ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

четверг, 29 февраля 2024 г.

Ответственность несовершеннолетних и их родителей за курение

 1.  Согласно п. 1 части 1 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции.

2. Статьей 12 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» установлен запрет курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на отдельных территориях, в помещениях и на объектах. Согласно нормам Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции» вейпы, айкосы и электронные сигареты приравнены к табачным изделиям.

3. Таким образом, за нарушение указанного запрета подростки, достигшие шестнадцатилетнего возраста, в соответствии с частью первой статьи 6.24 КоАП РФ могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в сумме от 500 до 1500 рублей. В соответствии с ч. 2 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

4. Родители могут быть привлечены за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних по ст. 5.35 КоАП РФ. Статьей 6.23 КоАП РФ предусмотрена ответственность взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака. Граждане, не являющиеся законными представителями несовершеннолетних, вовлекшие детей в процесс курения, в соответствии с частью первой данной статьи, могут быть привлечены к административной ответственности в виде административного штрафа в сумме от 2000 до 5000 рублей. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего, повлекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 5000 до 7000 рублей.

5. Граждане, совершившие административные правонарушения по ст.6.23 КоАП РФ, на основании ч.1 ст. 23.2 КоАП РФ, привлекаются к административной ответственности комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

6. Несовершеннолетний обучающийся может быть поставлен на профилактический учет в общеобразовательной организации, как проявляющий девиантное поведение (Письмо Минпросвещения России от 23.08.2021 N 07-4715 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Примерным положением об учете отдельных категорий несовершеннолетних в образовательных организациях).

среда, 28 февраля 2024 г.

Конкурс "Если бы я был учителем..."

 Дмитренко Ульяна Денисовна,
17 лет, 10 класс,
МБОУ «Школа №24 г. Тореза»,
город Торез, ДНР

Эссе

Если бы я был учителем…

Учитель – это профессия, которая пользуется уважением во всём мире. Быть учителем – это значит быть наставником, поддержкой и опорой для своих учеников во всём. Быть учителем – это значит обучать наукам, передавать знания, формировать мировоззрение, отношение к жизни, воспитывать лучшие человеческие качества: доброту, милосердие, искренность, честность, патриотизм.

Известны выдающиеся педагоги, оказавшие существенное влияние на развитие человечества, оставившие яркий след  в педагогической науке. Всему миру известны имена этих великих людей: Герберт Спенсер, Мария Монтессори, Януш Корчак, Константин Ушинский, Антон Макаренко. Для этих педагогов профессия стала смыслом жизни, а жизнь была посвящена самому прекрасному и благородному делу – делу просвещения и воспитания молодого поколения.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин объявил 2023 Годом педагога и наставника. Следовательно, большое внимание государство будет уделять проблемам педагогики и школы. И это правильно. Школа – это общество в миниатюре. На мой взгляд, решив проблемы школы (материальные, воспитательные, духовные, интеллектуальные, психологические), во многом можно решить и проблемы современного общества.

Известно, что учебный год начинается 1 сентября. Но в 2014 школьники Донецкой Народной Республики из-за вооружённого конфликта отправились на учёбу лишь в октябре.  И хотя это был очно-заочный формат, то, что учебный год вопреки всему начался, было нашей маленькой победой над страхом, над злом – над войной. Помню, как мы радовались этому событию, с каким трепетом слушали наших учителей, ставших для нас ещё и ангелами-хранителями! Тогда я поняла: если работают школы, значит, жизнь продолжается и мир непременно наступит!

Уверена, что школа начинается с учителя. Каков учитель - его знания, культура, кругозор, личностные качества, - такова и школа, таково и отношение детей к учёбе, к предмету, да и к образованию в целом.

Я обучаюсь в 10 классе, в силу проблем со здоровьем нахожусь на индивидуальном обучении и тесно общаюсь со многими учителями. В результате этого многолетнего общения у меня сложилось определённое представление о том, каким должен быть учитель. Мне повезло: мои учителя обладают всеми необходимыми качествами – отлично знают свой предмет, умеют передать знания ученикам, владеют искусством толерантного общения, требовательны и к себе, и к воспитанникам. Иногда я ставлю себя на место учителя и пытаюсь понять: как им удаётся держать такую высокую планку?

А что если бы учителем была я?

