06.12.2023
Уважаемые десятиклассники! Сегодня мы занимаемся в дистанционном формате! Работаем устно! Домашнее задание готовим на черновиках!
Тема: Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. Морфемный и словообразовательный анализ слова.
Цель: повторение и обобщение материал по теме, совершенствование навыков морфемного и словообразовательного анализа слова; подготовка к ЕГЭ
1. Теоретический блок
1.1. Морфемный уровень языка объединяет минимальные значимые единицы языка – морфемы. Словообразовательный уровень языка включает строение слов и способы их образования.
- Корень – это общая неделимая часть родственных слов, содержащая лексическое значение.
- Окончание (флексия) – это изменяемая часть слова, служащая для изменении формы слова и связи слов в составе словосочетаний и предложений.
- Приставка (префикс) – это значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или грамматических форм слова.
- Суффикс – это значимая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или грамматических форм слова.
- Постфикс – это значимая часть слова, находящаяся после корня и служащая для образования новых слов или грамматических форм слова.
- Интерфикс (соединительная гласная) – это значимая часть слова, служащая для образования новых слов и выполняющая роль соединительного элемента.
раз / гнев / а / ет / ся (префикс / корень / суфф. / оконч. / постфикс)
Словообразовательный разбор – это определение, от какого слова и каким способом образовано данное слово. Например:
лунный ← луна (суффиксальный).
1.2. Чтобы получить более подробную информацию и лучше разобраться в теме, посмотрите видеоурок ЗДЕСЬ.
2. Практический блок
2.1. Чтобы правильно определять состав слова, необходимо выяснить, от какого именно слова и с помощью чего произошло данное слово. Прежде всего такой анализ необходим для того, чтобы правильно определить состав суффиксов. Обратимся к примерам. Прочитайте задания. Ознакомьтесь с алгоритмом рассуждения.
Задание: определите состав слов физический и сферический.
Образец рассуждения: в прилагательном физический легко выделить окончание -ий. Слово образовано от существительного физика с помощью суффикса -еск- (вариант суффикса -ск-). Корень в этом слове -физик- (нельзя считать здесь корнем -физ- на основании слов типа физкультура: в таких словах мы имеем дело с сокращенным корнем). Следовательно, слово физический состоит из корня -физич-, суффикса -еск- и окончания -ий. Казалось бы, подобный же состав должен быть у слова сферический, но это не так. В прилагательном сферический легко выделить окончание -ий. Оно образовано от существительного сфера с помощью суффикса -ическ-. Корень в этом слове -сфер-. Итак, слово сферический состоит из корня -сфер-, суффикса -ическ- и окончания -ий.
Задание: одинаковы ли суффиксы в словах пение и значение?
Образец рассуждения: на первый взгляд, оба слова имеют одинаковый состав. Однако это не так. Существительное пение образовано от глагола пе-ть с помощью суффикса -ни(й)-. Такой путь словообразования очень распространен в русском языке (ср.: зна-ть — зна-ни(й)-е, дерза-ть — дерза-ни(й)-е). Существительное же значение образовано от глагола знач-и-ть с помощью суффикса -ени- при усечении глагольного суффикса -и- (знач-ени-е). Следовательно, в этих словах суффиксы разные.
Такой же анализ необходим, чтобы не спутать суффиксы и окончания.
Задание: определите состав слов мышиный и собачий.
Образец рассуждения: перед нами два прилагательных. На первый взгляд, они имеют схожий состав. Однако это не так. Прилагательное мышиный образовано от существительного мышь с помощью суффикса -ин-. В этом слове окончание -ый. Прилагательное же собачий образовано от слова собака с помощью суффикса -ий (особого суффикса притяжательных прилагательных). Это слово имеет нулевое окончание (ср.: собачий- , собач-[й’]-его, собач-[й’]-ему).
2.2. Чтобы правильно определять состав того или другого слова, кроме знаний из области словообразования, необходимо иметь знания по морфологии. Прежде всего необходимо определить, какой частью речи является слово, и выяснить, будет ли оно изменяемым (склоняемым, спрягаемым), или нет. Уже на этом этапе ошибка может привести к неправильному результату разбора.
Задание: определите состав слова ясно в предложении Дело было ясно всем.
Образец рассуждения: определяем часть речи — перед нами не наречие, а краткое прилагательное (дело ясно, вопрос ясен, цель ясна). Следовательно, в этом слове нет наречного суффикса -о, зато есть окончание среднего рода единственного числа -о. Итак, краткое прилагательное ясно состоит из корня -ясн- и окончания -о.
Задание: определите состав слова по-старому.
Образец рассуждения: определяем часть речи — это наречие. Следовательно, во-первых, у этого слова нет окончания (наречия — неизменяемые слова), а во-вторых, по- здесь является приставкой, а не предлогом. Таким образом, наречие по-старому состоит из приставки по-, корня -стар- и суффикса -ому.
Задание: определите состав слова испугавшийся.
Образец рассуждения: определяем часть речи — причастие. Перед нами действительное причастие прошедшего времени. Причастия — склоняемые слова, они имеют окончания (в данном случае окончание -ий). Легко также определить особый суффикс -ся, стоящий после окончаний глаголов и причастий. В слове испугавшийся налицо специальный суффикс действительных причастий прошедшего времени -вш-. Перед ним стоит глагольный суффикс -а- (от глагола испуг-а-ться). В слове легко выделить корень и приставку (-пуг- и ис-). Итак, действительное причастие прошедшего времени испугавшийся состоит из приставки ис-, корня -пуг-, глагольного суффикса -а-, суффикса действительных причастий прошедшего времени -вш-, окончания -ий и особого суффикса -ся.
3. Домашнее задание
3.1. Изучите требования к итоговому сочинению ЗДЕСЬ. Помним: аргумент 1 - на примере литературы, аргумент 2 - на примере из литературы ИЛИ на примере из жизни (общественно значимый факт!)
3.2. Напишите черновой вариант сочинения на одну из тем:
2) Каковы духовные ценности современного поколения?
3) Какую роль в становлении личности может играть семья?
4) Что может стать основой взаимопонимания между людьми разных поколений?
5) В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?
6) Что значит быть взрослым?
Комментариев нет:
Отправить комментарий