ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

вторник, 22 ноября 2022 г.

9_Литература. Поэты пушкинской поры

 Материалы к уроку

«Поэты пушкинской поры» («поэты пушкинской плеяды», «поэты пушкинского круга») — обобщающее именование русских поэтов-современников Александра Сергеевича Пушкина, вместе с ним входивших в число создателей «золотого века» русской поэзии, как называют начало XIX столетия. Поэзия пушкинской поры хронологически определяется рамками 1810—1830-х годов. 

В Пушкинскую плеяду, помимо самого Пушкина, традиционно включаются Е. А. Баратынский (1800-1844), Д. В. Веневитинов (1805-1827), П. А. Вяземский (1792-1878), Д. В. Давыдов (1784-1839), А. А. Дельвиг (1798-1831), Н. М. Языков (1803-1847). 

Поэты пушкинской поры

1. Евгений Абрамович Баратынский оратынский; 1800 — 1844) — русский поэт, друг Пушкина, один из самых значительных русских поэтов первой половины XIX века. 

Одно из лучших произведений - стихотворение "Разуверение". Элегия была написана в 1821 году и опубликована в журнале «Соревнователь просвещения и благотворения». Предполагается, что стихотворение обращено к кузине Баратынского - Вареньке Кучиной. В 1825 году композитор Михаил Глинка написал на эти стихи романс.

РАЗУВЕРЕНИЕ 
Е. А. Баратынский

Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Не заводи о прежнем слова,
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладко усыпленье;
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты. 

Видеоурок "Стихотворение Е. Баратынского "Разуверение"
Романс М. Глинки "Не искушай меня без нужды" на стихи Е. Баратынского 

Е. Баратынский 

Приманкой ласковых речей
Вам не лишить меня рассудка!
Конечно, многих вы милей,
Но вас любить — плохая шутка!
Вам не нужна любовь моя,
Не слишком заняты вы мною,
Не нежность — прихоть вашу я
Признаньем страстным успокою.
Вам дорог я, твердите вы,
Но лишний пленник вам дороже.
Вам очень мил я, но, увы!
Вам и другие милы тоже.
С толпой соперников моих
Я состязаться не дерзаю
И превосходной силе их
Без битвы поле уступаю. 

Слушать стихотворение

2. Денис Васильевич Давыдов (1784-1839)-  легендарный гусар-партизан, поэт-воин, герой восьми войн, в том числе Отечественной войны 1812 года.  Самый яркий представитель "гусарской поэзии". 

В послевоенное время приступает к написанию мемуаров ("партизанского дневника") и сближается с А. С. Пушкиным. Приезжая из деревни в Москву, Давыдов часто встречается с А. С. Грибоедовым, В. Ф. Одоевским, В. К. Кюхельбекером, А. А. Алябьевым, А. Н. Верстовским и другими известными деятелями русской культуры. Крепкая дружба связывала Давыдова с Е. А. Баратынским, П. А. Вяземским, В. Л. Пушкиным, Н. М. Языковым, А. А. Бестужевым. 

РОМАНС 

Д. В. Давыдов

Не пробуждай, не пробуждай
Моих безумств и исступлений,
И мимолетных сновидений
Не возвращай, не возвращай!
Не повторяй мне имя той,
Которой память — мука жизни,
Как на чужбине песнь отчизны
Изгнаннику земли родной.
Не воскрешай, не воскрешай
Меня забывшие напасти,
Дай отдохнуть тревогам страсти
И ран живых не раздражай.
Иль нет! Сорви покров долой!..
Мне легче горя своеволье,
Чем ложное холоднокровье,
Чем мой обманчивый покой.

Видеоролик "Денис Давыдов" (серия "Истории") 
Романс "Не пробуждай" в исп. А. Хочинского 
Художественный фильм "Эскадрон гусар летучих"

3. Константин Николаевич Батюшков (1787— 1855) — виднейший из поэтов

XIX века, литературный критик, прозаик, переводчик. Среди знакомых Батюшкова появились выдающиеся литераторы того времени – Василий Жуковский, Гавриил Державин, Петр Вяземский, Николай Карамзин, Николай Гнедич. Именно Батюшков отметил певучесть русского языка, оставил творческие наработки, воплощенные в жизнь Александром Пушкиным. 

РАЗЛУКА 

К. Н. Батюшков
Гусар, на саблю опираясь,
В глубокой горести стоял;
Надолго с милой разлучаясь,
Вздыхая, он сказал:
"Не плачь, красавица! Слезами
Кручине злой не пособить!
Клянуся честью и усами
Любви не изменить!
Любви непобедима сила!
Она мой верный щит в войне;
Булат в руке, а в сердце Лила,-
Чего страшиться мне?
Не плачь, красавица! Слезами
Кручине злой не пособить!
А если изменю... усами
Клянусь, наказан быть!
Тогда мой верный конь споткнися,
Летя во вражий стан стрелой,
Уздечка браная порвися
И стремя под ногой!
Пускай булат в руке с размаха
Изломится, как прут гнилой,
И я, бледнея весь от страха,
Явлюсь перед тобой!"
Но верный конь не спотыкался
Под нашим всадником лихим;
Булат в боях не изломался,-
И честь гусара с ним!
А он забыл любовь и слезы
Своей пастушки дорогой
И рвал в чужбине счастья розы 
С красавицей другой.
Но что же сделала пастушка?
Другому сердце отдала.
Любовь красавицам - игрушка,
А клятвы их - слова!

Видеоурок "К. Батюшков "Разлука""

Комментариев нет:

Отправить комментарий