06.11.2023
Уважаемые девятиклассники! Сегодня мы занимаемся в дистанционном формате! Работаем в рабочих тетрадях. Классную работу оформляем, как обычно. Задание НЕ пересылайте, проверю в тетрадях.
Тема: Повторение темы «Сложносочинённое предложение». Практикум
Цель: повторение и обобщение материала по теме; подготовка к ОГЭ
1. Теоретический блок
1.1. Известно, что сложносочинённое предложение (ССП) - это такое сложное предложение (СП), в котором все простые части равноправны и соединены сочинительными союзами. Например:
Наступил декабрь, и сразу ударили морозы.
1.2. Рассмотрите таблицу и вспомните, какие союзы работают в ССП. Смогли ли вы распознать среди этих союзов двойные? Помним, что через союз выражаются смысловые отношения между простыми частями!
Выпал снег, и город превратился в снежную сказку.
НО! Запятая НЕ СТАВИТСЯ, если в ССП есть общий второстепенный член! Например:
За окном цветёт сирень и поют соловьи.
2. Практический блок
Практическая работа в формате ОГЭ (помним, что часть 1 задание 1 - это сжатое изложение!)
Часть 2. Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр.
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)Удивительна сказочная красота зимнего леса, наполненного тайнами и тишиной. (2)Январское солнце глядит на густую крону хвойных деревьев, и его золотистые лучи мягко рассеивают синие тени. (3) В дупле высокого кедра, спасаясь от холода, притаилась рыжая белка.
(4)В дупле тесно, зато можно не бояться ни метели, ни морозов. (5)Ещё летом белка запасла не только орехи, но и грибы, и зима теперь не так страшна маленькому зверьку. 6) Зимой в лесу стоит тишина и лежит глубокий снег. 7) По-моему, здесь невероятно красиво!
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) сказочная красота (предложение 1)2) рассеивают тени (предложение 2)3) в дупле тесно (предложение 4)4) можно не бояться (предложение 4)5) зима не страшна (предложение 5)
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.2) Предложение 2 является бессоюзным.3) Предложение 3 осложнено обособленным определением, выраженным деепричастным оборотом.4) В предложении 4 обе простые части являются безличными предложениями.5) Предложение 6 является простым.
4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Обстоятельство, выраженное деепричастным
оборотом, обособляется. |
1) Зимой в тайге стоит тишина и лежит глубокий
снег. |
Б) В сложносочинённом предложении между простыми
предложениями ставится запятая. |
2) По-моему, здесь невероятно красиво! |
В) Если в сложносочинённом предложении есть общий
второстепенный член, то запятая между простыми предложениями не ставится. |
3) Удивительна сказочная красота зимнего
леса, наполненного тайнами и тишиной. |
|
4) Январское солнце глядит на густую крону хвойных
деревьев, и его золотистые лучи мягко рассеивают синие тени. |
|
5) В дупле высокого кедра, спасаясь от холода,
притаилась рыжая белка. |
5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Выпал снег (1) и я (2) надев лыжи (3) отправился в лес (4) окутанный тишиной (5) и вскоре (6) увидел белку (7) скакавшую (8) наверное (9) в поисках вкусных кедровых орешков.
6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
1) СДЕЛАТЬ (кораблик) - в приставке перед звонким согласным пишется С.2) БАРАБАННАЯ (дробь) - в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н- с помощью суффикса -Н-, пишется -НН- на стыке морфем.3) БОРЮТСЯ (с болезнью) - в окончании глаголов II спряжения в 3 лице множественного числа пишется -УТ (-ЮТ)4) ШЁПОТОМ – в корне слова после шипящего под ударением пишется буква Ё, если в однокоренных словах она чередуется с буквой Е.5) УСЛЫШИШЬ – на конце глагола в инфинитиве после шипящего пишется буква Ь.
7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.
На последнюю зиму он пр..(1)ехать н..(2) мог, — и вот мы вид..(3)м его в ма..(4) месяце 1859 года, уже совсем с..(5)дого, пухл..(6)нького и н..(7)много сгорбл..(8)нного: он ждет сына, получивш..(9)го, как некогда он сам, звание кандидата.
8. Раскройте скобки и запишите слово «помидор» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
На огороде мы собрали ящик огурцов и ведро (помидор)
3. Домашнее задание
Повторить правила, вызвавшие затруднения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий