Согласно приказам Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.10.2021 г. № 852 «Об организации проведения муниципального/межлицейского этапа Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2021-2022 учебном году», от 16.12.2021 г. № 1181 «Об организации проведения муниципального/межлицейского этапа Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2021 -2022 учебном году» межлицейский / муниципальный этап Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по русскому языку состоится 15 января 2022 года.
Время написания работы – 3 астрономических часа (9.00-12.00): письменная работа + устный тур (конкурс ораторского мастерства), участие в котором является обязательным; балл за риторическое высказывание суммируется с баллом за письменную работу.
Участники олимпиады будут выполнять задания четырех уровней сложности на проверку уровня письменной (I-III уровни) и устной (IV уровень) речи.
В первом уровне обучающимся будут предложены задания из разных разделов языкознания (фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, орфографии, морфологии, синтаксиса и пунктуации, стилистики и культуры речи) на проверку уровня лингвистической подготовки.
Первое задание второго уровня – филологический анализ текста. Филологический анализ текста обобщает и синтезирует данные лингвистического и стилистического анализа, устанавливает взаимосвязи формы и содержания текста.
Второе задание второго уровня – лингвистическая задача на перевод текста или установление соответствий между словами. Например, перевод с древнерусского на современный русский язык.
Третий уровень – творческое задание. Школьникам будет предложено написать сочинение ( в жанре эссе или репортажа по выбору участника ) на одну из предложенных тем, в том числе лингвистическую, а также нравственно-этического содержания. В ходе написания творческой работы юные филологи должны продемонстрировать не только знание темы, умение рассуждать, аргументированно обосновывать свою точку зрения, но и показать свой круг чтения, уровень образованности и общей культуры. В ходе написания сочинения-репортажа продемонстрировать умение широко использовать образные средства, умение создавать лингвистическими средствами динамичный показ событий. Объём сочинения – от 1 стр. в 7-9 классе, от 1,25 стр. в 10 классе, от 1,5 стр. в 11 классе.
Рекомендуем участникам внимательно прочитать формулировку темы, составить план работы (устно или на черновике), определить проблему, обозначить свою позицию, аргументировать её, сформулировать выводы. Примеры из художественных произведений должны иллюстрировать мысли учащихся, делая их образными и убедительными. В выводах обязательно должно содержаться сравнение главной мысли с тем, что было заложено в формулировке темы. Следует проверить работу на грамотность.
Четвертый уровень – устная речь: конкурс ораторского мастерства – публичное выступление (длительность устной речи – от одной до трёх минут). Круг тем этого тура – вопросы нравственно-этических норм, духовно-эстетические проблемы, слово, язык, книга, чтение…и т. д.
При подготовке к этому виду соревнований рекомендуем ознакомиться с алгоритмом устного выступления: представление, указание названия темы выступления, формулировка цели выступления, изложение содержания по четкой структуре и с учетом хронометража. Не следует забывать о лингвистической культуре и мастерстве речи, а также о контакте оратора и аудитории (без излишней театрализации).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Общее (максимальное) количество баллов – 100.
1-й уровень: 4-6 заданий – 30 баллов.
2-й уровень: два задания – 30 баллов.
3-й уровень: одно задание – 30 баллов (15 баллов – содержание, 15 баллов – языковое оформление).
4-й уровень: устная речь (ораторское выступление) – 10 баллов.
В каждом задании первого и второго уровней снижается общий балл на 1-2 (в зависимости от количества ошибок), если в работе допущены орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические и др. виды ошибок.
Критерии оценивания творческой работы (сочинение) (3-й уровень)
Текст ораторского выступления должен быть заслушан очно. Продолжительность выступлений: в 9-х – до 2-х минут, в 10-11-х классах – до 3-х минут. Оцениваются остроумие, благозвучие, оригинальность, эмоциональность, выразительность речи, заинтересованность в теме, убедительность и другие возможные достоинства выступлений юных риторов (например, умение мобилизовать волю, увлечь слушателей, яркость речи, вдохновенность ритора). Хороший оратор — это человек, защищающий свою точку зрения эффективно и убедительно, решительно и ответственно.
Критерии оценивания публичного выступления (4-й уровень):
Источник: отдел русского языка Донецкого РИДПО
Комментариев нет:
Отправить комментарий