ВОПРОС
Как выполнять анализ стихотворения?
ОТВЕТ
При выполнении анализа стихотворения следует придерживаться следующего ПЛАНА
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет…
4. Общая тематика стихотворения (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская лирика…).
5. Тема, идея стихотворения.
6. Образы стихотворения.
7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов; проанализировать художественные приёмы, которые использует автор):
Тропы - слова и обороты, которые употребляются в образном (переносном) значении:
1. эпитет - художественное определение;
2. сравнение – сопоставление предметов и явлений;
3. аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
4. ирония - скрытая насмешка;
5. гипербола - художественное преувеличение;
6. литота - художественное преуменьшение;
7. олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека;
8. метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы «как», «словно»);
9. перифраза - описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, понятия, образа (солнце русской поэзии = А.С. Пушкин);
10. паралеллизм - однородное синтаксическое построение предложений или их частей.
Стилистические фигуры:1. повторы (рефрен);2. риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;3. антитеза (противопоставление);4. градация (например: светлый - бледный - едва заметный);5. инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;6. умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.Поэтическая фонетика:1. аллитерация - повторение одинаковых согласных;2. ассонанс - повторение гласных;3. анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;4. эпифора - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.Использование лексических средств (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы).
А) двусложные размеры:'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей;_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб;Б) трехсложные размеры:'_ _ _ дактиль;_ _' _ амфибрахий;_ _ _' анапест._ _ пиррихий (пропуск ударения в двусложном размере)В) верлибр (свободный или белый стих)
аабб - парная;абаб - перекрестная;абба - кольцевая.
Комментариев нет:
Отправить комментарий