ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

среда, 1 сентября 2021 г.

7_РЯ_Урок №1_Русский язык как развивающееся явление

Дорогие друзья! Итак, с началом занятий!

Предлагаю материалы к первому уроку русского языка на тему "Русский язык как развивающееся явление": сочинение-рассуждение

1. Повторяем: языкознание и его основные разделы  

Языкознание – наука, изучающая все существовавшие ранее и существующие ныне языки во всем мире, то есть, это наука о человеческом языке. 

2. Повторяем: схема текста-рассуждения 

3. Работа с раздаточным материалом: 

1) познакомиться с перечнем аргументов (в таблице); 

ТЕЗИС:   Русский язык не стоит на месте, под влиянием разных факторов он изменяется с течением времени.

Аргументы

Примеры-иллюстрации

1. Изменения в фонетике.

 

 

2. Изменения в орфоэпии


 

3. Изменения в графике 


4. Изменения в морфологии 


5. Изменения в лексике





















2) прочитать/проанализировать примеры-иллюстрации (на карточках);

 

Исчезли звуки Ь (ерь), Ъ (ер). Появился звук [Ф], которого раньше не было

 

музЫка – мУзыка

творОГ – твОрог, творОг

 

Кирилл и Мефодий составили азбуку из 43 букв. После реформы Петра 1 в 1710 г. в азбуке  стало 38 буквы. После реформы 1917-18 годов изменился внешний вид некоторых букв, изменилось количество букв в азбуке.


1) изменился род некоторых существительных:

(актовая) зала (сущ, ж.р., 1 скл.) – (актовый) зал (сущ., м.р., 2 скл.)

Белая лебедь (ж.р.) – белый лебедь (м.р.)

Портфель (был ж.р., стал м.р.)

2) исчезла форма звательного падежа: отче, старче

 

Устаревшие слова (историзмы, архаизмы – чело, персты, уста, кафтан, цирюльник), неологизмы (звездолёт, брифинг)


3) заполнить таблицу, подобрав к предложенным аргументам соответствующие примеры-иллюстрации (разложить карточки по лакунам);

4) сформулировать вывод (самостоятельно, в таблице его нет!)

5. Сверить правильность заполнения таблицы по эталону:

ТЕЗИС:   Русский язык не стоит на месте, под влиянием разных факторов он изменяется с течением времени.

Аргументы

Примеры-иллюстрации

 1. Изменения в фонетике.

 

 Исчезли звуки Ь (ерь), Ъ (ер). Появился звук [Ф], которого раньше не было

 2. Изменения в орфоэпии

 музЫка – мУзыка

творОГ – твОрог, творОг

 3. Изменения в графике

 Кирилл и Мефодий составили азбуку из 43 букв. После реформы Петра 1 в 1710 г. в азбуке  стало 38 буквы. После реформы 1917-18 годов изменился внешний вид некоторых букв, изменилось количество букв в азбуке.

 4. Изменения в морфологии

 1) изменился род некоторых существительных:

  • (актовая) зала (сущ, ж.р., 1 скл.) – (актовый) зал (сущ., м.р., 2 скл.)
  • Белая лебедь (ж.р.) – белый лебедь (м.р.)
  • Портфель (был ж.р., стал м.р.)

2) исчезла форма звательного падежа: отче, старче

5. Изменения в лексике

 Устаревшие слова (историзмы, архаизмы – чело, персты, уста, кафтан, цирюльник), неологизмы (звездолёт, брифинг)

6. Подготовить сочинение-рассуждение с использованием трёх аргументов (см. таблицу выше).

УСПЕШНОЙ РАБОТЫ! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий