ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

воскресенье, 20 июня 2021 г.

Литературный календарь. К. Симонов "Жди меня"

22 июня 1941 года
- трагическая дата в летописи нашей страны, это день начала Великой Отечественной войны, самой страшной и кровопролитной в истории человечества. Война запечатлена в фотографиях, кадрах кинохроники, в произведениях живописи, кино и литературы. Война принесла много горя и страданий нашему народу, но в то же дала возможность проявить беспримерный героизм, совершить подвиг во имя гуманизма, ради спасения человечества.

В годы войны появилось много замечательных произведений. Одно из них - стихотворение Константина Симонова "Жди меня" (1941)Оно помогало выжить и вернуться домой тысячам, миллионам людей, ушедшим на фронт в Великую Отечественную войну, поэтому значение его трудно переоценить. И даже сейчас, спустя десятилетия, «Жди меня» по-прежнему не теряет своей чистоты и возвышенности. 

Константин Михайлович Симонов

На войне нельзя оставаться без надежды на хорошее, без веры в жизнь и в победу. А оставаться без любви — все равно что сразу сдаться в плен врагу. Стихотворение-посвящение, стихотворение-легенда «Жди меня» стало родным для каждого солдата Великой Отечественной. Каждый раз, когда его переписывали от руки, оно словно перерождалось — бойцы вкладывали в него свою любовь, свои смыслы, свою боль и надежду. 

Номер газеты "Правда" с напечатанным стихотворением К. Симонова

В феврале 1942 года в газете «Правда» появилось стихотворение Симонова «Жди меня», написанное в 1941. Поэт нашёл простые слова, которые каждый солдат мог считать своими: это была просьба к жене, к невесте, к любимой, к той, что ждёт дома и вглядывается тревожными ночами в темноту. Слова шли от сердца, и вырезанное из газеты стихотворение многие хранили в кармане гимнастерки... 

Письмо пилота 249 истребительного полка 217 истребительно-авиационной дивизии,
старшего лейтенанта Николая Смирнова из госпиталя жене Любе
в азербайджанский город Сальяны от 3 марта 1942 года

Великая Отечественная война дала новое направление творчеству поэта. Стихи Константина Симонова были особенно любимы в народе в эти грозные годы: их знали на фронте и в тылу, их читали по радио и на театральных подмостках, их пели, печатали в газетах. 

Почтовая карточка полевой почты (1944 г.)
с напечатанной строчкой из стихотворения

Легендарное письмо-стихотворение поэт посвятил любимой женщине — советской актрисе Валентине Серовой. Симонов познакомился с Серовой почти перед самой войной, в то время она уже потеряла мужа — прославленного летчика-испытателя, героя гражданской войны в Испании Анатолия Серова. Валентина стала для Симонова настоящей музой, он посвятил ей немало прекрасных строк. Самое известное стихотворение, которое поэт написал для Валентины Серовой, — «Жди меня». 

Актриса Валентина Серова

Валентина Серова и Константин Симонов 
в годы войны (1944 г.)
Сам К. Симонов вспоминал:

«Я считал, что эти стихи — мое личное дело... Но потом, несколько месяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком севере и, когда метели и непогода иногда заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке, мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение „Жди меня“, которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека» 
Рукопись К. Симонова

Для миллионов читателей по всей стране эти строки стали родными — независимо от того, кому были посвящены. Просто каждому они были по-своему близки. Их перечитывали, переписывали, заучивали наизусть, читали возлюбленным в парках — они стали уже чем-то большим, чем просто посвящение одной конкретной женщине. 

Восприятие стихотворения не имеет ограничения по возрасту. Мне известна история, как семилетняя девочка самостоятельно взяла его в библиотеке и, обливаясь слезами, выучила просто так, для себя. 

Послушаем, как звучит произведение в исполнении чтецов разных поколений.

Стихотворение "Жди меня" в исполнении автора - Константина Симонова:

Стихотворение "Жди меня" в исполнении актёра Сергея Безрукова:

Стихотворение "Жди меня" в исполнении современного популярного чтеца Булата Юнусова:



В 1943 году во время Великой Отечественной войны на Центральной Объединённой киностудии художественных фильмов (г. Алма-Ата) по мотивам произведений К.М. Симонова был снят художественный фильм, названный, как и стихотворение, "Жди меня"; роль Лизы - героини, которая ждёт мужа вопреки сообщению о его гибели, - в фильме сыграла Валентина Серова.

В 1973 году в Большом театре состоялась премьера оперы К. Молчанова "Зори здесь тихие", поставленной по повести Б. Васильева. Самый известный номер оперы - романс "Жди меня" на стихи К. Симонова, который исполняет Женя Комелькова: 

Лучшие произведения отбирают читатель и время. Стихотворение К. Симонова актуально и в наши дни. И уже новое поколение солдат - защитников Родины обращается к нему, вновь и вновь переживая незамысловатые, но такие искренние строки. В последнее десятилетие востребована песня на стихи К. Симонова в исполнении группы "Чёрные береты Каспия":

О группе "Чёрные береты Каспия". В результате террористического акта, произошедшего во время парада, посвящённого Дню Победы, 9 мая 2002 в городе Каспийске погибли 43 человека, более ста человек получили ранения. Взорванный фугас, начиненный обрезками стальной проволоки и другими металлическими предметами, буквально скосил людей. В результате взрыва погиб солист группы - сержант морской пехоты 77-й Гвардейской бригады Рычин Александр Викторович, 1981 г.р. и ударник - матрос Троснянский Денис Юрьевич, 1982 г.р. Трубач группы Илья Попов и клавишник Николай Сыромятников получили тяжёлые ранения. Светлая память погибшим и мирного неба живущим! Прежнего состава группы давно уже нет, а песня на стихи К. Симонова, написанные в далёком 1941, осталась, рассказывая о современных солдатах современных войн, по-прежнему заставляя взволнованно биться наши сердца: 

Задания на знание текста стихотворения К. Симонова "Жди меня".

Восстановите текст стихотворения:


Кроссворд по стихотворению:

Комментариев нет:

Отправить комментарий