ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

суббота, 14 января 2023 г.

10_Русский язык. Обучение написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (в форме ЕГЭ)

 Материалы к уроку 

1. Знакомство с заданием №27 ЕГЭ по русскому языку 

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения  — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

2. Композиция сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ 

1. Формулировка проблемы.
2. Комментарий к проблеме 
2.1. Аргумент 1 из текста + пояснение; 
2.2. Аргумент 2 из текста + пояснение; 
2.3. Анализ смысловой связи между аргументами №1 и №2
3. Позиция автора.
4. Собственное мнение (согласие/несогласие с позицией автора по проблеме)
5. Аргумент 1.
6. Аргумент 2.
7.Вывод. 

3. ПОМОЩЬ! 

Виды смысловой связи:

  • равноправие (оба примера показывают, что…).
  • противопоставление (но этому эпизоду противопоставляется другой: …).
  • причина (рассказывая об этом поступке героя, автор говорит о причине такого поведения: …).
  • следствие (произошедшее приводит героя к мысли о том, что…).
  • вопрос-ответ (автор задается вопросом… отвечая на него, он говорит о…).

4. ПОМОЩЬ! 

Речевые клише 

…(ФИО автора), автор предложенного для анализа текста, поднимает проблему … . Она показалась мне важной и интересной.

Писатель обращает наше внимание на то, как….

Первым примером могут послужить предложения…. В них повествуется о….

Для сравнения (или дополнения, противопоставления…) обратимся к другому примеру. Вторым аргументом могут послужить предложения… В них рассказывается о….

Сопоставив аргументы и комментарии к ним, я пришёл к выводу: …. Оба примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть… Писатель даёт нам ясно понять, что …. Автор продемонстрировал яркий образец….

Позиция автора мне предельно ясна: он считает, что….

Я полностью согласен с мнением … (ФИО автора) и тоже думаю, что… Эта же проблема рассматривается во многих произведениях классической литературы. Достаточно вспомнить творчество великих писателей. Так, в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» приводится яркий пример ….

Таким образом, исходя из изложенного выше, можно сделать вывод: проблема, обозначенная автором, является актуальной во все времена. 

5. Работа с эталоном

5.1. Опорный текст 

   (1) Я не люблю смотреть телевизионные передачи. (2) Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. (3) Потом я устал от них и смотреть перестал — перестал систематически, смотрю только эпизодически. (4) Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто ещё не вошёл в обоймы «признанных», выступают удачно. (5) Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников.

   (6) Но дело не в этом. (7) Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. (8) Упал и встаёт, быстро вступая снова в танец, и ведёт этот танец так, точно падения и не было. (9) Это искусство, огромное искусство.

   (10) Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. (11) И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. (12) Да, именно красиво.

   (13) Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «всё погибло», — это досадно и для него и для окружающих. (14) Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибшийся в её исправлении.

   (15) Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. (16) Нужен опыт, чтобы после совершённой ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить её. (17) И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к её исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае.

(Д. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном) 

5.2.  Эталонное сочинение-рассуждение 

План сочинения

Пример

Проблема текста

Д. Лихачёв, автор предложенного текста, ставит проблему отношения к совершённым ошибкам.

Комментарий:

 

пример №1пояснение



 

Размышляя о вопросе правильного подхода к исправлению своих ошибок, автор сравнивает ситуации из жизни с танцами на льду. Автор с восхищением отмечает, что во время танца, падая, спортсмены вставали и продолжали танец, как будто падения не было. Этот пример помогает показать читателям, как нужно действовать в жизни. Важно выходить из ошибок «красиво», говорит автор.

смысловая связь

Однако автор замечает, что в жизни всё сложнее, чем на льду, и старается дать советы, применимые к реальности.

пример №2;
пояснение  


Используя сравнение с теми же танцами, он говорит о том, как важно окружающим реагировать на ошибки другого человека: поддержать, не торопить и не побуждать к незамедлительному исправлению. Тем самым автор хочет облегчить участь ошибшегося и заметивших эту ошибку людей.

анализ смысловой связи

Сопоставляя танцы на льду и реальную жизнь, автор помогает читателю сформулировать ответ на один из важных философских и нравственных вопросов: как стоит относиться к своим ошибкам?

Позиция автора

 

Позиция Д. Лихачёва ясна: признать свою ошибку непросто, но важно научиться как можно скорее продолжить работать и жить после обнаружения ошибки и не отчаиваться, потому что ошибки — это часть нашей жизни и опыта.

Выражение собственного мнения

Я разделяю мнение публициста, потому что обезопасить себя от всех ошибок в жизни невозможно, но человек может упростить и улучшить свою жизнь, научившись правильно и быстро исправлять собственные промахи.

Обоснование своей точки зрения

 

 

 

 

 

Эта точка зрения подтверждается литературными примерами. Например, в одной из глав книги «История моего современника» В. Г. Короленко описывает ситуацию, когда один из ребят в классе, Заруцкий, решил проверить нового учителя Игнатовича, поставив его в неудобное положение. Такой поступок совершенно не оценили одноклассники Заруцкого, осуждая его на перемене и называя поступок свинством. И парень спустя два дня, осознав свою неправоту, извинился перед учителем на глазах у всего класса, разрешив раз и навсегда нехороший, гнусный конфликт. Эта история ещё раз доказывает, что признавать свою ошибку, иметь смелость исправить её и после жить, не зацикливаясь на неудаче, — чрезвычайно важный навык для человека.

Вывод

 

 

Таким образом, Д. Лихачёв преподаёт нам необходимый урок жизниАвтор учит быть мудрыми и сильными на простых примерах, отчего серьёзные и сложные вещи понимаются легче и остаются в сердце навсегда.

6. Выберите один из текстов и напишите по нему сочинение 

Текст №1 

(1)Нет сомнения  — человечество найдёт пути, ведущие к обновлению, углублению и окрылению своей культуры. (2)Но для этого оно должно научиться благодарности, чтобы строить на ней свою духовную жизнь.

(3)Современное человечество не ценит того, что ему даётся; не видит своего естественного и духовного богатства; не извлекает из своего внутреннего мира того, что в нём заложено. (4)Оно ценит не внутреннюю силу духа, а внешнюю власть  — техническую и государственную. (5)Оно хочет не творить, создавать и совершенствовать, а владеть. (6)Распоряжаться и наслаждаться. (7)И поэтому ему всегда мало и всего мало: оно вечно считает свои «убытки» и ропщет. (8)Оно одержимо жадностью и завистью и о благодарности не знает ничего.

(9)И вот каждый из нас должен прежде всего научиться благодарности.

(10)Стоит нам только раскрыть наше духовное око и присмотреться к жизни  — и мы увидим, что каждое мгновение как бы испытывает нас, созрели ли мы для благодарности и умеем ли мы благодарить. (11)И тот, кто выдерживает это испытание, оказывается человеком будущего: он призван творить новый мир и его культуру, он уже носит их в себе. (12)Он творческий человек; а тот, кто не выдерживает этого испытания, одержим духовной слепотою и завистью, он носит в себе разложение гибнущей культуры, он человек отживающего прошлого. (13)Вот критерий духовности, вот закон и мера, о которых мало кто думает, но по которым необходимо различать людей.

 (14)Что такое благодарность? (15)Это ответ живого, любящего сердца на оказанное ему благодеяние. (16)Оно отвечает любовью на любовь, радостью на доброту, излучением на свет и тепло, верным служением на дарованную благодать. (17)Благодарность не нуждается в словесных изъявлениях, и иногда бывает лучше, чтобы человек переживал и проявлял её бессловесно. (18)Благодарность не есть и простое признание чужого благодеяния, ибо озлобленное сердце сопровождает такое признание чувством обиды, унижения или даже жаждою мести. (19)Нет, настоящая благодарность есть радость и любовь и в дальнейшем  — потребность ответить добром на добро. (20)Эта радость вспыхивает сама, свободно и ведёт за собою любовь  — свободную, искреннюю. (21)Дар есть зов, взывающий к доброму ответу. (22)Дар есть луч, требующий ответного излучения. (23)Он обращается сразу и к сердцу, и к воле. (24)Воля принимает решения; она желает ответить и начинает действовать; и это действие обновляет жизнь любовью и добротою.

 (25)Так благодарность очищает душу от зависти и ненависти. (26)И будущее человечества принадлежит именно благодарным сердцам.

(По И. Ильину*)

 *Иван Александрович Ильин (1882-1954)  — известный русский философ, литературный критик, публицист. 

Текст №2 

(1)Однажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская кровь.

(2)Люди сидели в тёплых уютных квартирах, никто не знал о делах друг друга, никто не собирался, да и не мог контролировать человеческие поступки. (3)Любой человек мог потом сказать: я не смотрел телевизор, я обращения не слышал. (4)Но контролёр всё же у большинства был. (5)Высший нравственный контролёр  — совесть. (6)Но ведь и только! (7)Да, и только. (8)Но это «только», эта единственная избирательность и оказывалась главной в последующие минуты, когда человек начинал действовать. (9)На трамваях, на автобусах, на такси люди добирались до больницы. (10)Дежурные медсестры выходили их встречать. (11)3а 30 минут в больницу приехало 320 человек. (12)Пострадавший был спасён.

(13)Я захотел встретиться хотя бы с некоторыми из этих людей. (14)Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам... (15)Я до сих пор чувствую неловкость тех бесед, выяснений. (16)Главное ведь было в ином. (17)Главное заключалось и заключается в том, что люди эти действовали исходя из своих привычных представлений о нравственном долге. (18)У них не было других мотивов. (19)Нравственный долг  — их главный мотив. (20)Поступок этих людей  — не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо.

(21)На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (22)Это действительно необходимо, ибо важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для каждого естественной потребностью. (23)Для каждого!

(24)С особой ясностью я помню лица моих давних собеседников в моменты, когда их поступок многими журналистами характеризовался как подвиг. (25)Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг  — одно, а выполнение нравственного долга  — другое. (26)Журналисту тоже следовало это знать. (27)Как и то, что каждый из этих людей, вообще каждый человек, способный преступить личное благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее. (28)Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.

(29)Одно берёт начало в другом. (30)Большое  — в малом, великое  — в большом.

(По Г. Н. Бочарову*)

 *Геннадий Николаевич Бочаров (род. в 1935 г.)  — журналист, публицист, политический обозреватель.

Комментариев нет:

Отправить комментарий