ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

воскресенье, 12 февраля 2023 г.

Донбасс в современной поэзии

 Литературный вернисаж «С Донбассом в сердце»

(часть 2) 

Тема Донбасса в современной поэзии донецких авторов

(в ходе мероприятия учащиеся создают "облака слов" с ключевыми понятиями темы) 

1.1. Презентация сборника гражданской поэзии «Час мужества. Гражданская поэзия Донбасса 2014 - 2015 годов» на пресс-конференции в Донецке

Слово учителя: 

Мы знаем, ЧТО ныне лежит на весах
И ЧТО совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово. 

- Эти строки Анна Ахматова написала в 1942 году. Спустя 70 лет после победы в Великой Отечественной войне эстафету мужества перенял Донбасс. Нам пришлось встать на защиту собственной свободы, культуры и русского языка. В 2015 году, в самый разгар конфликта, фонд «Русский мир» впервые издал сборник гражданской поэзии поэтов Донбасса. Имя ему – «Час мужества». В сборник вошли стихи Владислава Русанова, Марины Бережневой, Анны Ревякиной, Владимира Скобцова, Светланы Максимовой. Эти стихи рассказали миру правду о том, что происходит в Донбассе. Презентация сборника состоялась в фонде «Русский мир», в Государственной Думе Российской Федерации, затем в Донецке. Давайте посмотрим, как проходила пресс-коференция по поводу выхода сборника.

Просмотр видеосюжета о пресс-конференции телеканала «Оплот ТВ» (3 мин.)

Беседа с уч-ся по содержанию просмотренного видеосюжета:

- Кто из современных поэтов Донбасса присутствует на пресс-конференции?

- Сколько времени продолжалась работа над созданием сборника? Кто оказал поддержку в его издании? 

- Почему так торопились с изданием сборника?

- Можно ли сказать, что сегодня, как и в годы Великой Отечественной войны, гражданская поэзия тоже находится на переднем крае борьбы против фашизма?

1.2. Знакомство со стихами сборника «Час мужества» 

1) Слово учителя: 

- Обратимся к сборнику и познакомимся со стихами

Выразительное чтение уч-ся стихотворения Екатерины Ромащук «Мой город охрип от молитв» и комментарий к нему:

Мой город охрип от молитв,
Мой город оглох от бомбёжек,
Мой город сегодня безлик…
Прошу: защити его, Боже!
Голодный, как брошенный пёс,
И часто дрожит от озноба.
Мой город, уставший от слёз,
Ещё уповает на Бога...
Калека, бессильный на вид,
Но тлеет в нём дух поколений.
Мой город стоит на крови…
За то, что не стал на колени.

20 ноября 2014 г.

- Екатерина Ромащук – молодая поэтесса, родом из Горловки. Окончила Горловский институт иностранных языков. Она автор нескольких поэтических сборников. Это стихотворение было написано 20 ноября 2014 года и посвящено родной Горловке. Автор пишет о городе, как о живом человеке, который в условиях войны охрип, оглох, обессилел, как калека, но в нём живёт сильный дух предыдущих поколений, победивших фашизм. Автор обращается к Богу с просьбой защитить многострадальный город, который «стоит на крови» погибших в нём мирных жителей. В стихотворении звучит вера, что город, не ставший на колени, выстоит и победит. 

2) Слово учителя: 

Нам придется пройти сто дорог,
Что Господь положил нам под ноги.
Пусть на них и беда, и тревоги,
И лишений высокий порог. ˂…˃
Нам приходится быть на войне.
Но мечтать можно все же о мире.
Если порваны струны на лире,
Сердцу хочется песен вдвойне. ˂…˃
Нам приходится быть на войне. 

- Эти строки из стихотворения И. Быковской. Многие её стихи посвящены современному Донбассу. Некоторые из них положены на музыку. И это стихотворение стало песней. Песню исполняет ставшая уже знаменитой Наталья Качура, заслуженная артистка Донецкой Народной Республики, вокалистка Донецкого музыкально-драматического театра. В 2021 году вышел российский фильм-блокбастер "Альфа - Р", посвящённый войне в Донбассе. В фильме звучит эта песня, посмотрим это фрагмент. 

Просмотр фрагмента фильма «Альфа-Р» (3,15)

Беседа с уч-ся по содержанию просмотренного фрагмента: 

Как вы думаете, почему режиссёр включил эту песню в фильм?

- Когда, по мнению автора слов, хлеб вкуснее? Согласны ли вы с таким утверждением?

- Каким вы увидели Донбасс в представленном видеоряде?

- Как вы понимаетет строки: "Если порваны струны на лире, // Сердцу хочется песен вдвойне"?

3) Слово учителя: 

- В стихотворении многократно повторяется фраза «Нам приходится быть на войне». А что это значит: быть на войне? (Ответы уч-ся: терпеть лишения, быть под обстрелом, рисковать жизнью, тревожиться за близких людей)

- Да, но не только. Быть на войне – это значит проявлять самые лучшие человеческие качества: дружелюбие, милосердие, помощь. Послушайте ещё одно стихотворение И. Быковской и выделите в нём ключевое слово, которым можно было бы назвать стихотворение.

Выразительное чтение уч-ся стихотворения И. Быковской и комментарий к нему:

На войне, с глазами скорбными,
С горькой складочкой у рта,
По руинам и убежищам
Пробиралась Доброта.
Шла тихонько меж обстрелами
От дверей и до дверей.
И несла кому-то яблочек,
А кому-то сухарей.
Мужикам чаёк и курево,
Кашу, тёплые носки,
Леденцы в ладошки детские,
Бабам – слово от тоски.
И усталые, чумазые –
Ни кола и ни двора –
Открывали люди души ей.
Улыбалась детвора.
Друг об друга, как у печечки,
Грелись теплотой речей.
И делились хлебной корочкой
И огарками свечей.
И под «Градами» и пулями,
За терпения чертой
Мой Донбасс роднился душами
И спасался Добротой. 

20 февраля 2015 г

- Это стихотворение было написано в феврале 2015 года. Оно тоже о войне. Об этом говорят такие слова; «грады», «пули», «война», руины, убежище, скорбные глаза, горькая складочка у рта. Но здесь показан и другой мир – светлый! И светлым мир делает ДОБРОТА: люди не обозлились на войне, они делятся друг с другом сухарём, яблочком, хлебной корочкой, огарочком свечи, ободряющим словом, теплом, улыбками. На мой взгляд, это родство душ, эта доброта и помогают людям Донбасса выжить. 

1.3. Стихи о Донбассе, написанные учащимися нашей школы

Слово учителя: 

- В 2015 году выпускница нашей школы написала стихотворение «Живи, Донбасс!». Сегодня эта выпускница – сотрудник школы, медицинская сестра Елена Андреевна Волкова. Предоставляем ей слово. 

Выразительное чтение Е. А. Волковой стихотворения собственного сочинения и комментарий к нему:

Живи, Донбасс!

Весна и май, салют, Победа…
Она досталась мне от деда.
Фашизм, концлагерь, кровь – долой!
Голубь мира над страной!..
Февраль, майдан, палатки, чай,
Сотня… Смерти карнавал…
Цветы, Одесса, штурм, огонь,
«Куликово поле»…  Боль…
Май, плакаты, ветераны, 
Референдум, Крым, парады…
Славянск, мальчик, снайпер, крик…
"Нона", танки, пуля, взрыв…
Боинг, трупы и осколки, 
"Грады", "Смерчи" и воронки…
Страх, подвал, фонарь, слеза, 
Мать, молитва и свеча…
Аэропорт – наш Сталинград!
Донецк, Луганск! Вставай, Донбасс!
Опять весна… Саур-могила… 
Отец, дорога и два сына… 
Салют Победы! Голубь мира! 
Живи, Донбасс, навек счастливо!

- Я посвятила это стихотворение актуальной теме - войне в Донбассе. Написано оно было в мае 2015 под впечатлением от посещения Саур-могилы, куда мы ездили всем классом. В этом же году стихотворение было представлено на городском конкурсе авторской песни и поэзии и стало его победителем. А некоторое время спустя я прочитала это стихотворение в Москве на Арбате. Люди подходили ко мне, благодарили за стихи и желали нам мира. В этом году разрушенный неофашистами мемориал силами РФ отстроен, восстановлен и вновь символизирует мужество и героизм защитников Донбасса.

Слово учителя: 

- Есть и в нашем классе юный поэт, который посвящает стихи родному краю. Предоставляю слово Гладких Артёму, ученику 9 класса. 

Выразительное чтение А. Гладких стихотворения собственного сочинения и комментарий к нему:

- Донбасс - это край, где родился и живу я, где жили и трудились мои предки, поэтому история Донбасса, его современная жизнь и его будущее волнуют меня. Два года назад я впервые отправил своё стихотворение на городской конкурс поэзии о родном крае и занял 1 место. А весной прошлого года «Донецкая республиканская Малая академия наук учащейся молодёжи» проводила конкурс юных поэтов и прозаиков «Нам память о вас в награду дана!». Я подготовил и отправил на конкурс небольшой сборник, который занял 1 место. Другой сборник я отправил осенью на Всероссийский конкурс «Что мы Родиной зовём? Что в сердце сбережём». Этот конкурс проводило общественное движение «Родители Москвы» при поддержке различных других солидных организаций. Мне позвонили от имени конкурса и сказали, что мой сборник тоже занял 1 место. Сейчас я хочу прочитать стихотворение «Родной Донбасс». Я постарался рассказать в нём о красоте нашего края, о его героической истории, о природных богатствах и о главном достоянии - трудолюбивом народе. 

Родной Донбасс

Мы любим наш родной Донбасс – 
Копры, леса, полей просторы…
Он в сердце каждого из нас
Живёт и дышит так привольно!
Его в боях мы отстояли -  
Очистили от вражьей скверны. 
Жестокий враг, грозя мечами, 
Нас не поставил на колени.
Богат наш край углём и хлебом, 
Богат хорошими людьми.
Смеются под донецким небом
Серебряные родники. 
Застыли в поле терриконы,
Как работяги, без прикрас.
Ты близок нам и очень дорог,
Свободный, мирный наш Донбасс!

1.4. Тема Донбасса в творчестве молодых российских авторов

Слово учителя: 

- Вы уже знаете, что тема Донбасса всегда привлекала русских писателей, поэтому ярко отражена в произведениях А. Чехова, И. Бунина, А. Куприна. Современный Донбасс так же интересен молодым российским поэтам. Например, Дмитрий Мельников никогда не был в Донбассе, но живо интересуется его судьбой. Молодой поэт посвятил своё стихотворение тем, кто освобождал Мариуполь. Поэт искренне сопереживает людям, которые несут на себе тяготы войны. Пусть стихотворение Д. Мельникова прозвучит сегодня в память о Виталии Николаевиче Гавриленко, учителе физкультуры нашей школы, погибшем при освобождении Мариуполя. 

Дмитрий Мельников «Напиши мне потом»

Напиши мне потом, как живому, письмо,
но про счастье пиши, не про горе.
Напиши мне о том, что ты видишь в окно
бесконечное синее море,
что по морю по синему лодка плывет
серебристым уловом богата,
что над ним распростерся космический флот –
снежно-белая русская вата.
Я ломал это время руками, как сталь,
целовал его в черные губы,
напиши про любовь, не пиши про печаль,
напиши, что я взял Мариуполь.
Напиши — я тебя никому не отдам,
милый мой, мы увидимся вскоре.
Я не умер, я сплю, и к моим сапогам
подступает Азовское море.

- Я надеюсь, что в ваших облаках слов появятся слова ПАМЯТЬ, УЧИТЕЛЬ, ЛЮБОВЬ, ВЕРНОСТЬ.

Подведение итогов. 

Слово учителя: 

- Донбасс – уникальный край с богатой историей и культурой. Именно поэтому история Донбасса интересовала и писателей прошлого, и поэтов настоящего времени. Сегодня вы познакомились с тем, как тема Донбасса отражена в литературе. В ходе нашей встречи вы создавали облака слов, записывая в них ключевые слова темы. Представьте ваши работы (учащиеся зачитывают слова и объясняют их выбор, вывешивают облака на стенд). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий