ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

вторник, 5 декабря 2023 г.

9_Русский язык. Повторение темы «Сложносочинённое предложение». Практикум

 06.11.2023

Уважаемые девятиклассники! Сегодня мы занимаемся в дистанционном формате! Работаем в рабочих тетрадях. Классную работу оформляем, как обычно. Задание НЕ пересылайте, проверю в тетрадях.

Тема: Повторение темы «Сложносочинённое предложение». Практикум

Цель: повторение и обобщение материала по теме; подготовка к ОГЭ

1. Теоретический блок 

1.1. Известно, что сложносочинённое предложение (ССП) - это такое сложное предложение (СП), в котором все простые части равноправны и соединены сочинительными союзами. Например: 

Наступил декабрь, и сразу ударили морозы. 

1.2. Рассмотрите таблицу и вспомните, какие союзы работают в ССП. Смогли ли вы распознать среди этих союзов двойные? Помним, что через союз выражаются смысловые отношения между простыми частями! 


1.3. ВАЖНО! В ССП между простыми частями ставится ЗАПЯТАЯ! Например: 

Выпал снег, и город превратился в снежную сказку. 

НО! Запятая НЕ СТАВИТСЯ, если в ССП есть общий второстепенный член! Например: 

За окном цветёт сирень и поют соловьи. 

2. Практический блок 

Практическая работа в формате ОГЭ (помним, что часть 1 задание 1 - это сжатое изложение!)

Часть 2. Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. 

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

(1)Удивительна сказочная красота зимнего леса, наполненного тайнами и тишиной.  (2)Январское солнце глядит на густую крону хвойных деревьев, и его золотистые лучи мягко рассеивают синие тени. (3) В дупле высокого кедра, спасаясь от холода, притаилась рыжая белка.

(4)В дупле тесно, зато можно не бояться ни метели, ни морозов. (5)Ещё летом белка запасла не только орехи, но и грибы, и зима теперь не так страшна маленькому зверьку. 6) Зимой в лесу стоит тишина и лежит глубокий снег. 7) По-моему, здесь невероятно красиво!

2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 

1) сказочная красота (предложение 1)
2) рассеивают тени (предложение 2)
3)  в дупле тесно (предложение 4)
4) можно не бояться (предложение 4)
5) зима не страшна (предложение 5) 

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов. 

1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом
2) Предложение 2 является бессоюзным.
3) Предложение 3 осложнено обособленным определением, выраженным деепричастным оборотом
4) В предложении 4 обе простые части являются безличными предложениями
5) Предложение 6 является простым. 

4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

1) Зимой в тайге стоит тишина и лежит глубокий снег.

Б) В сложносочинённом предложении между простыми предложениями ставится запятая.

2) По-моему, здесь невероятно красиво!

В) Если в сложносочинённом предложении есть общий второстепенный член, то запятая между простыми предложениями не ставится.

3) Удивительна сказочная красота зимнего леса, наполненного тайнами и тишиной.

 

4) Январское солнце глядит на густую крону хвойных деревьев, и его золотистые лучи мягко рассеивают синие тени.

 

5) В дупле высокого кедра, спасаясь от холода, притаилась рыжая белка.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Выпал снег (1) и я (2) надев лыжи (3) отправился в лес (4) окутанный тишиной (5) и вскоре (6) увидел белку (7) скакавшую (8) наверное (9) в поисках вкусных кедровых орешков. 

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов. 

1) СДЕЛАТЬ (кораблик) - в приставке перед звонким согласным пишется С. 
2) БАРАБАННАЯ (дробь) - в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н- с помощью суффикса -Н-, пишется -НН- на стыке морфем. 
3) БОРЮТСЯ (с болезнью) - в окончании глаголов II спряжения в 3 лице множественного числа пишется -УТ (-ЮТ) 
4) ШЁПОТОМ – в корне слова после шипящего под ударением пишется буква Ё, если в однокоренных словах она чередуется с буквой Е.
5) УСЛЫШИШЬ – на конце глагола в инфинитиве после шипящего пишется буква Ь. 

7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е. 

На последнюю зиму он пр..(1)ехать н..(2)  мог, — и вот мы вид..(3)м его в ма..(4) месяце 1859 года, уже совсем с..(5)дого, пухл..(6)нького и н..(7)много сгорбл..(8)нного: он ждет сына, получивш..(9)го, как некогда он сам, звание кандидата.

8. Раскройте скобки и запишите слово «помидор» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 

На огороде мы собрали ящик огурцов и ведро (помидор)       

3. Домашнее задание 

Повторить правила, вызвавшие затруднения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий