Предлагаю материалы к первому уроку русского языка на тему "Русский язык как развивающееся явление": сочинение-рассуждение
1. Повторяем: языкознание и его основные разделы
Языкознание – наука, изучающая все существовавшие ранее и существующие ныне языки во всем мире, то есть, это наука о человеческом языке.
2. Повторяем: схема текста-рассуждения
3. Работа с раздаточным материалом:
1) познакомиться с перечнем аргументов (в таблице);
ТЕЗИС: Русский язык не стоит на месте, под влиянием разных факторов он изменяется с течением времени. |
|
Аргументы |
Примеры-иллюстрации |
1. Изменения
в фонетике.
|
|
2. Изменения
в орфоэпии |
|
3. Изменения
в графике |
|
4. Изменения в морфологии |
|
5. Изменения
в лексике |
|
2) прочитать/проанализировать примеры-иллюстрации (на карточках);
Исчезли звуки Ь (ерь), Ъ (ер). Появился звук [Ф], которого раньше не было |
музЫка – мУзыка творОГ – твОрог, творОг |
Кирилл и Мефодий составили азбуку из 43 букв. После реформы Петра 1 в 1710 г. в азбуке стало 38 буквы. После реформы 1917-18 годов изменился внешний вид некоторых букв, изменилось количество букв в азбуке. |
1) изменился род
некоторых существительных: (актовая) зала (сущ,
ж.р., 1 скл.) – (актовый) зал (сущ., м.р., 2 скл.) Белая лебедь (ж.р.) –
белый лебедь (м.р.) Портфель (был ж.р.,
стал м.р.) 2) исчезла форма звательного падежа: отче, старче |
Устаревшие слова (историзмы, архаизмы – чело, персты, уста, кафтан, цирюльник), неологизмы (звездолёт, брифинг) |
4) сформулировать вывод (самостоятельно, в таблице его нет!)
5. Сверить правильность заполнения таблицы по эталону:
ТЕЗИС: Русский язык не стоит на месте, под влиянием разных факторов он изменяется с течением времени. |
|
Аргументы |
Примеры-иллюстрации |
1. Изменения в фонетике.
|
Исчезли звуки Ь (ерь), Ъ (ер). Появился звук [Ф], которого раньше не было |
2. Изменения в орфоэпии |
музЫка – мУзыка творОГ – твОрог, творОг |
3. Изменения в графике |
Кирилл и Мефодий составили азбуку из 43 букв. После реформы Петра 1 в 1710 г. в азбуке стало 38 буквы. После реформы 1917-18 годов изменился внешний вид некоторых букв, изменилось количество букв в азбуке. |
4. Изменения в морфологии |
1) изменился род некоторых существительных:
2) исчезла форма звательного падежа: отче, старче |
5. Изменения
в лексике |
Устаревшие слова (историзмы, архаизмы – чело, персты, уста, кафтан, цирюльник), неологизмы (звездолёт, брифинг) |
6. Подготовить сочинение-рассуждение с использованием трёх аргументов (см. таблицу выше).
УСПЕШНОЙ РАБОТЫ!
Комментариев нет:
Отправить комментарий