Если бы учителем была я, то, наверняка, во многом равнялась бы на своих сегодняшних учителей. Постаралась бы всё время пополнять свои знания, совершенствовать педагогическое мастерство, проводила бы интересные уроки и внеклассные мероприятия. Наверное, я была бы учителем русского языка: именно язык является средством познания мира и орудием мышления. Или учителем литературы: художественная литература воспитывает духовность и объясняет нам, что есть добро и зло. Или учителем истории: не зная истории своей страны и народа, нельзя понять современные процессы и формировать будущее. Возможно, я преподавала бы биологию и научила бы детей заботиться о своём здоровье и об окружающей среде. Или… Да не столь важно, какой предмет преподавать… Главное, я хотела бы стать знАчимым человеком для своих учеников, стать частью их жизни. Я постаралась бы воспитать молодых людей с сильным характером, прогрессивным мышлением и истинно русской духовностью -  таких, которые построят мир без войн, мир, наполненный Счастьем и Любовью. 


PS. Работа стала победителем конкурса "Если бы я был учителем..." в 2023 году. Итоги ЗДЕСЬ. 

понедельник, 26 февраля 2024 г.

Оформление презентации для защиты учебно-исследовательской работы

Внимание! Подготовка к защите проекта! 

Подготовка защитной речи ЗДЕСЬ.

Назначение презентации - сопровождать защитную речь, облегчая через визуализацию восприятие информации слушателями (познакомить аудиторию с вашим проектом, продемонстрировать основные идеи и рассказать о полученных результатах). 

Формат презентации – PowerPoint. 

Регламент выступления на защите - до 15 минут: 7-8 минут - защитная речь, остальное время - ответы на вопросы.

Количество слайдов – 8 - 15. 

Основные требования к презентации
учебно-исследовательской работы

• Четкая структура

• Строгий дизайн, единство оформления

• Крупный текст

• Подведение итогов

Презентация учебно-исследовательской работы не должна содержать большие объёмы текста, избыток иллюстраций, не несущие смысловой нагрузки анимированные элементы.

Допускается встраивание в презентацию аудио и видеофайлов, имеющих прямое отношение к представляемому материалу. 

Структура презентации

Титульный слайд (слайд №1: образовательная организация, тема работы, ФИО автора, класс, ФИО руководителя, город, год)

Информационный слайд №2 (возможно, №3, 4, 5: цель, задачи, проблема, гипотеза, актуальность, методы исследования)

 Информационные слайды (основная часть презентации, содержащая  текстовую информацию о ходе исследования, таблицы, графики, рисунки, фотографии, схемы)

Заключительные слайды (выводы, итоги; ссылка на источники, список литературы; «Спасибо за внимание») 

Требования к содержанию текста на слайде 

Грамотность, лаконичность, ясность. Вверху страницы располагается краткий заголовок, ниже пояснения. Содержание текста на слайде должно иметь смысловое единство: один слайд — одна мысль. 

Предложения простые, не перегруженные дополнениями, вводными конструкциями и прочими излишествами. 

На одном слайде рекомендуется располагать не более трёх определений или выводов и не более трёх-пяти предложений. 

Требования к оформлению текста 

Для удобства чтения при оформлении текста презентации рекомендуется сочетать тёмный цвет шрифта со светлым фоном. Шрифты — рублёные, без засечек. Кегль заголовка — не менее 24 типографских пунктов, кегль основного текста — не менее 18 пт. Для выделения информации рекомендуется использовать полужирное и курсивное начертание, однако ими не стоит злоупотреблять (и особенно — использовать всё сразу). Написание слов заглавными буквами (верхний регистр) допускается только в заголовках и для аббревиатур. 

Дизайн слайдов 

Оформление шрифта и фона слайда организуется по контрастному принципу: тёмный фон — светлый шрифт, светлый фон — тёмный шрифт. Для учебных презентаций настоятельно рекомендуется светлый фон и тёмный шрифт. Контраст необходим для простоты восприятия читателями. Кроме того, резкость изображения на экране и степень затемнённости аудитории могут быть разными. 

Все слайды основной части презентации должны быть оформлены единообразно: 

  • одна-две гарнитуры — вида шрифта (Arial, Calibri, Bookshelf, Lucida и др.); один-два цвета шрифта (можно делать их разными для заголовка и основного текста); 
  • гарнитура, кегль и цвет заголовков единообразны во всей презентации; 
  • не более трёх разных понятий на одном слайде выделены начертанием (курсивное, полужирное); 
  • текст не должен заходить на рамку или обрамляющий рисунок фона слайда, проходить по контрастным частям рисунка. 
Важно!

Текстовая часть презентации, сопровождающей устное выступление, должна быть вспомогательной, чтобы без неё можно было легко обойтись. Она призвана облегчать слушателям восприятие доклада, а не излагать весь его текст. 

Текст презентации не должен слово в слово повторять речь докладчика! На слайдах должен располагаться необходимый минимум текста; любые подробности и разъяснения излагаются устно. На слайде — краткое определение, вслух даётся полное и приводятся примеры. На слайде — список (критерии, свойства, этапы), вслух каждый пункт списка расшифровывается. Основную информационную нагрузку несёт речь докладчика, презентация лишь помогает слушателям концентрироваться на излагаемом материале и иллюстрирует его. 

Таким образом, презентация должна быть: 

• удобной для чтения (шрифт и фон, контрастность, начертание и регистр, количество текста); 

• единообразно оформленной (единство фонов, шрифтов, стиль заголовков, оформление таблиц, подписи к рисункам); 

• информационно насыщенной (ключевые понятия, списки, удобные схемы); 

• лаконичной в текстовой части; 

• иллюстративной (таблицы, диаграммы, графики, фотографии, чертежи, рисунки); 

• соответствующей тематике доклада. 

Грамотно составленная, понятная, визуально привлекательная презентация — большой шаг на пути к успешной защите учебно-исследовательской работы и проекта.

ЖЕЛАЮ УСПЕШНОЙ ЗАЩИТЫ!

пятница, 23 февраля 2024 г.

Жанровое своеобразие сочинений

 Школьникам часто приходится принимать участие в различных конкурсах сочинений. В условиях конкурсов обычно указывается жанр творческой работы, а в критериях оценивания - соответствие конкурсной работы выбранному жанру. 

Выбирая конкретный жанр для написания сочинения, следует помнить особенности жанрового соответствия. Рассмотрим некоторые из них.

Рассказ

Рассказ – это повествовательное произведение небольшого объема с небольшим количеством героев, охватывающее небольшой отрезок времени. 

Рассказ как жанр отличается единством времени, действия, места и персонажа. Единство времени характеризуется тем, что изображаемые в рассказе события ограничены, как правило, небольшим количеством времени. Даже если рассказ охватывает более значительный временной отрезок, он все равно посвящен развитию какого-то одного действия, конфликта. В рассказе есть одна сюжетная линия, несколько последовательно сменяющих друг друга ситуаций, событий, одно из которых является центральным, кульминационным. Поэтому и место, в котором происходит действие рассказа, как правило, одно. Если мест события в рассказе несколько – их количество должно быть очень ограничено. Характеризуется рассказ и единством персонажа. В каждом рассказе есть центральный образ, на котором держится вся его структура, который определяет основные смыслы произведения. Второстепенные и эпизодические герои рассказа помогают раскрыть проблему, связанную с главным персонажем рассказа. Небольшой объем рассказа определяет строгие взаимосвязи и взаимообусловленность всех его элементов. 

Продумав тему и идею произведения, отобрав события, которые будут происходить в рассказе, определившись с главным и второстепенными персонажами, выстраивают последовательность эпизодов в сюжете произведения. Композиция рассказа обычно строится следующим образом: 

  • экспозиция (здесь возможно описание небольшой предыстории событий, места действия, персонажей, главного персонажа), 
  • завязка действия (описывается происшествие, ставшее причиной, толчком описанных в рассказе событий), 
  • развитие сюжета (описываются события, ведущие к кульминации), 
  • кульминация (важнейший, поворотный факт в сюжете), 
  • развязка (разрешение основного конфликта, окончание истории). 
Последовательность эпизодов должна вызывать эмоциональный и ассоциативный отклик читателя.

Несмотря на определенную заданность композиции рассказа, его структура может быть разной. Композиция рассказа может быть: 

  • прямоточной (строгая последовательность изложения фактов с сохранением единой цепочки причинно-следственных связей), 
  • кольцевой (рассказ имеет определенное обрамление в начале и в конце), 
  • точечной (несколько изначально отдельных подробностей, деталей, объединяются одним конкретным событием), 
  • остросюжетной (события складываются в увлекательный сюжет) и др. 
Важную роль играет первая фраза рассказа, его зачин. Концовка рассказа может быть нетрадиционной, парадоксальной.

Названия рассказов обычно очень яркие, запоминающиеся. Они могут содержать часть ответа на обсуждаемый в рассказе вопрос. 

Существует множество разновидностей рассказов: социальный, бытовой, исторический, авантюрный, психологический, фантастический, юмористический, иронический и др.

Повествование в рассказе может идти от лица либо рассказчика, либо героя, либо самого автора. При написании рассказа, как и произведения другого жанра, следует избегать сюжетных и речевых штампов. 

суббота, 20 января 2024 г.

9 Итоговое собеседование. Вариант о Маресьеве

 Тренировочная версия 

Часть 1

Задание 1. Чтение текста (о Маресьеве)

Выразительно прочитайте вслух текст о советском военном летчике-истребителе, Герое Советского Союза Алексее Петровиче Маре́сьеве (1916–2001).

У Вас есть 2 минуты на подготовку. 










Алексей Петрович Маре́сьев – герой Советского Союза и герой почти биографической книги, образец для подражания для многих поколений, воплощение воли к жизни, Настоящий Человек. 

Алексей с детства был болезненным ребенком. Он часто болел малярией, страдал мигренями, у него болели суставы. Здоровье неожиданно поправилось на Дальнем Востоке, куда Маре́сьева отправили на комсомольскую стройку. Поначалу он этой поездке противился, так как мечтал о московском лётном училище. В Комсомо́льске-на-Аму́ре Маре́сьев всё-таки поступил в аэроклуб, потом его призвали в армию. Войну он встретил в Бата́йской школе пилотов. Первый боевой вылет Маре́сьев совершил в августе 41-го. А через полгода на Северо-Западном фронте его самолёт подбили. Раненный в ноги лётчик 18 суток провёл в лесах Валда́я, где ему даже пришлось сражаться с медведем. Позднее 19 дней понадобится журналисту Полево́му, чтобы описать все эти события в книге.

После ампутации обеих ног ещё на больничной койке он начал тренироваться для дальнейших полётов. К счастью, вернуть его на службу согласился командир эскадрильи Число́в, с которым потом они дружили всю жизнь. В первом же полёте на протезах 6 июля 1943-го Маре́сьев сбил немецкий истребитель.

Маре́сьев летал до 1944-го, а после войны служил в авиации Московского военного округа. С 1956-го и почти до конца жизни он работал в Комитете ветеранов войны: «выбивал» своим подопечным льготы, путёвки. 

Всей своей жизнью – и в мирное время – Маресьев отрицал свой статус инвалида. Он ходил на лыжах, водил машину до 72 лет, без трости поднимался на второй этаж в свой кабинет. (234 слова) 

Задание 2. Пересказ текста с привлечением цитаты 

Перескажите прочитанный Вами текст об Алексее Петровиче Маресьеве, включив в пересказ слова из книги корреспондента, журналиста и писателя Бориса Николаевича Полевого «Повесть о настоящем человеке»:

«Казалось, чем слабее и немощнее становилось его тело, тем упрямее и сильнее был его дух».

Подумайте, где лучше использовать слова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

При необходимости Вы можете использовать черновик. 

Часть 2 

Выберите одну из предложенных тем беседы: 

ТЕМА 1. Соревнования. (на основе описания фотографии)
ТЕМА 2. Моя мечта. (повествование на основе жизненного опыта)
ТЕМА 3. Что значит быть смелым? (рассуждение по поставленному вопросу)

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут. 

Задание 3. Монологическое высказывание. 

Используя карточку участника собеседования, выполните задание (одна из выбранных тем)

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут. 

Задание 4. Диалог.

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником. 

Карточка участника собеседования

Задание 3. Тема 1. Соревнования

Опишите фотографию. 



















Не забудьте описать:
  • Место/время, изображенное на фотографии;
  • Спортсмена;
  • Событие, изображенное на фотографии;
  • Эмоции, которые вызывает фотография;
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше Высказывание должно занимать не более 3 минут. 

