ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

четверг, 16 сентября 2021 г.

9_Русский язык. Вставные конструкции

Уважаемые девятиклассники! 
17.09.2021 мы занимаемся в дистанционном режиме!

Тема урока: "Вставные конструкции".

Цель: формирование умения различать вставные конструкции и члены предложения, пунктуационно оформлять на письме предложения с вставными конструкциями.

Структура урока: 1) блок теории; 2) практический блок 3) домашнее задание

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Блок теории. Выберите один из способов изучения теории:

1) ИЛИ просмотр видеоурока с объяснением лектора (начните с 12.57 минуты)


2) ИЛИ чтение конспекта урока:

Известно, что существуют вводные слова, словосочетания и предложения. От них следует отличать вставные конструкции. 

Вставные конструкции (словосочетания, предложения), в отличие от вводных, содержат дополнительные сведения, попутные замечания, различные уточнения, пояснения, поправки. В отличие от вводных предложений, обычно не выражают отношения говорящего к высказываемой мысли, не содержат общей оценки сообщения, указания на его источник, на связь с другими сообщениями.

Например:

Николай Иванович (так звали нашего директора) был человеком образованным и мудрым.

Однажды летом (это было в середине августа) к нам приехали родственники, проживавшие на острове Сахалин.

Мой брат с детства любил музыку (он неплохо играл на флейте) и часто посещал филармонию.

Мой приезд - я это очень хорошо помню! - вызвал бурю эмоций у одноклассников.

Вставные конструкции резко разрывают слова в предложении. Они появляются как бы внезапно, не планируются заранее, возникают уже в процессе речи, поэтому не могут стоять в начале предложения. В речи вставные конструкции интонационно выделяются из состава предложения: они произносятся пониженным тоном, в ускоренном темпе, обычно без логического ударения на каких-либо словах. Интонация предложения как бы «размыкается» вставной конструкцией.

На письме вставные конструкции выделяются скобками, реже - тиреСкобки выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения. Скобки обладают большей выделительной силой, чем тире. В тексте вставной конструкции сохраняются все необходимые для нее знаки (запятая, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, двоеточие).

Например:

 Оказалось, что в ближних деревнях – не говоря про дальние, что в лесистой стороне, – до сей поры весной в новолунье и в первый гром купались в реках и озерах.

2. Практический блок. Выполните тренировочные задания. ПОМНИТЕ: главное - добиться усвоения темы, поэтому в случае необходимости пройдите тренинг ещё раз. Успешной работы!


3. Домашнее задание ЗДЕСЬ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий