2021, индивидуальное обучение

Тема: Русская литература XVIII века. Н. Карамзин "Бедная Лиза". Развёрнутый ответ на проблемный вопрос

Цель: изучить особенности развития русской литературы XVIII века; познакомиться с содержанием повести Н. Карамзина "Бедная Лиза"; совершенствовать навыки составления развёрнутого ответа на проблемный вопрос.

Оформить тетрадь: число, классная работа, тема

План изучения темы (записать в тетрадь)

1. Характеристика русской литературы XVIII века. Понятие о классицизме и сентиментализме.
2.  Оды М. В. Ломоносова - образец поэзии классицизма.
3. Стихотворение Г. Р. Державина "Памятник": тема роли в обществе поэта и поэзии.
4. Н. М. Карамзин. Черты сентиментализма в повести "Бедная Лиза".
5. Составление развёрнутого ответа на проблемный вопрос.

Материал для изучения 

1. Россия 18 века переживает ряд кардинальных преобразований во всех областях государственной, культурной, политической жизни. Укрепляется независимость России, возрастает ее военная мощь, усиливается ее влияние на европейской арене. Благодаря всем преобразованиям укрепляется также самодержавная власть. 18 век – век просвещенного абсолютизма с его идеями гражданственности, патриотизма, единства нации.

Особое, исключительное значение в этой связи приобретает литература. Литература 18 века приносит с собой образ человека, который ощущает себя гражданином и патриотом, который ради блага общества, государства готов пожертвовать личным благополучием, готов подчинить свои чувства общественному долгу.

Основные направления в литературе 18 века - классицизм и сентиментализм.

2. Ярко черты классицизма проявились в творчестве М. В. Ломоносова. Его оды являются образцом классицизма. "Ода на день восшествия..." представляет собой послание, адресованное не только императрице Елизавете Петровне, но также современникам и потомкам поэта. Ломоносов страстно мечтает о процветании и благополучии России, её духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений. Ода "Вечернее размышление о Божием величестве" посвящена размышлениям об устройстве Вселенной и о безграничности познания.

3. "Памятник", стихотворение другого представителя классицизма, Г. Р. Державина, посвящено теме поэта и поэзии. Автор размышляет о влиянии поэзии на общество, о праве поэта на любовь и уважение современников и потомков. Ведь именно литература и искусство мягко и гуманно воспитывают в человеке любовь к прекрасному, желание духовно развиваться, они способны устранять порочные нравы

4. Во второй половине 18 века в русской литературе возникло новое направление - сентиментализм. В литературе сентиментализма  внимание уделялось чувствам и переживаниям человека. Образцом произведения, принадлежащего этому направлению, считают повесть Н. М. Карамзина "Бедная Лиза". В основе - трагическая история любви крестьянки Лизы и молодого дворянина Эраста, закончившаяся гибелью  бедной девушки.

5. Задание: написать развёрнутый ответ на проблемный вопрос: "Что отражает название повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза": материальное положение девушки или её несчастную судьбу?"

ПОМОЩЬ! Развернутый ответ на проблемный вопрос представляет собой текст объёмом 5-10 предложений. Композиция следующая: прямой краткий ответ на поставленный вопрос - аргументы - примеры из текста - вывод. 

Фото работы  прислать ВК (критический срок - до следующего урока). Сообщение подписать 9_Литература_08.11.21_Фамилия

Выучить наизусть: отрывок из "Оды на день восшествия..." М. В. Ломоносова, "Памятник" Г. Р. Державина. Видео прислать ВК до следующего урока.

10_Индивидуальный проект. Планирование учебного проекта.

 08.11.2021

Тема: Планирование учебного проекта.

Цель: ознакомиться с особенностями планирования учебного проекта, с алгоритмом разработки структуры индивидуального проекта или учебного исследования; дать понятие о проектной идее 

1. Работа над индивидуальным проектом состоит из нескольких этапов. При организации проектной деятельности применяется следующий АЛГОРИТМ:

 ● выбор темы

 ● обоснование актуальности

 ● определение проблемы

 ● формулирование гипотезы (для исследовательского проекта)

 ● формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы)

 ● определение этапов работы

 ● подбор методов и средств решения проблемы

 ● проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы

 ● получение и анализ данных

 ● оформление данных в виде теста (схемы, рисунка)

 ● обсуждение и корректировка данных

 ● выражение ожидаемого результата (представление) 

2. Важнейший этап работы над проектом - выдвижение проектной идеи. Суть - и сложность! - заключается в следующем: продукт вашей проектной деятельности (игра, плакат, газета, дом, спортплощадка, скворечник, свитер) существует пока только в вашем воображении, и на основе воображаемого образа нужно составить последовательность действий, с помощью которых вы достигнете желаемого результата.

3. Изучите  материал по теме, составьте план/конспект/тезисы (на выбор)


4. Ответьте письменно (до 50 слов) на вопрос №1 или №2 (по выбору) предпоследнего слайда. Пришлите ВК фото работы (критический срок - до следующего урока). Подпишите сообщение: 10_ИП_08.11.21_Фамилия

воскресенье, 7 ноября 2021 г.

9_Русский язык. Понятие о сложном предложении

 08.11.2021 (класс)                                                 11.11.2021 (инд. обучение)

Тема: Понятие о сложном предложении.

Цель: познакомиться с особенностями сложного предложения (СП), его видами, пунктуацией, интонацией

1. Теоретический блок

Изучите теоретический материал по учебнику самостоятельно в соответствии с планом (если материал уже знаком, переходите к следующему пункту плана). По желанию: ссылки на видеоуроки.

План изучения темы

1. Понятие о СП (§7 стр.24, видеоурок
2. Союзные (ССП, СПП) и бессоюзные (БСП) сложные предложения (§8 стр.27, видеоурок)
3. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями СП. Авторская пунктуация (§9 стр.30-31, видеоурок)
4. Интонация СП (§10, стр.32-33, видеоурок)

2. Практический блок

Выполните тестовые задания (результат не присылайте, я вижу работу в личном кабинете)

7_Русский язык. Диалог как текст.

 08.11.2021

Тема урока: Урок развития речи. Диалог как текст. Виды диалога

Цель: изучить, что такое диалог, познакомиться с видами диалога; научиться составлять диалог.

1. Теоретический блок. 

1.1. Внимательно посмотрите видеоурок. Найдите в уроке ответы на вопросы:

1) Что такое диалог? Чем он отличается от монолога?
2) Что такое полилог? Чем он отличается от диалога?
3) Что такое реплика? Для чего нужна реплика-стимул? А реплика-реакция?
4) По каким формулам строится диалог? 
5) Какие бывают виды диалога?


1.2. Ознакомьтесь с теорией по учебнику: §8 (стр. 23, синее табло), §9 (стр.25, схема)

2. Практический блок. 

2.1. Выполните упр.54 на стр.24:

1) прочитайте выразительно текст вслух;
2) найдите и спишите диалог, начиная от слов: Я показал маме светящееся сердце и до конца. Расставьте правильно знаки препинания.
        ПОМОЩЬ в решении задания ЗДЕСЬ.

2.2. Составьте и запишите диалог (6-7 реплик). Тему для диалога выберите ОДНУ из списка, предложенного в упр. 60 на стр. 27. Пришлите ВК фото СОСТАВЛЕННОГО вами диалога. В мессенджере укажите: 7_РЯ_08.11.2021_Фамилия