ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

воскресенье, 5 сентября 2021 г.

9_Литература. "Слово о полку Игореве" в таблицах.

 Уважаемые девятиклассники! В помощь вам таблицы, в которых аккумулирован и структурирован основной теоретический материал по теме "Слово о полку Игореве".

 Слово в древнерусской литературе — наиболее употребительное заглавие сочинений, иногда заменяемое другими: Сказание, Повесть, Поучение. Иногда Слово опускается в заглавии, но подразумевается; например, Об Антихристе, О письменех и т. п. Словами назывались в древнерусской литературе как поучения и послания церковного характера, так и сочинения светского характера (например, «Слово о Полку Игореве»). 

7_Русский язык. Лексика и фразеология

Дорогие семиклассники! 

Повторяем тему "Лексика и фразеология".

Внимательно рассмотрите обобщающую таблицу. Вспомните, какими бывают слова с точки зрения:

1) количества значений;

2) происхождения;

3) употребления;

4) активного и пассивного запаса (общеупотребительная и необщеупотребительная лексика) 

Какие понятия лексики не отражены в таблице? Что такое синонимы, антонимы, омонимы, паронимы?

Составьте по таблице сообщение на тему "Лексика русского языка", добавьте в своё сообщение недостающие сведения. 

В случае затруднения повторите теорию ЗДЕСЬ или посмотрите видеоурок:


Альтернативное домашнее задание: онлайн-игра "Фразеологизмы и их значения". В помощь - фразеологический словарь.

суббота, 4 сентября 2021 г.

Международный день грамотности

8 сентября в мире отмечается Международный день грамотности. В современном мире проблема грамотности остаётся актуальной, так как не все люди (по тем или иным причинам) имеют возможность учиться читать и писать, получать школьное или высшее образование. Именно для привлечения внимания к этой животрепещущей проблеме и был учреждён День грамотности.

Испокон веков грамотность была доступна лишь избранным. И только с течением времени образование смогли получать более широкие слои населения.

Обратимся к фактам истории.

  • В начале нашей эры (после рождества Христова) самым грамотным народом были иудеи, а в каждом иудейском городе была собственная школа, где обучали грамоте. 

  • В Древней Индии грамотность женщины приравнивалась к позору, так как  писать и читать дозволялось только жрецам и некоторым мужчинам.

  • В эпоху Античности особо грамотными считались греки. Мальчики получали образование в школах, а за грамотность девочек отвечали матери и няни. 

  • В эпоху Средневековья даже не все знатные люди были грамотными, так как большинству из них требовалось лишь развивать ораторские качества для произнесения речей. Письмо в те времена поручали писцам, а чтение – чтецам.

  • В эпоху Просвещения грамотностью могли похвастаться только представители знати. Любая девушка из знатного семейства знала латынь, свободно изъяснялась на французском, писала и читала на родном языке. 

  • Английский философ 16-17 веков Френсис Бэкон, рассуждая о грамотности, говорил, что чтение формирует полноценную личность, обсуждение ее подготавливает, а письмо – завершает. 

  • По заверению составителей Оксфордского словаря английского языка, английский термин literacy, означающий «грамотность», начали использовать в речи лишь в 1886 году, в то время как термин illiteracy, означающий «неграмотность», был в обиходе с 1660 года (кстати, в словаре английского языка Самюэля Джексона есть термин «неграмотность», а вот термина «грамотность» в нем нет). 
Источник


Интерактивный диктант по повести А. Рыбакова "Кортик"

пятница, 3 сентября 2021 г.

9_Литература. Литература Киевской Руси как средневековое искусство слова

 Древняя Русь - это славянское государство, сложившееся в IX-X вв. и простиравшееся от Балтийского побережья на севере до причерноморских степей на юге, от Карпат на западе до Среднего Поволжья на востоке. 


Литература Древней Руси - одна из старейших литератур Европы, свидетельство высокой и самобытной культуры древнерусского государства. 

Древнерусская литература - это литература X - XVII веков, ставшая фундаментом для развития великой русской литературы XVIII - XX веков. В её основе лежат высокие нравственные идеалы, вера в человека, в его духовные и творческие силы, в способность к самосовершенствованию; в ней звучит вера в добро и справедливость, в великую силу слова; в ней звучит патриотический пафос служения Родине - Русской земле. Без знания древнерусской литературы невозможно понять всей глубины творчества А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. 

Причинами, которые способствовали возникновению древнерусской литературы, стали существование фольклора, принятие христианства, создание славянской азбуки болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием

Просветители Кирилл и Мефодий, создавшие славянскую азбуку

Особенности древнерусской литературы:

1) в основе – система религиозных представлений о мире;

2) духовность: прославляет ценные душевные качества – милосердие, скромность, бескорыстие, открытость;

3) историзм; два подхода в изображении событий: реально-исторический и религиозно-символический;

4) поучительность, этикет поведения и речи;

5) анонимность (не указывалось авторство текстов);

6) связь с фольклором;

7) рукописная форма 

Славянская рукописная книга

В древнерусской литературе сложились определённые жанры

ЗАДАНИЕ: изучить статью учебника (стр. 4-6), преобразовать теоретический материал в таблицу на тему "Этапы развития древнерусской литературы", подготовить устное сообщение с опорой на материалы таблицы.

