ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

четверг, 9 июня 2022 г.

8_Литература. Из русской поэзии ХХ века. М. И. Цветаева

 10.06.2022

Тема: Из русской поэзии ХХ века. М. И. Цветаева

Цель: расширить представление о личности и творчестве М. И. Цветаевой

1. Теоретический блок

1.1. Марина Ивановна Цветаева является одной из самых известных поэтесс ХХ века. Родилась Цветаева 8 октября 1892 года в Москве.  Отец, Иван Владими­рович  Цветаев, учёный-филолог, профес­сор Московского университета, основатель и собиратель Музея изящных искусств. Мать, Мария Александров­на Мейн, пианистка. 

Стихи Цветаева начала писать в пятилетнем возрасте сразу на трёх языках: русском, французском и немецком.

В 1910 году (18 лет) за свой счёт М. Цветаева издаёт первый сборник стихов «Вечерний альбом». Он состоял из трёх разде­лов: «Детство», «Любовь», «Только тени». В 1912 году появля­ется вторая книга её стихов — «Волшебный фонарь».

С 1922 по 1939 год Цветаева живёт в эмиграции в Европе. Она выпускает несколько книг: «Стихи Блоку», «Разлука», «Ре­месло». В 1928 году вышел последний заграничный сборник стихотворений «После России. 1922-1925». 

В 1939 году Марина Цветаева вернулась на Родину. Россия встретила её неприветливо. Разлука с близкими, отсутствие за­работка привели к скорой гибели. Летом 31 августа 1941 года она умирает в эвакуации в городе Елабуге (Татарстан). 

В помощь видеоролик о биографии ЗДЕСЬ.

2. Практический блок 

2.1. Основными темами стихотворений Марины Цветаевой были любовь, жизнь, Родинадружба, природа, война. На стихи М. И. Цветаевой созданы прекрасные песни, которые звучат на концертах, в кинофильмах. 

Одно из самых трогательных произведений Цветаевой о любви - стихотворение "Мне нравится, что вы больны не мной". Большинству людей оно знакомо по песне из известного фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром!"

2.2. Выполним анализ стихотворения

Стихотворение написано в 1915 году. Оно отличается особым надрывом и обилием выразительных средств. Так, композиция стихотворения построена на антитезе, которая развертывается от первой строфы-тезиса к последней. Первая строфа: Мне нравится, что Вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не Вами... Последние строки: За то, что Вы больны – увы! – не мной, За то, что я больна – увы! – не Вами. Совпадение зачина и конца стихотворения свидетельствует о кольцевой композиции

Для стихотворения характерно обилие отрицаний. Они связаны с любовью, такой, какой ее видит, чувствует, понимает лирическая героиня. Для неё любовь – это когда "шар земной плывет под ногами", когда влюбленные "краснеют удушливой волной", "гуляют под луной". Он и Она представлены в двух параллельных мирах, не соприкасающихся друг с другом. Но эта отчужденность мнима, так как "...Вы меня – не зная сами! –Так любите: за мой ночной покой...". Сама героиня бережно хранит в памяти каждый момент, проведенный с ним вместе. Она сожалеет, что не будет " гуляний под луной", "солнца у нас над головами". Эмоциональная напряженность последних строк, анафоры придают всем отрицаниям обратный смысл

2.3. Послушайте один из вариантов прочтения стихотворения ЗДЕСЬ. А теперь вы попробуйте прочесть вслух, наполните чтение собственными ощущениями. 

Пришлите госовое сообщение ВК после урока: прочитайте выразительно стихотворение,  устно ответьте на вопросы: 

1) Какова тема стихотворения? 
2) Какая история нам рассказана?
3) Какие чувства испытывает лирическая героиня?
4) В каком значении использовано слово "больны" ("больна")? Почему Цветаева использовала именно это слово? 
5) Почему стихотворение, написанное более 100 лет назад, популярно до сих пор? 
Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной,
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что Вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не Вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем ни ночью — всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце не у нас на головами,
За то, что Вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не Вами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий