ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

вторник, 21 сентября 2021 г.

9_Русский язык. Понятие о сложном предложении

Тема: Сложное предложение как единица синтаксиса

Цель: формирование представления о сложном предложении как о смысловом, структурном и интонационном единстве

Ключевые понятия урока: синтаксис, простое предложение (ПП), простое осложнённое предложение, сложное предложение (СП), части сложного предложения, интонация

1. Блок теории 

1.1. Повторение.

Синтаксис - раздел языкознания, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст и правила их построения.

В зависимости от количества грамматических основ (ГО) предложения бывают простыми (ПП - одна грамматическая основа) и сложными (СП - две и более грамматических основы). 

Например:

1. Наступила ранняя осень (ПП, одна ГО: осень наступила)

2. Наступила ранняя осень, и листья тихо падают с клёнов. (СП, две ГО: 1) осень наступила, 2) листья падают)

На границе простых предложений в составе сложного ставится запятая.

От сложных предложений следует отличать простые осложнённые предложения, в которых тоже могут быть знаки препинания (часто именно их наличие и приводит к путанице). Чтобы избежать ошибки, нужно 1) определить количество грамматических основ, 2) понимать, чем осложняются простые предложения - однородными членами, вводными словами, обособленными определениями и т.д.)

Простые части в сложном предложении объединяются по смыслу и интонационно.

2.2. Изучите новую тему, посмотрев видеоурок с объяснением лектора:


2. Практический блок

Выполните тренировочное задание

8_Литература. Подготовка к контролю по теме "Из древнерусской литературы. Из русской литературы XVIII века"

Из древнерусской литературы. Из русской литературы XVIII века 

I уровень. Выберите правильный ответ

1. Важнейшая черта русской классической литературы – это …

А) высокий слог Б) торжественный стиль В) историзм  Г) нравоучительность

2. Произведение «Повесть о житии… Александра Невского» относится:

А) к фольклору Б) к древнерусской литературе  В) к литературе 18 века Г) к современной литературе

3. Какова тема «Повести о житии… Александра Невского»?

А) Развитие торговых отношений между княжествами  Б) Строительство города на Неве

В) Патриотизм, защита родной земли, мужество в борьбе с захватчиками  Г) Причисление к лику святых Руси

4. Д. И. Фонвизин – русский писатель…

А) 17 века  Б) 18 века  В) 19 века

5. Литературное направление, к которому принадлежит Фонвизин:

А) классицизм  Б) сентиментализм  В) романтизм  Г) реализм

6. Центральная проблема пьесы Фонвизина:

А) проблема неравного брака  Б) проблема недобросовестной службы чиновников  В) проблема отсталости образования и воспитания провинциального дворянства  Г) проблема неразделённой любви

7. Цыфиркин не хочет брать лишних денег у Простаковой за обучение Митрофана, потому что…

А) ему хватает дохода  Б) уже получил установленную оплату  В) ему стыдно, так как он ничему не научил недоросля  Г) боится расправы других учителей

8. Правдин приехал в имение Простаковых, чтобы…

А) жениться на Софье  Б) встретиться со Стародумом  В) забрать Митрофана на службу 

Г) разобраться с бесчинствами и жестокостью хозяев по отношению к крестьянам

9. Какие ценности воспитывает Стародум в Софье?

А) цель жизни – власть и богатство  Б) семья Простаковых – образец для подражания 

В) добродетель, честность, благородство - главные черты достойной личности  Г) она обязана  сделать выбор между Митрофаном и Скотининым

10. Значение слова «недоросль»:

А) человек небольшого роста  Б) чиновник невысокого чина  В) человек незнатного происхождения  Г) несовершеннолетний дворянин, ещё не поступивший на государственную службу

II уровень. Допишите правильный ответ

11. Назовите жанры древнерусской литературы: …

12. Укажите произведение и персонажа, который произносит слова: «Не в силе Бог, но в правде»

13. Вид драмы, характеризующийся юмористическим или сатирическим содержанием, называется…

14. Требование «трёх единств» - это единство…

15. В классицистическом произведении персонажи делятся на … и …

16. Краткий комментарий, замечание автора в драматическом произведении, называется…

17. Основная идея пьесы «Недоросль» - осуждение…

18. Фамилии, подчёркивающие наиболее яркую черту персонажа, называются…

19. Значение имени Софья - …

20. Финальные слова пьесы «Вот злонравия достойные плоды!» произносит…

III уровень. Установите соответствие

 21. Установите соответствие между персонажем и его качеством:

1 положительные

А) Простакова

2 отрицательные

Б) Простаков

 

В) Софья

 

Г) Митрофан

 

Д) Стародум

 

Е) Скотинин

 22. Установите соответствие между учителем и предметом преподавания:

1 Кутейкин

А) отставной сержант, учитель математики

2 Цыфиркин

Б) бывший кучер Стародума, учитель французского языка и светской жизни

3 Вральман

В) бывший семинарист, учитель грамоты

23. Установите соответствие между персонажем и чертами характера:

1 Стародум

А) беззащитность, подавленность, униженность

2 Митрофан

Б) верность, искренность, добродетельность

3 Милон

В) мудрость, благородство, патриотизм, просвещённость

4 Простаков

Г) грубость, невоспитанность, необразованность, лень

 

24. Установите соответствие между персонажем и его высказыванием:

1) Стародум

А) «Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение»

2) Митрофан

Б) «При твоих глазах мои ничего не видят»

3) Простакова

В) «имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»

4) Простаков

Г) «Не хочу учиться, а хочу жениться»

 

IV уровень. Установите последовательность

 

25. Установите последовательность событий в пьесе «Недоросль»:

А) Стародум и Правдин разговаривают о том, что залог благосостояния государства – достойные, честные, образованные, воспитанные люди

Б) Митрофан отталкивает мать и идёт служить в армию

В) Митрофан на уроках учителей

Г) Простакова хочет выдать Софью за Скотинина

Д) Софья приносит письмо от Стародума

V уровень. Напишите развёрнутый ответ на вопрос (по выбору):

1. Как речь характеризует персонажей комедии «Недоросль»?

2. Каким должен быть истинный гражданин? (На примере комедии «Недоросль»)

3. Справедливо ли утверждение, что Фонвизин – писатель, связывающий поколения?

4. Актуальна ли комедия «Недоросль» сегодня?

9_Литература. М. В. Ломоносов. Ода «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

 Тема: М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Цель: изучение особенностей оды М. В. Ломоносова

Ключевые понятия урока: ода, патриотический пафос, гражданственность

1. Теоретический блок

1.1 Уважаемые девятиклассники!

Вы уже знаете, что в начале XVIII столетия, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни. Эти преобразования привели к централизации самодержавной государственности и сами содействовали ей. В это время укрепилась независимость России, возросла ее военная мощь, произошло культурное сближение державы со странами Европы и усилилось ее влияние на европейской арене. 

Россия в петровскую эпоху

Широко используя достижения отечественной и мировой науки, культуры, техники, промышленности, образования, Петр I своими реформами открыл новые пути для русской культуры и литературы. Различные слои русского общества в этих условиях получили возможность для широкой умственной и художественной деятельности: были открыты Московский университет, общеобразовательные школы и профессиональные училища, введен новый календарь, основана первая русская газета, учреждены Академия наук, Академия художеств, Вольное экономическое общество, первый постоянный русский театр. Общество получило возможность высказывать свои мнения, критиковать дела правительства, вельмож и сановников. 

Главной идеей развития литературы в XVIII веке, в эпоху классицизма, стал пафос государственного строительства и преобразований. Поэтому на первый план в литературе выдвинулись высокая гражданско-патриотическая поэзия и обличительно-сатирическая критика пороков общества и государства, обстоятельств и людей, мешавших прогрессу. Центральным жанром высокой гражданской поэзии была ода.

2.2. Изучите теорию, выбрав один из способов, который считаете наиболее продуктивным для достижения цели урока:

1) ИЛИ послушайте материал (начните с 11.15 мин.)

2) ИЛИ прочитайте конспект урока:

Жанр оды характерен для такого литературного направления, как классицизм, которое базируется на идеологии эпохи Просвещения. Французские просветители Франсуа-Мари-Аруэ (Вольтер) и Дени Дидро считали, что к наибольшему благу для народа государства приведет «просвещенная монархия»

Это значит, что государством должен управлять образованный и развитый монарх. Но монархи не обязательно оказывались просвещенными, и, чтобы им указать что-то, посоветовать без риска для жизни, поэты в одах восхваляли черты характера властителей и идеи, которые хотели воплотить.

Вот как начинает Ломоносов свою знаменитую оду:

Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!

Царствование Елизаветы прославляется, оно предстает величественным, богатым и прекрасным («цветы пестреют», «класы на полях желтеют», «сокровищ полны корабли»). Заслугу императрицы поэт видит в том, что она «войне поставила конец» и печется о «россов счастье». Казалось бы, изображена вполне идиллическая картина благоденствия русской нации. Однако это лишь непременное условие, подступ к основной мысли. Россия процветает, но она могла бы быть еще краше, еще просвещеннее, если бы государыня осуществила преобразования в духе Петровых дел. Похвалы Ломоносова относятся не столько к настоящему, сколько к будущему.

Похвальная ода под пером Ломоносова перестала быть «должностным жанром», т. е. жанром только хвалебным, только славословным. Не заслуги Елизаветы волнуют Ломоносова, а настоящее и будущее России. Одический поэт выступает от лица всей нации и сознает себя выразителем общегосударственной точки зрения. Поэзия становится в его понимании великой национальной силой, равной по своему значению и могуществу верховной власти.

В «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества... Елисаветы Петровны 1747 года» возникает пластическая аллегория науки, представляющая собой реализацию мифологического образа Минервы — богини мудрости.

Помимо зрительных представлений, Ломоносов воздействует и звуковыми. Звукопись его явно рассчитана на эстетический эффект:

Плутон в расселинах мятется,
Что россам в руки предается
Драгой его металл из гор...

Благодаря таким поэтическим принципам ода приобретает торжественность, монументальность, пышность и великолепие.

Выражая свой восторг, свое восхищение славными деяниями императрицы, поэт избирает слова «высокие» — славянизмы, мифологические и библейские имена. Они связываются друг с другом не по конкретному значению, а по их эмоциональной насыщенности, по их стилистической окраске: вместо русских слов «серебро», «золото» Ломоносов непременно употребит славянские пары — «сребро», «злато» («Сребро и злато истекает...»), вместо «Петрова дочь» предпочтет «Петрова дщерь», вместо современного ему названия реки Сена — старинное Секвана.

Поскольку основной тон оды — восторг, а носителем его является автор, то он же выступает и объединяющим лирическим началом, благодаря которому ода воспринимается как целостный жанр. Волнение автора обусловливает не только нарушение логической связи между частями оды, но и их объединение. В авторском лирическом монологе право голоса получают мифологические герои, исторические лица: в оде «На взятие Хотина» Герой (вероятно, Петр I) обращается с речью к другому Герою (Ивану Грозному), слово дается и богу солнца Фебу, который тоже славит победу русских. А в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества... Елисаветы Петровны 1747 года» говорят «сомненная Нева» и «божественны науки». 

Елисавета Петровна, императрица

Духовные оды создавались как философские произведения. В них поэт перелагал Псалтырь, но только те псалмы, которые близки его чувствам. При этом Ломоносова привлекала возможность использовать сюжеты псалмов для выражения мыслей и чувств философского и отчасти личного характера. Известно, что Ломоносову приходилось отстаивать свои взгляды в жестокой борьбе с псевдоучеными, с косными фанатиками. Поэтому в духовных одах развиваются две основные темы — несовершенство человеческого общества, одиночество самого поэта и человека вообще во враждебном ему мире, с одной стороны, с другой — величие природы.

Ломоносов знал, что живет в злом мире, что окружен врагами — мелкими льстецами, интриганами, корыстолюбцами, которые завидовали его гению. И все-таки он не падает духом, надеется побороть зло, потому что за поэтом — истина и справедливость. Личная тема возвышается у Ломоносова до общефилософского обобщения. Могущество светлого разума несомненно для Ломоносова и в будущем, и в живой современности. Поэт не уставал ратовать за серьезные изыскания, за развитие просвещения. Ученый посвящал вдохновенные поэтические произведения успехам отечественной и мировой науки.

Неподдельная радость и гордость искрятся в «Письме о пользе стекла». Эта эпистола (дружеское послание), принадлежащая к жанру «дидактической поэзии», становится хвалебной одой стеклу, природные свойства которого раскрылись благодаря успехам ученых. Не сухой трактат о свойствах стекла, а волнение поэта-ученого и пафос научных открытий передают строки этого произведения. Ломоносова интересует не изложение научных теорий, а поэтическая сторона науки — вдохновенное творчество и полет фантазии, дарящие человеку наслаждение богатствами природы и возможность разумного их использования.

Поэзия Ломоносова, как и его научная, в том числе филологическая, деятельность, продолжала национальную политику Петра I, смело двинувшего страну по пути просвещения и прогресса. Пафос строительства запечатлелся в громких словах Ломоносова, «лира» которого, по словам П. А. Вяземского, «была отголоском полтавских пушек». Убежденный и «самобытный сподвижник просвещения», как назвал Ломоносова Пушкин, автор восторженных од пропел хвалу человеческому разуму и сам явился живым воплощением его дерзновенной мощи.

2. Практический блок

Выполните самодиагностику, устно ответив на вопросы по теме урока:

1. Как бы Вы сформулировали тему оды М. В. Ломоносова? Какие строки показались Вам особенно важными для жанра оды?

2. Какова главная мысль «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»? В чем поэт видит заслугу императрицы?

3. Как Вы понимаете эти строки?

... может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

4. За что прославляет поэт Елизавету и на что надеется? Подтвердите ответы чтением фрагментов из текста оды.

3. Домашнее задание.

1. Читать оду. ПОМОЩЬ: аудио

2. Выучить отрывок наизусть. ПОМОЩЬ: караоке

понедельник, 20 сентября 2021 г.

9_Русский родной язык. Ключевые слова русской культуры

Уважаемые девятиклассники!  21.09.2021 вы занимаетесь в дистанционном формате.

Тема: Ключевые слова русской культуры.

Цель: совершенствование умения понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, в том числе ключевых слов русской культуры.

Основные понятия урокаключевые слова русской культуры, концепт, соборность

Учебник ЗДЕСЬ

Инструктаж: оформите тетради - число, классная работа, тема урока

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Работа с упр. 8 на стр. 11: прочитать текст, записать определение термина ключевые слова русской культуры.

2. Проанализировать схемы на стр. 13 и устно дать развернутый ответ на вопрос: «Что такое ключевые слова русской культуры»? (Использовать материал рубрики «Лингвистические заметки на стр.13, "Из истории языка на стр. 14)

3. Работа с текстом упр. 10: прочитать текст, выполнить задания № 1, 2, 3 устно; задания №4, 5 письменно.

4. Домашнее задание: 1) упр. 11 (№1) устно; 2) орфографический и пунктуационный практикум  - упр. 14 (письменно).

БЛАГОДАРЮ ЗА ДОБРОСОВЕСТНУЮ РАБОТУ!

8_Литература. Д. И. Фонвизин "Недоросль"

Дорогие восьмиклассники! Мы заканчиваем изучение комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль". Кроссворд поможет вам вспомнить изученный материал и подготовиться к контрольной работе.

пятница, 17 сентября 2021 г.

9_Родной русский язык. Ключевые слова русской культуры (индивидуальное обучение)

 Уважаемые девятиклассники!  

17.09.2021 мы занимаемся в дистанционном формате.

Тема: Ключевые слова русской культуры.

Цель: совершенствование умения понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, в том числе ключевых слов русской культуры.

Основные понятия урока: ключевые слова русской культуры, концепт, соборность

Учебник ЗДЕСЬ.

Инструктаж: оформление тетради - число, классная работа, тема урока

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Работа с упр. 8 на стр. 11: прочитать текст, записать определение термина ключевые слова русской культуры.

2. Проанализировать схемы на стр. 13 и устно дать развернутый ответ на вопрос: «Что такое ключевые слова русской культуры»? (Использовать материал рубрики «Лингвистические заметки на стр.13, "Из истории языка на стр. 14)

3. Работа с текстом упр. 10: прочитать текст, выполнить задания № 1, 2, 3 устно; задания №4, 5 письменно.

4. Домашнее задание: 1) упр. 11 (№1) устно; 2) орфографический и пунктуационный практикум  - упр. 14 (письменно).

БЛАГОДАРЮ ЗА ДОБРОСОВЕСТНУЮ РАБОТУ!

9_Литература. Русская литература XVIII века. Классицизм

 Уважаемые девятиклассники! 

17.09.2021 мы учимся в дистанционном формате!

Тема урока - "Русская литература XVIII века. Классицизм. Особенности русского классицизма"

Цель: формирование представления о развитии русской литературы в  XVIII веке, знакомство с особенностями русского классицизма.

Ключевые понятия урока: классицизм, гражданский пафос, гражданско-патриотическая поэзия, обличительно-сатирическая критика, жанровая система, высокие жанры

Инструктаж: оформите тетради: число, классная работа, тема, работа с учебной статьёй/или/видеоуроком  

1. Блок теории. 

Выберите один из способов изучения темы - тот, который считаете наиболее эффективным для достижения цели урока:

1) ИЛИ  работа с учебником: изучите литературоведческую статью учебника на стр.35 - 40, составьте план/тезисы статьи;

2) ИЛИ просмотр видеоурока с объяснением лектора: составьте план/тезисы/конспект урока:

 

2. Блок контроля. 

1) Подготовьтесь к устному сообщению по теме урока на основе плана/тезиса/конспекта

2) Выполните самодиагностику, пройдя тест ЗДЕСЬ.

3. Домашнее задание.

1) подготовьте сообщение о биографии и творчестве М. В. Ломоносова (по заданию на опережение)

2) прочитайте «Оду на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (учебник, стр.51-58), определите её основные темы (устно). ПОМОЩЬ: слушать аудио.

2) продолжайте работу по заучиванию отрывка из оды наизусть (по заданию на опережение)

ПОМОЩЬ!

1) видеоурок серии "Знайка": М. В. Ломоносов. "Жизнь и творчество"

2) видеоролик "Интересные факты о Ломоносове"