ОБРАЗЕЦ:

Период, временные рамки

Особенности

Произведения

 

Первый период,

к. Х-ХII в.в.

Идея: превосходство христианства над язычеством

«Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха»

Второй период

 

 

 

четверг, 2 сентября 2021 г.

8_Русский язык. Культура речи

Материалы к уроку

1. Различение понятий ЯЗЫК И РЕЧЬ

Язык — система словесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей.

Речь — способность говорить, выражать словами мысль; организованный в пространстве и времени процесс говорения, выраженный в звуковой форме — устная речь, при помощи буквенных знаков — письменная речь.

Культура речи – это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».

Речевой этикет - это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях.

Орфоэпические нормы - это целый свод правил, которые регулируют произношение.

Проверьте, правильно ли вы ставите ударение в словах:

2. Словесные формулы, используемые в русском речевом этикете

1) формулы приветствия: здравствуйте, добрый день, приветствую Вас, рад видеть вас, рады вас приветствовать

2) формулы прощания: до свидания; до встречи; до завтра; всего доброго; счастливо оставаться

3) формулы извинения: Простите, пожалуйста..:, Извините, пожалуйста..:, Простите мою неловкость, Прошу извинения за случившееся..:, Простите, пожалуйста. Это недоразумение. Мы во всем разберемся; Я (мы) хотел(и) бы извиниться перед Вами. Действительно, Приносим свои извинения за..:, Простите, пожалуйста, я был неправ (я ошибался); Не могу не извиниться. Эта путаница возникла из-за… Я (мы) сожалею (сожалеем) о случившемся... Уверяем, что такого больше не повторится; Примите наши извинения; Приносим Вам извинения. Просим понять нас в этой ситуации; От лица (от имени) нашей организации приносим глубочайшие извинения.

4) формулы благодарности: спасибо; я Вам очень благодарен; я вам так признателен, разрешите (позвольте) поблагодарить вас. Есть и другие способы: Приношу свою благодарность. Примите мою благодарность. Большое спасибо. Благодарю вас. Сердечно благодарю (благодарен). Разрешите поблагодарить вас. Я вам очень признательна. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен.   Моя благодарность не знает границ. Я хочу поблагодарить вас. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили.

3. Задание: составьте предложения, в которых используются некоторые из приведённых словесных этикетных формул. Например:

1) Здравствуйте, уважаемый Егор Ильич! (формула приветствия)

2) Дорогие ветераны! Позвольте поблагодарить вас за беспримерный героизм, проявленный в годы войны! (формула благодарности)

9_Литература_Введение

Уважаемые девятиклассники! 

Поработайте самостоятельно с дополнительным источником информации: изучите тему "Художественная литература как искусство слова" по видеоуроку. 

Обратите внимание на литературоведческие термины, которые встречаются в уроке; постарайтесь запомнить их толкование и правописание, потренируйтесь в их правильном произношении. 

Зафиксируйте изученный материал в виде плана или тезисов (не забудьте указать это в названии работы). Подготовьтесь к устному сообщению по изученной теме с опорой на составленные записи. 

УСПЕШНОЙ РАБОТЫ!

среда, 1 сентября 2021 г.

Первый урок - 2021

ГОДУ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДНР ПОВЯЩАЕТСЯ…

Нарядные первоклассники и выпускники, повзрослевшие ученики средних классов, взволнованные учителя, улыбающиеся родители, праздничные букеты, заливистый школьный звонок - старт новому учебному году дан!

Первый урок в 8 классе был посвящён Году русской культуры в ДНР. Школьники узнали значение понятия «культура», составили кластер на эту тему; выразительно прочитали стихи известных поэтов о русской культуре:

Русская культура — это кисть Маковского,
Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль,
Терема и маковки, звон Кремля Московского,
Музыки Чайковского сладкая печаль

                                                       (Евгений Вадимов)

На выставке, подготовленной библиотекарем Т. Ю. Тамаровской,  ознакомились с книгами  и печатными материалами, рассказывающими об истории нашего края.

Ученики проанализировали факты, свидетельствующие о высоком уровне развития культурной сферы жизни Донбасса; это сведения о музеях, библиотеках, произведениях искусства, народных промыслах, известных деятелях культуры. Восьмиклассники сделали вывод, что культура нашего региона – составная часть русской культуры, у нас общие корни и общая история.

Итогом мероприятия стал выпуск тематической стенгазеты и оформление инсталляции «Осень в Донбассе» с пожеланиями мира, добра, счастья народу Донбасса и процветания всей молодой Республике.