ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

пятница, 17 сентября 2021 г.

7_Русский язык. Морфология и орфография. Морфологический разбор

Дорогие семиклассники! 
17.09.2021 мы учимся в дистанционном формате!

Тема урока: Морфология и орфография. Морфологический разбор

Цель: повторение частей речи, формирование умения выполнять морфологический разбор

Ключевые понятия урока: морфология, орфография, морфологический разбор.

Инструктаж: в тетради классную работу не пишем, работаем онлайн!

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Блок теории.  

Прочитайте теоретические сведения, повторите значение терминов. 

Морфология - раздел языкознания, изучающий части речи. Части речи бывают самостоятельные (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие) и служебные (союз, предлог, частица). Каждая часть речи обладает характерными отличиями: значением, грамматическими признаками (например, род, число, падеж, склонение,  спряжение, степень сравнения и т.д.)

Орфография - раздел языкознания, который изучает правила написания слов. Список основных орфограмм представлен на форзацах учебника. Часто, чтобы верно написать слово, вначале нужно определить, какой частью речи оно является. 

Морфологический разбор - это характеристика слова как части речи. 

Образец письменного разбора

 Дано предложение: Среди деревьев я увидел небольшую птицу.

 Птицу - сущ. (кого?); н. ф. - птица; пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон; непост. призн.: употреблено в форме ед. ч., В. п. ; синт. роль -  дополнение.

2. Практический блок.

Напишите интерактивный диктант ЗДЕСЬ. Выполните самопроверку, работу над ошибками. В случае затруднения используйте орфографический словарь.  Результат не присылать: я вижу текст в личном кабинете. Успешной работы!

3. Домашнее задание. 

Не забудьте оформить тетради: записать число, домашняя работа. Из текста интерактивного диктанта, написанного в классной работе, выпишите одно существительное и одно прилагательное, выполните их морфологический разбор.

ПОМОЩЬ! План морфологического разбора находится в учебнике на стр. 206 - 207.

В случае затруднения посмотри ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.

Если совсем заблудился, посмотри ЗДЕСЬ

БЛАГОДАРЮ ЗА ДОБРОСОВЕСТНУЮ РАБОТУ!

четверг, 16 сентября 2021 г.

9_Русский язык. Вставные конструкции

Уважаемые девятиклассники! 
17.09.2021 мы занимаемся в дистанционном режиме!

Тема урока: "Вставные конструкции".

Цель: формирование умения различать вставные конструкции и члены предложения, пунктуационно оформлять на письме предложения с вставными конструкциями.

Структура урока: 1) блок теории; 2) практический блок 3) домашнее задание

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Блок теории. Выберите один из способов изучения теории:

1) ИЛИ просмотр видеоурока с объяснением лектора (начните с 12.57 минуты)


2) ИЛИ чтение конспекта урока:

Известно, что существуют вводные слова, словосочетания и предложения. От них следует отличать вставные конструкции. 

Вставные конструкции (словосочетания, предложения), в отличие от вводных, содержат дополнительные сведения, попутные замечания, различные уточнения, пояснения, поправки. В отличие от вводных предложений, обычно не выражают отношения говорящего к высказываемой мысли, не содержат общей оценки сообщения, указания на его источник, на связь с другими сообщениями.

Например:

Николай Иванович (так звали нашего директора) был человеком образованным и мудрым.

Однажды летом (это было в середине августа) к нам приехали родственники, проживавшие на острове Сахалин.

Мой брат с детства любил музыку (он неплохо играл на флейте) и часто посещал филармонию.

Мой приезд - я это очень хорошо помню! - вызвал бурю эмоций у одноклассников.

Вставные конструкции резко разрывают слова в предложении. Они появляются как бы внезапно, не планируются заранее, возникают уже в процессе речи, поэтому не могут стоять в начале предложения. В речи вставные конструкции интонационно выделяются из состава предложения: они произносятся пониженным тоном, в ускоренном темпе, обычно без логического ударения на каких-либо словах. Интонация предложения как бы «размыкается» вставной конструкцией.

На письме вставные конструкции выделяются скобками, реже - тиреСкобки выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения. Скобки обладают большей выделительной силой, чем тире. В тексте вставной конструкции сохраняются все необходимые для нее знаки (запятая, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, двоеточие).

Например:

 Оказалось, что в ближних деревнях – не говоря про дальние, что в лесистой стороне, – до сей поры весной в новолунье и в первый гром купались в реках и озерах.

2. Практический блок. Выполните тренировочные задания. ПОМНИТЕ: главное - добиться усвоения темы, поэтому в случае необходимости пройдите тренинг ещё раз. Успешной работы!


3. Домашнее задание ЗДЕСЬ.

8_Русский язык. Основные единицы синтаксиса

 Дорогие восьмиклассники! 
17.09.2021 мы работаем в дистанционном формате!

Тема: "Основные единицы синтаксиса"

Цель: знакомство с основными единицами синтаксиса - словосочетанием, предложением, текстом, их отличительными признаками, назначением в речи.

Ключевые понятия урока: синтаксис, словосочетание, предложение, текст.

Структура урока: 1) блок теории, 2) практический блок, 3) домашнее задание.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Блок теории. Выберите один из способов изучения теории:

1) ИЛИ изучение статьи учебника - стр.25-26;

2) ИЛИ просмотр видеоурока с объяснением лектора:


3) ИЛИ чтение конспекта урока:

Синтаксис — (от греч. syntaxis — «составление») – раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст и правила их построения.

Словосочетание — это синтаксическая единица, состоящая из двух и более слов и строящаяся на основе подчинительной связи.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Главным является то слово, от которого ставится вопрос к зависимому: надеяться (на что?) на удачу. Словосочетание выполняет номинативную функцию, то есть служит для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий. Но более точно, детально, конкретно, чем одно слово. Сравните: сестра — родная сестра. Словосочетания, объединяясь по смыслу, являются строительным материалом для предложения.

ВАЖНО! Не все сочетания слов являются словосочетаниями! 

Предложение – это одна из основных единиц синтаксиса, которая отражает фрагмент окружающей действительности, имеет смысловую и интонационную законченность.

Например: Завтра ко мне приедет моя родная сестра.

Предложение выполняет коммуникативную функцию, то есть оно предназначено для того, чтобы служить сообщением.

Текст это высказывание, представляющее собой два или несколько  предложений, связанных по смыслу, расположенных в определенной последовательности и объединённых единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств. 

Например:

Сегодня к нам в гости приехала моя родная сестра. С ней мы очень весело провели время: гуляли на улице, катались на аттракционах в парке, кушали мороженое. Мне хотелось остановить  время, чтобы этот счастливый день с моим родным человеком не заканчивался.

Текст также выполняет коммуникативную функцию.

В синтаксисе изучаются и слова, но не как лексические единицы или части речи, а как члены предложения. Слово – основная единица языка, служащая для наименования предметов и их признаков, явлений и их отношений. В речи слова соединяются между собой в словосочетания и предложения.

2. Практический блок. Выполните тренировочные задания ЗДЕСЬ. ПОМНИТЕ: цель тренинга - добиться усвоения темы. В случае необходимости пройдите тренинг ещё раз. Результат не присылайте: я вижу работу в личном кабинете. Успешной работы! 

3. Домашнее задание ЗДЕСЬ.

среда, 15 сентября 2021 г.

9_Повторение изученного в 5-8 классах. Вводные конструкции

Тема: Вводные конструкции

Цель: повторить вводные конструкции и знаки препинания при них

Вводные конструкции - это вводные слова и словосочетания. С их помощью говорящий выражает свое отношение:

- к содержанию высказывания: «Дождь, к счастью, закончился»;

- указывает на последовательность изложения: «Во-первых, мы собрали тёплые вещи»;

- указывает на источник сообщения: «По-моему, нам следует поторопиться».

Признаки вводных слов и словосочетаний:

1) они не зависят от членов предложения, поэтому к ним нельзя задать вопрос;

2) не являются членами предложения, следовательно, никак не подчёркиваются;

3) их можно изъять из предложения без потери смысла. 

Вводные слова и словосочетания выделяются в устной речи интонационно, в письменной - запятыми.

Рассмотрите таблицу, ознакомьтесь с группами вводных слов по значению и примерами:

Значение

Вводные слова

Примеры

Оценка достоверности содержания сообщения

а) Уверенность: разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, конечно, действительно, в самом деле, правда, само собой...

 б) Неуверенность: кажется, вероятно, возможно, пожалуй, видно, по-видимому, как видно, верно, может быть, должно быть...

Мы, разумеется, хорошо подготовились  к диктанту.

 

По-видимому, весна придёт не скоро.

Различные чувства (радость, сожаление, огорчение, удивление и др.)

К счастью, на счастье, к радости, к несчастью, к сожалению, к стыду (кого-либо), к досаде, на беду, на удивление, как на грех...

К сожалению, день рождения бывает лишь раз в году.  

Источник сообщения

По сообщению кого-либо, по словам кого-либо, по мнению кого-либо, по-моему, по-твоему, с точки зрения кого-либо, говорят, на мой взгляд...

По сообщению синоптиков, к концу дня туман рассеется.

Порядок мыслей и их связь

Во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, значит, напротив, таким образом,  наоборот, например, к примеру, кроме того, к тому же, притом, с одной стороны, с другой стороны, впрочем, между прочим, в общем, кстати...

Во-первых, мы проверили удочки, во-вторых, накопали червей. Итак, мы отлично подготовились к рыбалке!


ВАЖНО! Следует различать ситуации, когда слово является вводным, а когда оно же является членом предложения. Например: 

1) Дождь, должно быть, закончился (вводное слово)

2) Сочинение должно быть закончено до звонка (сказуемое)

Кроме вводных слов и словосочетаний, существуют вводные предложения (их признак - наличие грамматической основы). Например: Дождь, я думаю, скоро закончится.

Задание. Запишите предложения, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте вводные слова и словосочетания, надпишите их значение (см. таблицу выше)

1. Эта фраза пожалуй была сказана между прочим, хотя её содержание напомнило мне между прочим одну двусмысле..ую шутку. 

2. У Татьяны Андреевны к сож..лению замёрзли ресницы и (по)этому ей к..залось что от звезды падают на дорогу ломкие полосы света. 

3. Письмо должно быть срочно доставле..о адресату потому что кажется мы и так опаздываем с доставкой.

4. А впрочем судьба наша кажет..ся одинакова и родились мы (по)вид..мому под еди..ым созвездием. 

5. Почти (на)против его подвала прост..рался огромный пустырь городской земли словом те..итория была внушительной. 

6. После (не)состоявш..йся встречи с дядей к сожалению пр..мешивалось ещё и чувство разоч..рования и это к сожалению мешало сосредоточит..ся на серьёзных размышлениях.

7. Книги брош..ры газеты словом все виды журнальной продукции во-первых валялись на полу во-вторых были (по)вид..мому в таком состоянии уже давно о чём свидетельствовал (в)час..ности  слой пыли на них но это однако не помешало нашему ра..ледованию.

8. Потом (в)прочем он говорил что наверное (не)стоило горячит..ся (не)много поостыть и действовать уже (на)верняка (по)тому(что) по его мнению ситуация (до)конца (не)была проясне..а и у пр..сутствующих всё(же) ост..вались наверное вопросы.

9. Увы он счастия не ищ..т и не от счастия бежит. 

10. Вронский к ужасу своему почувствовал что сделал скверное непростительное движение. 

среда, 8 сентября 2021 г.

Дню освобождения Донбасса посвящается... Интерактивный диктант по роману А. Фадеева "Молодая гвардия"

"Молодая гвардия" (1943) - роман известного советского писателя Александра Фадеева, посвящённый деятельности подпольной молодёжной организации в городе Краснодон Ворошиловградской области в период Великой Отечественной войны.  

20 июля 1942 года, Краснодон был оккупирован немецко-фашистскими войсками, в город вошёл самоуверенный, циничный в своей жестокости враг. Во тьме оккупации город Краснодон прожил 210 дней и ночей, с 20 июля 1942 года по 14 февраля 1943 года. За время оккупации было расстреляно и замучено 242 человека, угнано в Германию более 3,4 тысячи краснодонцев. За героизм и мужество, проявленные на передовой и в тылу врага 18 уроженцев и жителей Краснодона были удостоены звания Героя Советского Союза, 5950 награждены орденами и медалями СССР.

Организация "Молодая гвардия" объединила около 100 ребят в возрасте от 14 до 20 лет, оказавшихся на оккупированной фашистами территории. После многочисленных успешно проведённых антифашистских операций большинство юных подпольщиков были арестованы, поверглись жестоким пыткам и казнены. 

Кадр из фильма "Молодая гвардия"

В октябре 1966 года был заложен фундамент современного музея "Молодая гвардия" , а 6 мая 1970 года состоялось его открытие. Музей и сегодня встречает посетителей, интересующихся историей Родины, её славным героическим прошлым.

Экспозиция в одном из залов музея

Недалеко от музея воздвигнут памятник "Клятва". Памятник изображает момент клятвы подпольщиков-комсомольцев — членов штаба «Молодой гвардии»: это Олег Кошевой, Ульяна Громова, Иван Земнухов, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова. Они клянутся бороться с врагом — германскими войсками, вторгшимися на территорию СССР. Олег Кошевой со знаменем в руках, Ульяна Громова прижимает полотнище знамени к сердцу, Иван Земнухов держит в руках книгу «Как закалялась сталь», Сергей Тюленин стоит с автоматом. 

Памятник "Клятва" в Краснодоне

На романе "Молодая гвардия" воспитано не одно поколение патриотов, беззаветно любящих свою родину, готовых встать на её защиту и отдать за неё жизнь. 

вторник, 7 сентября 2021 г.

понедельник, 6 сентября 2021 г.

9_Литература. "Слово о полку Игореве" Интерактивный постер

 Уважаемые девятиклассники! Интерактивный постер, посвящённый произведению "Слово о полку Игореве", содержит ссылки-векторы на материалы по теме - текст, аудиокнигу, видеоурок, фильм. Обратите внимание на последнюю страницу - "Плач Ярославны": здесь есть ссылка на текст для заучивания наизусть (авторы сайта создали свой ресурс в помощь тем, кто испытывает трудности при запоминании текстов).

"Слово о полку Игореве" Автор: Светлана Сатункина