ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

пятница, 25 декабря 2020 г.

6_Русский язык: существительные с ПОЛ- (ПОЛУ-)

Дорогие шестиклассники! Тема "Правописание имён существительных с ПОЛ- (ПОЛУ-)" в программе есть, а в нашем учебнике отсутствует. Но вы выиграли этот поединок с трудностями! На уроке быстро вычислили "подводку", блестяще провели наблюдение над языковым материалом и создали ОК, который не оставит никаких шансов разным/всяким/странным/досадным/случайным/глупым/ненужным ошибкам пробраться в ваши тетради! Вы молодцы: славно поработали! 

Вспомните случаи написания слов с ПОЛ-, прочитав стихотворение:

Мы искали пол-лимона,
Обыскали пол-Москвы.
А нашли мы полвагона
Полушубков из Тувы.
Вот такие нынче грузы
Мы находим здесь и там.
Ну, хотя бы пол-арбуза
Отыскать до завтра нам.

И ещё вспомните написание слов с ПОЛУ-, прочитав эпиграмму А. С. Пушкина на известного царского чиновника: 

Полумилорд, полукупец,
Полумудрец, полуневежда,
Полуподлец, но есть надежда, 
Что будет полным наконец.

ПОМОЩЬ!

А теперь играем!

четверг, 24 декабря 2020 г.

7_Факультатив по русскому языку. Основные пути обогащения русского языка

Дорогие семиклассники! Приближается Новый год, Дед Мороз уже в пути, а пока  приглашаю вас на факультативное занятие по русскому языку. Тема для изучения - "Основные пути обогащения русского языка". Вы уже знаете, что лексический состав языка не является чем-то неизменным: одни слова устаревают и выходят из активного употребления, другие появляются и считаются новыми - неологизмами. Один из путей пополнения словарного состава русского языка - заимствования из других языков

Иногда слова-"иностранцы" настолько приживаются в языке, что их трудно заподозрить в иноязычном происхождении. Например, слова БУМАГА, КАНИКУЛЫ, СВЁКЛА прочно вошли в наш язык и в повседневную жизнь. А некоторые "чужаки" всячески демонстрируют своё зарубежное происхождение: и правилам нашим не подчиняются, и выговариваются с трудом, и значение их не вполне понятно, и пишутся чуднО... или даже коварно - того и гляди, ошибку сделаешь. Как же можно распознать "иностранцев"? Часто - по внешнему виду, то есть по буквам, и по особенным сочетаниям звуков: 

А теперь приглашаю на онлайн-игру:

Запомните: если вы не знаете значение слова, обращайтесь к словарю - толковому, иностранных слов. 

Успехов в изучении русского языка!

среда, 23 декабря 2020 г.

8_Факультативное занятие по русскому языку "В мире исключений: орфография, морфемика". Правописание приставок ПРИ-, ПРЕ

Уважаемые восьмиклассники! 

Тема факультативного занятия сегодня - "Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ"

Вы, конечно, знаете условия выбора гласной в данных приставках, помните, что написание слов с этой орфограммой зависит от значения. Чтобы повторить правило и обратить внимание на особо трудные случаи, приглашаю вас посмотреть видеоурок-презентацию.

Проговорите правило, опираясь на таблицу:


А теперь проверьте, насколько хорошо вы знаете теорию и умеете применять её на практике:

10_Индивидуальный проект. Цели, задачи, актуальность

Кто не знает, куда направляется, 
очень  удивится, 
попав не туда
Марк Твен

Уважаемые десятиклассники! В качестве домашнего задания предлагаю вам выполнить практическую работу: прочитайте темы индивидуальных проектов, проанализируйте их, выберите наиболее интересную для вас и заполните таблицу (таблицу можно скачать, заполнить в Word  и переслать на почту учителю). 

Предыдущая работа показала, что, к сожалению, возникают трудности при формулировке цели и задач, при обосновании актуальности проекта. В помощь предлагаю теоретический материал. 

Как сформулировать цель и задачи исследовательского проекта

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. 

Виды целей: 

      определение характеристик явлений, не изученных ранее;  

      выявление взаимосвязи неких явлений;  

      изучение развития явлений; описание нового явления;  

      обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций.

Формулировка цели исследования может начинаться следующим образом: 

      выявление...; 

      обоснование...; 

      уточнение...; 

      конструирование …; 

      определение...; 

      исследование...; 

      обобщение…; 

      описание…; 

      создание…; 

      формирование …

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание проекта.

Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.  Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования. Задачи исследования обычно начинаются с таких глаголов, как

      выяснить...; 

      изучить...; 

      провести...; 

      рассмотреть...;

       найти...;

       описать... 

Обоснование актуальности проекта/исследования

При обосновании актуальности работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательской работы (проекта). Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования.

Актуальность темы обосновывается с точки зрения ее:

- научной значимости;

- социальной значимости;

- личностной значимости.

Почему? Для чего?

Актуальностью исследования является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса

При обосновании актуальности можно использовать клише:

      Актуальность данной работы определяется вхождением ее в круг интересов науки…

      Актуальностью работы является…

      … этим объясняется актуальность данного исследования.

Примеры обоснования актуальности 

(познакомьтесь с примерами; обратите внимание на использование лексических средств; какой(-ие) вариант(-ы) вы бы выбрали для образца? почему?)

1. Тема "СМС-зависимость людей"

СМС придумали в начале 90-х годов специалисты одной английской компании. В Англии СМС настолько популярны, что для них появилось даже отдельное слово: "texting" и глагол: "to text". Популярность приводит к хорошим заработкам. И за кажущейся дешевизной СМСок стоят грандиозные доходы тех, кто эти услуги предлагает. СМС - индустрия растет и растет. СМС можно посылать по телефону, через сеть, через КПК. Стоит ли удивляться, что количество СМС - зависимых людей становится все больше. А некоторые даже идут на рекорды. Так, недавно в печати появилось сообщение, что житель Индии отправил за месяц почти двести тысяч СМС. В октябре прошлого года доктор Марк Коллинс вдруг стал известен всему миру. И все благодаря невиданному расстройству – зависимости от СМС. Поэтому изучение данной темы актуально.

2. Тема "Социальное сиротство в современном обществе"

Каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, как бы тепло и уютно не было в детском доме, мечтает о любящей, заботливой семье, о будущем и верит, что мечта осуществится. В нашей области проживает 4375 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в образовательных и социальных учреждениях воспитывается 1012 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроены в замещающие семьи 3363 ребенка. На сегодняшний день одной из приоритетных форм жизнеустройства детей-сирот является устройство их в приемные семьи. В сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Дети-сироты, дети, оставшиеся, без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. Проблема сиротства сегодня – это актуальнейшая из проблем современной действительности нашей страны.

3. Тема "Крылатые слова как средство речевой выразительности"

В век высоких технологий большая часть подростков занимается тщетным времяпрепровождением в интернете, что не способствует интересному, грамотному и интеллектуальному речевому общению. Со многими моими сверстниками неинтересно общаться: скудная речь, сниженная лексика, неумение выразить мысль, отсутствие средств выразительности, в том числе пословиц, поговорок, фразеологизмов, крылатых выражений. Это вызвано, на мой взгляд, недостатком чтения качественной литературы, живого общения со сверстниками, с людьми более опытного и начитанного поколения. Поэтому, воспользовавшись возможностью самостоятельного выбора темы исследования, мной решено было изучить крылатые выражения, так как захотелось узнать об истории возникновения крылатых выражений, их значении и употреблении в среде подростков. Хочу быть популяризатором крылатых выражений среди моих ровесников и помочь им сделать свою речь более интересной и насыщенной. Поэтому я считаю эту тему актуальной, так как среди молодёжи крылатые выражения употребляются намного реже, чем старшим поколением.

4. Тема "Варианты и способы обеспечения личной безопасности"

Для современного человека очень важна личная безопасность и безопасность семьи. Иногда по стечению обстоятельств человек оказываются в экстремальных ситуациях. Никто не знает, какие навыки, знания и умения могут понадобиться в жизни в тот или иной момент. Мы подготовили проект, благодаря которому, каждый изучивший его, сможет повысить уровень своих знаний, наработать определённые навыки, которые смогут помочь в экстремальных ситуациях. Чаще всего у людей возникает проблема с непониманием цели организации личной безопасности в современном обществе. Тем не менее в современном мире, ввиду прогресса науки и техники, люди зачастую становятся заложниками незнания окружающего нас мира. Поэтому в данной работе мы будем исследовать виды личной безопасности и варианты её организации. В результате проведенных исследований, нами выданы практические рекомендации, которые помогут любому человеку, ознакомившемуся с данной работой, организовать максимально безопасное проживание в современном обществе.

5. Тема "Современный международный терроризм"

Актуальность данного исследования определяется современным развитием терроризма, а также необходимостью анализа тенденций развития терроризма, выявления факторов развития и возможности устранения данных факторов.

6. Тема "Техническая защита населения"

В данной работе рассматривается комплекс мероприятий, направленный на обеспечение защиты жизни людей в разные периоды времени. Актуальность работы заключается в необходимости выявления действенных мер и способов сохранения здоровья и жизни людей в разные периоды истории. Важным является и анализ развития инженерных средств с целью предположения усовершенствованной разработки таковых.

7. Тема "Власть и социальные нормы в догосударственный период развития общества"

 Актуальность данного исследования состоит в том, что ритуалы, обычаи, обряды, мифы не утратили в современном мире своей роли и влияния на социальные нормы, в том числе и на правовые. Тема становления регулятивной системы в первобытном обществе остается актуальной на протяжении многих десятилетий. Ученые из разных стран мира в течение значительного периода времени разрабатывали концепции, объясняющие процесс появления, развития и функционирования социальных норм, упорядочивающих отношения между членами первобытных коллективов. В данной работе представлен анализ особенностей социальной организации общности. Это поможет реконструировать модель отношений между членами общества и выявить предпосылки установления иерархической структуры правления.

понедельник, 21 декабря 2020 г.

8_Литература: Н. В. Гоголь "Ревизор"

Уважаемые восьмиклассники!

Мы начали знакомство с комедией Н. В. Гоголя "Ревизор". Интересны факты из истории создания пьесы.

 1. В 1835 году Гоголь пишет Пушкину: «Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее чёрта».

2. История, предложенная Пушкиным Гоголю в качестве сюжета, в действительности произошла с издателем журнала «Отечественные записки» П. П. Свиньиным в Бессарабии: в одном из уездных городков он был принят за правительственного чиновника. Был похожий случай и с самим Пушкиным: его приняли за ревизора в Нижнем Новгороде, куда он отправился собирать материал о пугачёвском бунте. Словом, это был тот самый «русский чисто анекдот», который требовался Гоголю для воплощения его замысла.

3. «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем» — так отзывался Гоголь о своей пьесе.

4. Премьера пьесы в первой редакции состоялась в 1836 году в Александринском театре в Санкт-Петербурге.

5. Николай I, присутствовавший на премьере, высказался: «Ну, и пьеска! Всем досталось, а мне – больше всех».

Предлагаю материалы для изучения комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".

Монолог наизусть (по выбору):  

https://yadi.sk/i/PUngPfgzHAQS1g

Лабораторная работа (таблица):

https://yadi.sk/d/696DTcPXI5Sk-w 

ПОМОЩЬ:

1) смотреть х/ф "Ревизор" ;

2) смотреть спектакль Малого театра ;

3) читать краткое содержание ;

4) смотреть видео краткое содержание ;

5) слушать аудиокнигу ;

6) смотреть видеоурок "Комедия "Ревизор" ;

7) смотреть видеоурок "Разоблачение пороков чиновничества" ;

8) читать характеристику Хлестакова ;

9) читать характеристику чиновников ;

10) смотреть иллюстрации .

воскресенье, 20 декабря 2020 г.

Это интересно! Скоро Новый год: ёлочные украшения разных стран мира

ИЗ ИСТОРИИ ЁЛОЧНЫХ ИГРУШЕК

Украшать деревья зимой стали ещё во времена язычества. В те времена люди, которые жили на территории нынешней Европы, верили, что в лесу на деревьях живёт злая нечисть и зимой она становится более злобной. Чтобы задобрить духов, люди начали вешать на деревья угощения. Со временем эта традиция перешла в обычай украшать ель, сосну или даже пальму и кактус на Рождество или Новый год. И сегодня поговорить о ёлочных украшениях приглашаю на видеоурок:

7_Поздравляем со спортивной победой!

 Жить интереснее, когда у тебя есть увлечение. Это может быть вышивка, оригами, чтение, рисование, моделирование, танцы, спорт... 
Жить интереснее, когда ты в своём увлечении совершенствуешься и стремишься быть лучшим, когда ты путём упорной работы достигаешь мастерства и становишься первым. 
Поздравляем 
Гладких Артёма, 
занявшего 1 место 
в открытом первенстве 
МУ "ДЮСШ г. Тореза" по боксу 
среди юношей 2005-2006 г.р. 
в весовой категории до 44 кг. 
Мы рады очередной победе юного спортсмена и желаем ему достигнуть новых высот на спортивном ОЛИМПЕ!