ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

вторник, 26 апреля 2022 г.

7_Русский язык. Текстообразующая роль частиц. Морфологический разбор частицы

 27.04.2022

Тема: Текстообразующая роль частиц. Морфологический разбор частицы

Цель: научить выполнять морфологический разбор частиц; совершенствовать орфографические навыки

1. Теоретический блок

1.1. Изучите материал учебника: §70

1.2. При желании посмотрите видеоурок ЗДЕСЬ 

2. Практический блок

Устно выполните упражнение. 

Прочитайте текст. Восстановите его, используя частицы из Слов для справок (см. после текста). Определите роль частиц в поэтическом отрывке. Выполните устно морфологический разбор одной из частиц.

— Скажи.., дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
... были ... схватки боевые,
..., говорят, ...!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина! 

Слова для справок: -ка, ведь, ж, да, ещё какие

РАЗБОР ЗАДАНИЯ 

— Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

Роль частиц в поэтическом отрывке:

    Частица -ка – используется для устранения категоричности, смягчения выражаемого формой повелительного наклонения побуждения к действию; ведь – употребляется для усиления, подчёркивания основного содержания высказывания (утверждения, что русские воины мужественно защищали Москву); не – выражает отрицание (факта, что Москва была оставлена без боя); ж – употребляется для подчёркивания значения слова, после которого стоит (для усиления утверждения, что под Москвой состоялись сражения), а также для усиления смыслового содержания всего высказывания; да – используется для придания высказыванию большей силы, выразительности; ещё какие – выражает высокую степень проявления признака.

      Вывод: М.Ю. Лермонтов использует в стихотворении частицы для выражения отношения говорящего к сообщаемому, для выделения в составе высказывания слов, выражающих наиболее важное для его содержания значение, а также для создания экспрессивности, выразительности высказывания. 

3. Домашнее задание

Выполните упражнение. Спишите текст, вставьте на месте пропусков частицы (см. Слова для справок). Выполните морфологический разбор одной частицы по выбору.

   Цветы – существа живые. У каждого свой характер, поэтому в вазе (…) всегда ладят друг с другом. Самый (…) неуживчивый цветок – (…) ландыш. Поставьте(…) его в одну вазочку с фиалкой, незабудкой или другими весенними цветами – перессорятся непременно. (…) уживутся. Победителем выйдет (…) ландыш, а другие цветы завянут. Одна (…) примула сильнее его.
   Душистый горошек тоже неуживчивый цветок, поэтому и он должен стоять в отдельной вазочке. 

Слова для справок: только, это, не, едва ли, лишь, же, -ка

Комментариев нет:

Отправить комментарий