Тема урока: "Вставные конструкции".
Цель: формирование умения различать вставные конструкции и члены предложения, пунктуационно оформлять на письме предложения с вставными конструкциями.
Структура урока: 1) блок теории; 2) практический блок 3) домашнее задание
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Блок теории. Выберите один из способов изучения теории:
1) ИЛИ просмотр видеоурока с объяснением лектора (начните с 12.57 минуты)
Вставные конструкции
(словосочетания, предложения), в отличие от вводных, содержат дополнительные
сведения, попутные замечания, различные уточнения, пояснения, поправки. В
отличие от вводных предложений, обычно не выражают отношения говорящего к
высказываемой мысли, не содержат общей оценки сообщения, указания на его
источник, на связь с другими сообщениями.
Например:
Николай Иванович (так звали нашего директора) был человеком образованным и мудрым.
Однажды летом (это было в середине августа) к нам приехали родственники, проживавшие на острове Сахалин.
Мой брат с детства любил музыку (он неплохо играл на флейте) и часто посещал филармонию.
Мой приезд - я это очень хорошо помню! - вызвал бурю эмоций у одноклассников.
Вставные конструкции резко разрывают слова в предложении. Они появляются как бы внезапно, не планируются заранее, возникают уже в процессе речи, поэтому не могут стоять в начале предложения. В речи вставные конструкции интонационно выделяются из состава предложения: они произносятся пониженным тоном, в ускоренном темпе, обычно без логического ударения на каких-либо словах. Интонация предложения как бы «размыкается» вставной конструкцией.
На письме вставные конструкции выделяются скобками, реже - тире. Скобки выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения. Скобки обладают большей выделительной силой, чем тире. В тексте вставной конструкции сохраняются все необходимые для нее знаки (запятая, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, двоеточие).
Например:
Оказалось, что в ближних деревнях – не говоря про дальние, что в лесистой стороне, – до сей поры весной в новолунье и в первый гром купались в реках и озерах.
2. Практический блок. Выполните тренировочные задания. ПОМНИТЕ: главное - добиться усвоения темы, поэтому в случае необходимости пройдите тренинг ещё раз. Успешной работы!
3. Домашнее задание ЗДЕСЬ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий