Тема: М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
Цель: изучение особенностей оды М. В. Ломоносова
Ключевые понятия урока: ода, патриотический пафос, гражданственность
1. Теоретический блок
1.1 Уважаемые девятиклассники!
Вы уже знаете, что в начале XVIII столетия, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни. Эти преобразования привели к централизации самодержавной государственности и сами содействовали ей. В это время укрепилась независимость России, возросла ее военная мощь, произошло культурное сближение державы со странами Европы и усилилось ее влияние на европейской арене.
Россия в петровскую эпоху |
Широко используя
достижения отечественной и мировой науки, культуры, техники, промышленности,
образования, Петр I своими реформами открыл новые пути для русской культуры и литературы.
Главной идеей развития литературы в XVIII веке, в эпоху классицизма, стал пафос государственного строительства и преобразований. Поэтому на первый план в литературе выдвинулись высокая гражданско-патриотическая поэзия и обличительно-сатирическая критика пороков общества и государства, обстоятельств и людей, мешавших прогрессу. Центральным жанром высокой гражданской поэзии была ода.
2.2. Изучите теорию, выбрав один из способов, который считаете наиболее продуктивным для достижения цели урока:
1) ИЛИ послушайте материал (начните с 11.15 мин.)
Жанр оды характерен
для такого литературного направления, как классицизм, которое базируется на
идеологии эпохи Просвещения. Французские просветители Франсуа-Мари-Аруэ
(Вольтер) и Дени Дидро считали, что к наибольшему благу для народа государства
приведет «просвещенная монархия»
Это значит, что
государством должен управлять образованный и развитый монарх. Но монархи не
обязательно оказывались просвещенными, и, чтобы им указать что-то, посоветовать
без риска для жизни, поэты в одах восхваляли черты характера властителей и
идеи, которые хотели воплотить.
Вот как начинает Ломоносов свою знаменитую оду:
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Царствование Елизаветы прославляется, оно предстает величественным, богатым и прекрасным («цветы пестреют», «класы на полях желтеют», «сокровищ полны корабли»). Заслугу императрицы поэт видит в том, что она «войне поставила конец» и печется о «россов счастье». Казалось бы, изображена вполне идиллическая картина благоденствия русской нации. Однако это лишь непременное условие, подступ к основной мысли. Россия процветает, но она могла бы быть еще краше, еще просвещеннее, если бы государыня осуществила преобразования в духе Петровых дел. Похвалы Ломоносова относятся не столько к настоящему, сколько к будущему.
Похвальная ода под пером Ломоносова перестала быть «должностным жанром», т. е. жанром только хвалебным, только славословным. Не заслуги Елизаветы волнуют Ломоносова, а настоящее и будущее России. Одический поэт выступает от лица всей нации и сознает себя выразителем общегосударственной точки зрения. Поэзия становится в его понимании великой национальной силой, равной по своему значению и могуществу верховной власти.
В «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества... Елисаветы Петровны 1747 года» возникает пластическая аллегория науки, представляющая собой реализацию мифологического образа Минервы — богини мудрости.
Помимо зрительных представлений, Ломоносов воздействует и звуковыми. Звукопись его явно рассчитана на эстетический эффект:
Что россам в руки предается
Драгой его металл из гор...
Благодаря таким поэтическим принципам ода приобретает торжественность, монументальность, пышность и великолепие.
Выражая свой восторг, свое восхищение славными деяниями императрицы, поэт избирает слова «высокие» — славянизмы, мифологические и библейские имена. Они связываются друг с другом не по конкретному значению, а по их эмоциональной насыщенности, по их стилистической окраске: вместо русских слов «серебро», «золото» Ломоносов непременно употребит славянские пары — «сребро», «злато» («Сребро и злато истекает...»), вместо «Петрова дочь» предпочтет «Петрова дщерь», вместо современного ему названия реки Сена — старинное Секвана.
Поскольку основной тон оды — восторг, а носителем его является автор, то он же выступает и объединяющим лирическим началом, благодаря которому ода воспринимается как целостный жанр. Волнение автора обусловливает не только нарушение логической связи между частями оды, но и их объединение. В авторском лирическом монологе право голоса получают мифологические герои, исторические лица: в оде «На взятие Хотина» Герой (вероятно, Петр I) обращается с речью к другому Герою (Ивану Грозному), слово дается и богу солнца Фебу, который тоже славит победу русских. А в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества... Елисаветы Петровны 1747 года» говорят «сомненная Нева» и «божественны науки».
Елисавета Петровна, императрица |
Духовные оды создавались как философские произведения. В них поэт перелагал Псалтырь, но только те псалмы, которые близки его чувствам. При этом Ломоносова привлекала возможность использовать сюжеты псалмов для выражения мыслей и чувств философского и отчасти личного характера. Известно, что Ломоносову приходилось отстаивать свои взгляды в жестокой борьбе с псевдоучеными, с косными фанатиками. Поэтому в духовных одах развиваются две основные темы — несовершенство человеческого общества, одиночество самого поэта и человека вообще во враждебном ему мире, с одной стороны, с другой — величие природы.
Ломоносов знал, что живет в злом мире, что окружен врагами — мелкими льстецами, интриганами, корыстолюбцами, которые завидовали его гению. И все-таки он не падает духом, надеется побороть зло, потому что за поэтом — истина и справедливость. Личная тема возвышается у Ломоносова до общефилософского обобщения. Могущество светлого разума несомненно для Ломоносова и в будущем, и в живой современности. Поэт не уставал ратовать за серьезные изыскания, за развитие просвещения. Ученый посвящал вдохновенные поэтические произведения успехам отечественной и мировой науки.
Неподдельная радость и гордость искрятся в «Письме о пользе стекла». Эта эпистола (дружеское послание), принадлежащая к жанру «дидактической поэзии», становится хвалебной одой стеклу, природные свойства которого раскрылись благодаря успехам ученых. Не сухой трактат о свойствах стекла, а волнение поэта-ученого и пафос научных открытий передают строки этого произведения. Ломоносова интересует не изложение научных теорий, а поэтическая сторона науки — вдохновенное творчество и полет фантазии, дарящие человеку наслаждение богатствами природы и возможность разумного их использования.
Поэзия Ломоносова,
как и его научная, в том числе филологическая, деятельность, продолжала
национальную политику Петра I, смело двинувшего страну по пути просвещения и
прогресса. Пафос строительства запечатлелся в громких словах Ломоносова, «лира»
которого, по словам П. А. Вяземского, «была отголоском полтавских пушек».
Убежденный и «самобытный сподвижник просвещения», как назвал Ломоносова Пушкин,
автор восторженных од пропел хвалу человеческому разуму и сам явился живым
воплощением его дерзновенной мощи.
Выполните самодиагностику, устно ответив на вопросы по теме урока:
1. Как бы Вы
сформулировали тему оды М. В. Ломоносова? Какие строки показались Вам особенно
важными для жанра оды?
2. Какова главная
мысль «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни
императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»? В чем поэт видит заслугу
императрицы?
3. Как Вы понимаете
эти строки?
4. За что прославляет
поэт Елизавету и на что надеется? Подтвердите ответы чтением фрагментов из
текста оды.
3. Домашнее задание.
1. Читать оду. ПОМОЩЬ: аудио
2. Выучить отрывок наизусть. ПОМОЩЬ: караоке
Комментариев нет:
Отправить комментарий