ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

вторник, 6 декабря 2022 г.

9_Литература. Лексический комментарий к стихотворению А.С.Пушкина "Пророк"

 А. С. Пушкин

ПРОРОК  

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей». 

Лексический комментарий к стихотворению 

1. Пророк - истолкователь воли богов; прорицатель будущего (Толковый словарь С. И. Ожегова)

2. Пустыня - место уединения, раздумья (ср.: пустынь, монастырь). Иисус 40 дней размышлял в пустыне перед тем, как прийти к людям. Моисей 40 лет вел свой народ через пустыню.

3. Перепутье - роковое, нечистое место, принадлежащее демонам, где совершались опасные и, наоборот, исцеляющие действия. На перепутье совершаются предопределяющие судьбу встречи. (Словарь славянской мифологии)

4. Серафимы – в христианской мифологии ангелы, особо приближенные к Богу. «Видел я Господа… Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, а двумя летал. (Книга Пророка Исайя. 6) 

5. "...язык, и празднословный и лукавый"

- празднословный - произносящий пустые, вздорные речи; 
- лукавый - хитрый, криводушный; лукавыми называют слова, идеи, которые убеждают нас сделать то, чего делать не следует

5. Зеницы – глаза, зрачки

6. Десница – правая рука (шуйца- левая рука) 

7. и виждь, и внемли - смотри и слушай

8. Глагол – слово, речь 

9. Глаголом жечь сердца — (иноск.) поучать, убеждать, распространять свет 

Дополнительные материалы для изучения 

1. Стихотворение "Пророк". Мелодекламация. Читает Павел Морозов

2. Ф.М. Достоевский (Е. Миронов) читает "Пророк" А.С. Пушкина (фрагмент из художественного фильма "Достоевский)

Комментариев нет:

Отправить комментарий