04.05.2022 (класс)
05.05.2022 (индивид. обучение)
Тема: Культура речи. Стилистические особенности сложного предложения с различными видами связи
Цель: раскрыть стилистические особенности СП с различными видами связи; совершенствовать пунктуационные навыки
1. Теоретический блок
1.1. Употребление сложных предложений – отличительная черта книжных стилей. В разговорной речи мы используем в основном простые предложения, причем очень часто – неполные, сложные предложения употребляются реже.
В книжных функциональных стилях широко используются сложные синтаксические конструкции с различными видами сочинительной и подчинительной связи.
1.2. Стилистическая оценка сложного предложения в разных стилях связана с проблемой критерия длины предложения. Слишком многочленное предложение может оказаться тяжеловесным, громоздким, и это затруднит восприятие текста. Однако неправильно считать, что в художественной речи короткие фразы предпочтительнее. Речь распространенная «плавная» дает читателю ясное представление о происходящем, о последовательности процесса. Мастером стилистического использования сложных синтаксических конструкций был Л.Н.Толстой.
2. Практический блок
Прочтите отрывок из романа Л. Н. Толстого "Война и мир", состоящий из одного сложного предложения. Сколько простых частей вы здесь нашли?
«Когда он в первый день, встав рано утром, вышел на заре из балагана и увидал сначала темные купола, кресты Новодевичьего монастыря, увидал морозную росу на пыльной траве, увидал холмы Воробьевых гор и извивающийся над рекой и скрывающийся в лиловой дали лесистый берег, когда ощутил прикосновение свежего воздуха и услыхал звуки летевших из Москвы через поле галок, и когда потом вдруг брызнуло светом с востока, и торжественно выплыл край солнца из-за тучи, и купола, и кресты, и роса, и даль, и река, - все заиграло в радостном свете, - Пьер почувствовал новое, неиспытанное чувство радости и крепости жизни».
Ответ: 6 простых предложений.
3. Домашнее задание
Выполните упражнение. Спишите текст, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. В скобках укажите вид связи простых частей в составе сложного.
Образец: Отряд остановился: тропинка, которая вилась меж кустов, закончилась, и перед нами появился обрыв (бессоюзная, подчинительная, сочинительная)
1) С утра стояла пр..красная погода но когда мы подплывали к Одессе поднялся штормовой ветер и пош..л сильный дождь.
2) В саду р..сли одни только дубы они стали ра..пускат..ся только (не)давно так что теперь сквозь молодую листву вид..н был весь сад с его эстрадой столиками и качелями.
3) Её пр..сутствие конечно(же) дост..вляло мне удовольствие какого я уже давно (не)испытывал и я боялся смотреть на неё чтобы мой взгляд как(нибудь) (не)выдал моего скрытого чу..ства.
4) Наши оф..церы разм..стились вместе а так как оф..церские палатки были просторны то капитан решил поселить с собою и меня и когда палатки раздавали мы уже знали что будем соседями.
Пришлите фото учителю ВК после урока. Подпишите файл: 9_РЯ_Фирко_04.05.
Комментариев нет:
Отправить комментарий