ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

воскресенье, 17 августа 2025 г.

Функциональная грамотность. Язык вражды и язык мира

ЯЗЫК ВРАЖДЫ И МИРА

Угрозы, высмеивание, грубость, «разговор на повышенных тонах», любое другое выражение неприязни, оскорбляющее достоинство других, – это речевая агрессия. Сегодня она переполнила и реальное, и виртуальное общение. Что можно этому противопоставить? Вот одна история. 

Двое парней в автобусе ругаются на весь салон. Со всех сторон доносится цыканье: «Прекратите, слушать тошно!», «Вокруг женщины и дети – имейте же совесть!», «Молодёжь совесть потеряла!» Парни отругиваются ещё громче. 

На остановке заходят женщина с девочкой лет пяти. Девочка прислушивается и поднимает глаза на мать: «Мам, а ты чего молчишь? Смотри, какие дяденьки плохие!» Женщина как-то отрешённо, но довольно громко отвечает: «Знаешь, может, и не такие они плохие – просто устали». В салоне повисает секундная пауза – и один из молодых людей рычит на выдохе: «Как я уста-а-ал!» Автобус взрывается хохотом, смеются и сами парни. Грозовая туча скандала рассеивается: пассажиры отвлекаются на свои дела, парни ругаются тише, а потом и вовсе замолкают… 

Не было никаких специальных приёмов, но агрессия угасла, потому что вместо изолирующей защитной крепости был построен мост, соединивший людей. 

Это одна из стратегий «языка мира». В отличие от «языка вражды», в его основе лежит отношение к собеседнику не как к представителю некой чужеродной группы, а как к конкретному человеку и установка на конструктивное  взаимодействие с ним. 

Все знают: случайная перепалка легко превращает близких во врагов. Защитой может стать так называемый структурированный диалог, использующийся, например, в международных переговорах. Его главные элементы: озвучивание целей общения, аргументированное изложение позиций и выработка общего понимания проблемы. 

Агрессию практически всегда снижает попытка понять чувства и мысли собеседника  и их безоценочная фиксация(«для вас важно…»); выход из неуправляемой беседы («поговорим, когда эмоции улягутся»); просьба вместо требования; аргументы; речевой этикет и, наконец, юмор.

«Человек смеётся, чтобы не плакать», – гласит арабская пословица. Удачная шутка рождает эмоциональную солидарность. Конечно, если это не насмешка. Наступившему на ногу в автобусе можно выпалить в лицо «прёшь, как танк!», а можно пошутить: «Нога, на которой вы стоите, – моя…»

Провокация, дискредитация и угрозы – это всегда экзамен на саморегуляцию. и мудрость.

 В статье использованы материалы книги Юлии Щербининой «Речевая защита. Учимся управлять агрессией» и сайта https://psychologies.ru 

ЗАДАНИЕ  

Прочитайте текст «Язык вражды и язык мира» и выполните задания. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий