ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

воскресенье, 9 января 2022 г.

8_Русский язык. Рассуждение. Материалы к уроку

ТИПЫ РЕЧИ: повествование, описание, рассуждение

РАССУЖДЕНИЕ – словесное объяснение, доказательство какой-либо мысли

ЦЕЛЬ РАССУЖДЕНИЯ – обосновать, объяснить какую-либо мысль, убедить в чём-либо

ЯЗЫКОВАЯ ОСНОВА РАССУЖДЕНИЯ – вводные слова, указывающие на связь между мыслями (во-первых, во-вторых); подчинительные союзы со значением причины, следствия, уступки… (потому что, если, так что…)

СТРУКТУРА ТЕКСТА-РАССУЖДЕНИЯ

- тезис
- аргументы + примеры (иллюстрация к примеру)
- вывод 

ЯЗЫКОВЫЕ КЛИШЕ

Формулирование собственной позиции (тезис)

Я думаю (считаю, уверен, полагаю),что…
Мне кажется…
По моему мнению, по- моему, без сомнения, безусловно, конечно, видимо и т.д. (выделить запятой)
Формулировка аргументов
Во- первых, во- вторых, в-третьих и т.д. (выделить запятой!)
В качестве аргумента ( аргументов) хочется привлечь…
В основе моей точки зрения лежит… Важно отметить, что…
Из этого следует, что…
В этой связи ясно, что…
Разумеется (очевидно), что…
Кроме того…

Формулировка примера

Позволю себе (попробую) пояснить сказанное…
Обратимся к примеру…
Приведем пример…
Один из ярких примеров…
Я привел этот пример для того, чтобы убедиться…
В качестве примера хочется…
Приведем пример того, как…
Например, к примеру (выделить запятой!)

Формулировка вывода 

Наконец, итак, вот почему, значит, в общем, следовательно, таким образом и т.д. (выделить запятой!)
Из всего сказанного следует, что…
В заключение можно сказать, что…
В итоге можно прийти к выводу ( к заключению) о том, что…
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что…
Можно сделать заключение (вывод), что…
Как явствует (следует) из (выше) изложенного…
Подводя итог… (выделить запятой деепричастный оборот!)
Прихожу к выводу…
Очевидно, что…
Нет сомнения в том, что…
Продолжая (заканчивая) мысль…

ОБРАЗЕЦ ТЕКСТА РАССУЖДЕНИЯ

ТЕЗИС

У нас в школе много хороших учителей, но одним из лучших я считаю нашего учителя истории Ивана Фёдоровича Осипова.

АРГУМЕНТ 1

Во-первых, он великолепно знает свой предмет, может решить любую проблему.

ПРИМЕР 1

Например, к нему за консультацией обращаются многие другие учителя, если у них возникают трудности.

АРГУМЕНТ 2

Во-вторых, он любит и умеет преподавать. На его уроках всегда интересно.

ПРИМЕР 2

Он рассказывает то, чего нет в учебнике. Его объяснения понимают даже не самые сильные ученики.

АРГУМЕНТ 3

В-третьих, он справедливый учитель.

ПРИМЕР 3

У него нет любимых и нелюбимых учеников, и его отметка – это всегда оценка знаний, а не личное отношение.

ВЫВОД

Таким образом, Иван Фёдорович – очень хороший учитель, который любит свою профессию, у него можно получить знания и объективные оценки.


Комментариев нет:

Отправить комментарий