Не секрет, что современные дети мало читают. Вернее, они читают всё: СМС, рекламу, постеры, посты - но не художественную литературу. И учителям приходится искать новые пути, чтобы помочь книге и читателю найти друг друга. Один из таких путей - работа с иллюстрациями.
Технология использования иллюстрации на уроках литературы не нова и часто - успешно! - применяется учителями. Этап урока, на котором идёт работа с картиной, неизменно вызывает интерес у учащихся и их активность. Иллюстрация обеспечивает погружение в историческую эпоху, помогает раскрыть замысел автора, представить внешность литературных героев; эмоциональное восприятие иллюстрации вызывает и эмоциональный отклик на судьбы персонажей, их переживания, создаёт основу для нравственной оценки их поступков. Обратила внимание, что школьники, прочитавшие литературное произведение, с особенным интересом рассматривают иллюстрацию, с радостью находят детали, которые подтверждают её связь с содержанием книги (с удивлением обнаруживают расхождения). Цепочка книга - иллюстрация работает!
Но ведь есть те, кто не читал произведение! Потому что другие дела были. Потому что неинтересно. Потому что лень. Потому что привык не читать.
А что если включить режим иллюстрация - книга?.. Нет-нет, в 21 веке стОит добавить ещё одну опцию: игра - иллюстрация - книга. Школьникам, особенно далёким от чтения, возраста 5-6 класс (в особо безнадёжных случаях - и старше), можно предложить сначала собрать пазл-иллюстрацию, а уже потом поработать с ним/с ней. А собрать не так-то просто! Придётся напрягаться (ой, лень, где ты?), включать зрительную память (здравствуй, орфографическая зоркость!), сравнивать элементы пазла и подбирать по форме/цвету, укладывая в нужное место (о! логика подтянулась!). А тут ещё счётчик времени работает! Не хочется же быть в аутсайдерах! Пока пазл складывается - содержание иллюстрации запоминается, а значит, появляется представление о рассказе/повести/книге.
Например, сложив пазл-иллюстрацию к роману Д. Дефо "Робинзон Крузо", далёкий от чтения школьник может рассказать, что Робинзон живёт на тропическом острове с пышной растительностью; что он построил жилище, отгородив его высокой изгородью, через которую перебирается по лестнице; что он приручил коз, обеспечив себе пропитание; что одиночество его скрашивает верный друг - собака; что сумел пошить себе одежду - защиту от солнца и холода; что у него появился темнокожий друг. Учитель может предложить школьнику ответить на дополнительные вопросы. Например, где Робинзон взял оружие и откуда появился темнокожий иноземец? А для этого ученику придется обратиться к тексту, то есть НАЧАТЬ ЧИТАТЬ.
Илл. к роману Д. Дефо "Робинзон Крузо" |
Складывая пазл по картине В. Васнецова "Богатыри", далёкий от чтения школьник запомнит и расскажет, как выглядели защитники земли Русской, какие на них были доспехи, вооружение (а чтобы правильно назвать, былины прочитать придётся), как через внешность проявился их характер, что делают они в столь суровом месте. За такой рассказ и оценку поставить можно, похвалив попутно за быстро и верно сложенный пазл. Вопросы "на засыпку" могут понизить уровень оценки: кто из богатырей главный? что Илья Муромец совершил такого, что богатыри безоговорочно признали его лидером? И тут вновь придётся обратиться к тексту, то есть придётся НАЧАТЬ ЧИТАТЬ.
В. М. Васнецов "Богатыри" |
Конечно, я анализирую крайние случаи. Но они, к сожалению, случаются. Игра-пазл ещё не чтение книги - в идеале, но уже первый шаг на пути к ней.
Пазлы для 5-6 класса создаю несложные, всего из 24-40 элементов, ученик затрачивает на них в среднем 3-7 минут, поэтому играть можно на уроке - повторяю: это индивидуальное задание для ленивых с последующим устным рассказом по самостоятельно (для ученика это важно!) с трудом (!!!) собранной иллюстрации и последующим индивидуальным домашним заданием, связанным с поиском ответа в тексте. Оценивать можно устный рассказ по картине (непременно похвалить за собранный пазл!), а на следующий урок - за ответы по вопросам домашнего задания, связанными с поиском ответа в тексте былины. Ещё вариант: подготовить сообщение о художнике (культурологию никто не отменял!) или об истории создания картины (тоже источники ЧИТАТЬ ПРИДЁТСЯ).
Использовать игры-пазлы можно во внеурочной деятельности - на Неделе русского языка и литературы, на Неделе детской книги, на литературном КВНе или квесте и т.д.
Смотреть игры-пазлы ЗДЕСЬ
Комментариев нет:
Отправить комментарий