Задание 3. Тема 2. Моя мечта

Расскажите о своей мечте.

Не забудьте рассказать:

  • О чем вы мечтаете;
  • Что нужно сделать, чтобы реализовать вашу мечту;
  • Может ли ваша мечта стать жизненной целью;
  • Что вы будете делать, если мечта осуществится;

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Ваше Высказывание должно занимать не более 3 минут. 

Задание 3. Тема 3. Что значит быть смелым?

Не забудьте дать ответы на следующие вопросы:

  • В каких ситуациях важно проявлять смелость?
  • В чем разница между смелостью и безрассудством?
  • Может ли смелый человек бояться?
  • Можно ли воспитать в себе смелость?

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Ваше Высказывание должно занимать не более 3 минут. 

Карточка собеседника-экзаменатора

Задание 4. Тема 1. Соревнования

  • Какие спортивные соревнования Вам доводилось посещать?
  • Какова атмосфера на спортивных соревнованиях?
  • Какие качества характера формирует в человек спорт?

Задание 4. Тема 2. Моя мечта

  • Согласны ли вы с тем, что у каждого человека должна быть мечта?
  • Как мечта может повлиять на жизнь человека?
  • Нужно ли прикладывать усилия, чтобы осуществить мечту, или можно довериться судьбе?

Задание 4. Тема 3. Что значит быть смелым?

  • Какого человека можно назвать смелым?
  • Приведите примеры людей, которых вы считаете смелыми.
  • Как связаны понятия «смелость» и «подвиг»?

пятница, 19 января 2024 г.

Олимпиада по детской и юношеской литературе (МГПУ)

           Институт педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ         г. Москвы приглашает вас и ваших учеников принять участие в Олимпиаде по детской и юношеской литературе.

Олимпиада проводится при информационной поддержке журнала «Вестник МГПУ. Педагогика и психология»,  журнала «Известия Института педагогики и психологии образования», журнала «Одаренный ребенок», журнала «Детское творчество».

Целью олимпиады является развитие интеллектуально-творческого потенциала участников путем совершенствования интеллектуальных и творческих способностей, а также формирование и укрепление интереса обучающихся школ к углубленному изучению отечественной и зарубежной детской и юношеской литературы.

Олимпиада рассчитана на следующие возрастные группы:

1) обучающиеся 3-5 классов;

2) обучающиеся 6-8 классов;

3) обучающиеся 9-11 классов.

4) обучающиеся колледжей

Олимпиада проводится в 2 этапа.

Первый – c 22 по 30 января 2024 г. (включительно) – выполнение   олимпиадных заданий на Портале Олимпиады, ознакомление оргкомитета с представленными работами, определение участников второго этапа.

Второй этап –  10 февраля 2024 г. – выполнение творческого задания и устное выступление в гибридном режиме (очно или онлайн).

Участники олимпиады индивидуально заслушиваются членами жюри секции. В итоге на закрытом совещании жюри выбираются победители олимпиады.

Победители и лауреаты олимпиады будут награждены дипломами.

Олимпиада включена в перечень мероприятий, учитываемых при поступлении в МГПУ. Победителям и призёрам олимпиады при поступлении на бакалавриат начисляется  по 8 баллов.

Председатель оргкомитета олимпиады – директор Института педагогики и психологии образования, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор Савенков Александр Ильич. Члены оргкомитета олимпиады – профессорско-преподавательский состав ГАОУ ВО МГПУ г. Москвы.

Для участия в олимпиаде необходимо до 21 января 2024 г. обязательно пройти регистрацию на сайте: 

http://preschool.selfip.net:85/gosprogramma/course/index.php?categoryid=7 .


Внимание! Всем зарегистрированным участникам по электронной почте будут высланы подробные инструкции об этапах прохождения олимпиады.

понедельник, 15 января 2024 г.

Это интересно! День поиска пропавшего ЭХО

(
Картина Josean Figueroa в жанре оптической иллюзии

((
(((
((((
Эхо
Эхоо
Эхооо
Ветром
Понесло
Звучанье
Спектром
Неба звуки
Солнца свет
Предвкусили
Дождик в цвет
Красен и рассвет
Небом свод ракета
Обошла озон успеха
И с лихвой меняя курс
Направляет быт в ресурс
Свеченье белое святое дело
В потоках дельное живое тело
Вещает сызмала, что сходность эта
К Вам излучает с миром творческое ЭХО…
(Вячелав Рындин)

Интересно, как бы вы назвали это оригинальное стихотворение? Ну конечно же! "Эхо". Или "Творческое Эхо". Вполне гармоничны и форма, и содержание.

А вот фрагмент другого - любимого! - стихотворения (ставшего песней) любимого поэта:

Покроется небо пылинками звёзд,

И выгнутся ветки упруго;

Тебя я услышу за тысячу вёрст —

Мы эхо, мы эхо — мы долгое эхо друг  друга!               

    (Р. Рождественский "Эхо любви")   


Романтично, не правда ли? Трогательно... Нежно...  Грустно...  ВЕЧНО!

К чему это я? Удивительный сегодня день - День поиска пропавшего ЭХО. Принято считать, что именно в этот день эхо исчезает и его следует искать. Но что же такое ЭХО?

Поэт скажет, что это тема для стихотворения. И он будет прав! Скульптор скажет, что это песочная композиция, представленная на одном из конкурсов:

Песочная скульптура "Эхо"

Астроном скажет, что это небольшой астероид, принадлежащий к главному поясу космических тел. И дополнит разговор сообщением о световом эхо - явлении, возникающем при резкой вспышке света, например, сверхновой звезды.

Учёный-физик скажет, что эхо - физическое явление, звуковая или электромагнитная волна, отражённая от какого либо препятствия и принятая наблюдателем; то есть отражённый звук. Именно поэтому мы часто слышим эхо в горах, в лесу, среди зданий - везде, где есть препятствия, от которых звук может отразиться. Послушайте, как звучит эхо в колодце: 

Но это в современном мире. А вот в мире древних мифов и легенд есть свои истории, довольно неоднозначные и печальные.

Древние греки рассказывали, что ЭХО - "чадо эфира и голоса", нимфа, которая навлекла на себя гнев Пана; за гневом последовало наказание - нимфа была растерзана, а части её рассеяны по всему свету. 

Но есть и другая версия. В наказание за чрезмерную болтливость боги лишили нимфу членораздельной речи. Она не могла начинать разговор первой, а в беседе могла только повторять окончания слов собеседника. Но это оказалось не самым страшным наказанием. Ужасной оказалась неразделённая любовь. ЭХО влюбилась в прекрасного Нарцисса, а тот остался равнодушен к сердечным переживаниям нимфы. Да и как он мог узнать о силе её чувств, если рассказать о них нимфа не могла? Девушка таяла на глазах, пока совсем не высохла от несчастной любви, превратившись в невидимку. Остался лишь  голос. Тоскующий... 

Потрясающа по своему драматизму песня В. Высоцкого "Горное эхо"/"Расстрел горного эха". Песня была написана к советско-югославскому фильму "Единственная дорога" (1974) о колонне немецких бензовозов, которые вели прикованные цепями к полу русские пленные - немцы рассчитывали таким образом проскочить мимо партизан. Но по какой-то причине в фильме так и не прозвучала. 

Слушать песню В. Высоцкого и смотреть клип ЗДЕСЬ 

Владимир Высоцкий

Горное эхо

В тиши перевала, где скалы ветрам не помеха,
На кручах таких, на какие никто не проник,
Жило-поживало весёлое горное эхо,
Оно отзывалось на крик — человеческий крик.
Когда одиночество комом подкатит под горло
И сдавленный стон еле слышно в обрыв упадет -
Крик этот о помощи эхо подхватит проворно,
Усилит — и бережно в руки своих донесёт.
Должно быть, не люди, напившись дурмана и зелья,
Чтоб не был услышан никем громкий топот и храп,
Пришли умертвить, обеззвучить живое ущелье -
И эхо связали, и в рот ему всунули кляп.
Всю ночь продолжалась кровавая злая потеха,
И эхо топтали, но звука никто не слыхал.
К утру расстреляли притихшее горное эхо -
И брызнули слезы, как камни, из раненых скал…

 1973 г. 

Песня в современном исполнении: Г. Лепс, Московский Государственный Кремлёвский дворец. 13 марта, 2004 года ЗДЕСЬ