ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

четверг, 4 января 2024 г.

9 Итоговое собеседование. Вариант 1 (о Никулине)

Тренировочная версия

Задание 1. Чтение текста. (о Никулине)

Выразительно прочитайте вслух текст об известном актере, артисте цирка Ю́рии Влади́мировиче Нику́лине (1921-1997)

У Вас есть 2 минуты на подготовку. 

Ю́рий Нику́лин родился 18 декабря 1921 года в Деми́дове, бывшем Поре́чье, Смоленской губернии, куда его родителей занесла Гражданская война. Ещё в детстве первый поход в цирк оставил в душе Никулина неизгладимые впечатления: он даже попросил как-то нарядить его в клоуна, когда его пригласили на день рождения.

18 ноября 1939 года Юрия Никулина призвали в Красную Армию и определили в зенитный дивизион. Когда началась жестокая блокада, Юрию Никулину в полной мере пришлось хлебнуть лиха, выпавшего на долю солдат, защищавших северную столицу.

После войны по совету отца, считавшего, что цирковой артист имеет больше возможностей для самостоятельного творчества, Юрий Никулин решил стать клоуном. Вскоре Никулин попал в поле зрения Карандаша, самого популярного в 1940 - 1950-е годы клоуна в стране. Так началась цирковая карьера Никулина.

На 1960-е годы приходится пора творческого расцвета Юрия Никулина. В 1966 и 1968 годах Леони́д Гайда́й снял две свои знаменитые комедии — «Кавказскую пленницу» и «Бриллиантовую руку» с участием Никулина. Именно в это время его популярность как комедийного актера и — увы, лишь во вторую очередь — как клоуна приобрела в СССР поистине космический размах.

Юрий Никулин выступал на манеже до 60 лет. С годами выполнять трюки и репризы становилось все труднее: врачи нашли у него целый букет разнообразных болезней, но лечиться артист не любил и обращался к докторам лишь в самых крайний случаях. 

Задание 2. Пересказ текста с привлечением цитаты (о Никулине)

Перескажите прочитанный Вами текст о Юрии Владимировиче Никулине, включив в пересказ слова артиста цирка И́́горя Эми́льевича Ки́о:

«Никулин привык достигать со всеми наиболее лёгкого взаимопонимания через шутку, анекдот, хохму».

Подумайте, где лучше использовать слова Игоря Эмильевича в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

При необходимости Вы можете использовать черновик.

Часть 2. 

Выберите одну из предложенных тем беседы:

ТЕМА 1. Прогулка. (на основе описания фотографии)

ТЕМА 2. Посещение музея (повествование на основе жизненного опыта)

ТЕМА 3. Почему важно правильно питаться? (рассуждение по поставленному вопросу)

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Ваше Высказывание должно занимать не более 3 минут. 

Задание 3. Монологическое высказывание. 

Используя карточку участника собеседования, выполните задание.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Задание 4. Диалог.

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по Выбранной Вами теме. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

Карточка участника собеседования 

Задание 3. Тема 1. Прогулка

Опишите фотографию


Не забудьте описать:

  • Кто изображен на фотографии;
  • Место действия, внешний вид людей;
  • Чем они заняты;
  • Какое настроение у детей на фотографии.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут. 

Задание 3. Тема 2. Посещение музея

Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.

Не забудьте рассказать:

  • в каком музее Вы были;
  • когда и с кем;
  • что Вы увидели;
  • что понравилось и запомнилось больше

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Ваше Высказывание должно занимать не более 3 минут. 

Задание 3. Тема 3. Почему важно правильно питаться?

Не забудьте дать ответы на следующие вопросы:

  • Как правильное питание влияет на здоровье человека?
  • Какие продукты следует есть чаще?
  • Какие продукты лучше не употреблять в пищу?
  • Нужно ли уметь готовить, чтобы правильно питаться?

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Ваше Высказывание должно занимать не более 3 минут.

9 Итоговое собеседование. Задания 1, 2. Текст о Багратионе

Задание 1. Чтение текста 

Выразительно прочитайте вслух текст о знаменитом генерале Петре́ Ива́новиче Багратио́не (1765 – 1812)

У Вас есть 2 минуты на подготовку. 

Пётр Ива́нович Багратио́н происходил из древнего рода грузинских царей. Родился он в 1765 году. Военную службу начал 21 февраля 1782 года рядовым в Астраха́нском пехотном полку. Боевое крещение получил в 1783 году в военной экспедиции на территорию Чечни. Участвовал в русско-турецкой войне 1787-1791 гг., особо отличившись при штурме Оча́кова. В 1797 году Багратион — уже командир 6 е́герского полка. А в феврале 1799 года он получил чин генерал-майора.

В Итальянском и Швейца́рском походах Багратион командовал авангардом армии союзников. В сражениях на реках А́дда и Тре́ббия, при Но́ви и Сен-Гота́рде сам Суво́ров отметил выдающуюся храбрость князя и его умение руководить войсками. В ходе этих кампаний молодой генерал был трижды ранен.

В 1805 году, во время отступления русской армии, Багратион со своим отрядом прикрывал отход. В упорных боях он сдержал противника, позволив русским войскам выбраться из западни. Всегда и везде Багратион личным примером вдохновлял солдат на подвиг. Именно за свою храбрость он заслужил прозвище «Лев русской армии». 4 ноября у Шенгра́бена солдаты Багратиона выдерживали яростный натиск двух французских корпусов в течение восьми часов. Лишь дождавшись известия, что основные силы находятся вне опасности, Багратион во главе 6-го егерского полка штыками проложил себе путь через кольцо французов.

В начале Отечественной войны 2-я Западная армия под командованием Багратиона с арьергардными боями отступила к Бобру́йску и Могилёву. После боя под Салта́новкой Багратион перешел Днепр и под Смоленском соединился с 1-й Западной армией Баркла́я-де-То́лли. Во время Бородинской битвы армия Багратиона, составляя левое крыло боевого порядка российских войск, отразила все атаки французов. Осколок ядра раздробил генералу ногу. 24 сентября 1812 года Петр Иванович Багратион умер от гангрены. 

Задание 2. 

Пересказ текста с привлечением цитаты. 

Перескажите прочитанный Вами текст о Петре́ Ива́новиче Багратио́не, включив в пересказ слова полководца Алекса́ндра Васи́льевича Суво́рова:

"Князь Багратион - наиотличнейший генерал, достойный высших степеней"

Подумайте, где лучше использовать слова Алекса́ндра Васи́льевича Суво́рова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

При необходимости Вы можете использовать черновик.

Братья Гримм "Король Дроздобород"

 Братья Гримм - известные немецкие лингвисты, писатели-сказочники, активные собирателя немецкого фольклора.  Они стремились записать и сохранить для будущих поколений истории и легенды народов Германии. В результате кропотливой работы появился первый сборник «Детские и домашние сказки», изданный в 1812 году. Именно в этот сборник вошла романтическая сказка-новелла "Король Дроздобород"

Обложка книги

Сохранились сведения, что в основе сказки лежит реальная история. Известный немецкий военачальник, князь Анхальт-Дессау Леопольд I, проезжал как-то в Дессау по улице, ведущей к рынку. Здесь во множестве сидели торговки горшками и прочей глиняной посудой. Остановив коня, князь поинтересовался, как идёт торговля. Тогда женщины начали плакаться и жаловаться, как всё плохо, что война всех разорила. Услышав это, князь направил своего коня на груды горшков и, несмотря на горестные вопли продавщиц, расколотил весь их товар вдребезги. Впрочем, одумавшись, он пригласил вскоре всех пострадавших к себе во дворец и щедро, по-княжески оплатил ущерб так, что все остались довольны. Известно, что эту курьёзную историю записали братья Гримм. Возможно, именно она использована в сюжете сказки. 

Иллюстрация к сказке

В сказке речь идёт о том, как на смотринах женихов капризная принцесса отвергала одного за другим, безжалостно насмехаясь над ними. Например, молодому королевичу она сказала, что его бородка слишком остра и напоминает клюв дрозда, за что и окрестила юношу королём Дроздобородом. 

Илл. к сказке

Разъярённый отец поклялся отдать строптивую дочь, отвергшую всех женихов,  за первого нищего, что явится во дворец. Им оказался странствующий музыкант, одетый в грязные обноски. Несмотря на протесты и слёзы принцессы, король сдержал своё слово и выгнал дочь из дворца. Нищий увёл капризную девушку через луга, леса и горы в свою хижину. На вопросы девушки, чьи эти земли, бедняк отвечал: "Короля Дроздоборода".

Илл. к сказке

А потом начинается процесс перевоспитания. Принцессе приходится вести жизнь обычной простолюдинки: терпеть холод и голод, грубое отношение к себе, много и тяжело работать.  Принцесса пыталась привыкнуть к тяжёлой жизни простонародья, живя в маленькой хибаре, принадлежащей её мужу-нищему; она пробовала прясть и вязать корзины из ивовой лозы — но руки, не привычные к тяжёлому труду, не справлялись с работой. Тогда муж отправил её торговать горшками на рынок. Первый день прошёл успешно, и девушка заработала немного денег, но на следующий день на её товар налетел на коне пьяный гусар и побил все горшки. 

Илл. к сказке

Но самое страшное унижение ждало девушку впереди. Во время пира во дворце короля Дроздоборода, где она прислуживала за столом, роскошно одетый король пригласил её на танец. Но вдруг из полы её платья и карманов посыпались объедки, что принцесса насобирала за столами и которые собиралась отнести домой. 

Илл. к сказке

Придворные тут же разразились громким смехом, а девушка, вне себя от стыда, кинулась прочь из замка. Но король догнал её и признался, что он и был тем бедным музыкантом, а всё эти трудности он создавал, чтобы смирить её гордость и проучить за высокомерие, которое побудило принцессу его осмеять. 

Илл. к сказке

Заплаканная принцесса попросила у мужа прощения и молодые люди, примирившись, справили во дворце роскошную свадьбу. 

Кадр из фильма (Германия, 2008)

Читать сказку ЗДЕСЬ 

Слушать АУДИОКНИГУ 

Смотреть ФИЛЬМ-СКАЗКУ

Сказки братьев Гримм

Братья Гримм (по-немецки Brüder Grimm или Gebrüder Grimm) известны нам своими детскими сказками. Но сборники волшебных рассказов для детей далеко не основное их достижение. Братья, жившие в XVIII–IXX веках и остававшиеся неразлучными на протяжении всей жизни, являются также известными лингвистами, фольклористами и отцами-основателями германистики. 

Известно, что Гримм активно интересовались народным творчеством, собирали фольклор и опубликовали несколько сборников под названием «Сказки братьев Гримм», которые стали необыкновенно популярными. Эти народные легенды в литературной обработке и сегодня вызывают живой интерес. Многие из них издаются в России и других странах мира, к ним созданы иллюстрации, на их основе сняты мультипликационные и художественные фильмы-сказки.

Зимой отмечаются дни рождения великих немецких сказочников:  Якоба — 4 января (1785), Вильгельма — 24 февраля (1786).

среда, 3 января 2024 г.

9 Итоговое собеседование. Задания 1, 2. Текст о Екатерине Ивановне Ивановой

 Подготовка к итоговому собеседованию. 

Задание 1. Чтение текста вслух. 

Комментарий к чтению текста вслух

Как правило, в задании 1 для чтения предлагаются тексты об известных людях -  деятелях науки, техники, культуры, искусства, спорта, героях СВО. Объём текста для чтения вслух (и последующего пересказа в задании 2) — 160 – 200 слов. Время на подготовку - 2 минуты. 

Подготовка к чтению вслух

1. Прочитайте текст про себя.

2. При чтении особое внимание обратите на:

  • имена, фамилии, отчества людей;
  • географические названия;
  • незнакомые слова;
  • сложные слова;
  • термины и понятия;
  • ударения, поставленные в самом тексте;
  • формы числительных.

3. Во время чтения запоминайте главные мысли и ключевые слова. Это поможет подготовиться к заданию 2 — пересказу текста

Как читать текст?

1. Читайте текст не слишком быстро и не слишком медленно. Научитесь укладываться в 2 минуты.

2. Читайте чётко, плавно, не пропускайте слова, не «проглатывайте» окончания. Правильно произносите слова, в которых в тексте поставлены ударения. 

ПОМНИТЕ! Во время собеседования ведётся аудиозапись, поэтому читайте достаточно громко.

3. Особое внимание уделяйте верному склонению числительных (они должны стоять в нужной падежной форме).

Например: 

В 2012 (в две тысячи двенадцатом) году Россия приняла участие в летних Олимпийских играх. 

4. Обращайте внимание на знаки препинания в конце предложения: точку, восклицательный или вопросительный знак, многоточие. Соблюдайте правильную интонацию. 

ПОМНИТЕ! 

    • В повествовательном предложении к концу голос понижается.
    • В вопросительных предложениях голос повышается на вопросительном слове, а к концу предложения снижается.
    • В восклицательных предложениях к концу голос повышается.

5. Обращайте внимание на знаки препинания внутри предложения. На месте запятых, точек с запятой, тире, двоеточий делаются паузы. Соблюдайте интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

6. Между абзацами делайте более длительные паузы.

7. Чтобы случайно не пропустить слово или не перескочить через строчку, водите по тексту пальцем или карандашом (ручкой).

8. Если в тексте встретилась аббревиатура, расшифровывать её не надо.

9. Если в тексте встретились инициалы, то можно их расшифровать (если точно знаете имя и отчество человека!) или пропустить и прочитать только одну фамилию

10. Старайтесь передать эмоциональную окрашенность текста, используя для этих целей соответствующую интонацию, громкость голоса.

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ (демоверсия с сайта ФИПИ) 

Россия славится своими героями. Исключительные примеры храбрости россиян мы видим и в наше время. На фотографиях изображена Екатерина Ивановна Иванова (родилась в 1991 году) – участница специальной военной операции. Выразительно прочитайте текст о Екатерине Ивановне Ивановой вслух. 

Екатери́на Ива́новна Ивано́ва родилась в Белгоро́дской области. Она с детства серьёзно занималась спортом, побеждала в различных состязаниях. А в 10 классе заняла призовое место в районной олимпиаде по основам безопасности жизнедеятельности, где нужно было продемонстрировать не только знание теории, но и навыки оказания первой медицинской помощи.

Девушку увлекала медицина, и Екатерина решила связать с ней свою жизнь. В 2013 году она стала студенткой медицинского колледжа, а после его окончания в качестве медицинского работника поступила на военную службу по контракту. Верой и правдой выполняла она свой долг перед Родиной, но момент славы был ещё впереди.

С началом специальной военной операции Екатерина Ивановна отправилась на передовую в должности фе́льдшера. Ей приходилось забирать раненых с поля боя и сопровождать в госпиталь. 28 февраля 2022 года вооружённые силы Украи́ны атаковали санитарную колонну. Прапорщик Екатерина Иванова самоотверженно закрыла собой тяжело раненного военнослужащего, который не смог самостоятельно укрыться от снарядов противника. Благодаря её героическому поступку жизнь солдата была спасена. Сама она получила осколочное ранение.

Конечно, это далеко не единственная жизнь, которую спасла Екатерина Ивановна. Немало наших защитников остались в живых и вернулись в строй благодаря её мужеству и верности долгу! 

Задание 2. 

Подробный пересказ текста с включением приведённого выказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Юлиа́ны Малы́хиной, школьной подруги Екатерины Ивановой:

«Катюша всегда была и остаётся отличницей… У неё характер боевой девчонки».

Подумайте, где лучше использовать слова Юлиа́ны Малы́хиной в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. 

среда, 27 декабря 2023 г.

9_Итоговое собеседование. Задание 3. Монологическое высказывание. Критерии оценивания

 В 2024 году девятиклассникам предстоит пройти важнейшее испытание в форме итогового собеседования.

Итоговое собеседование по русскому языку состоит из двух частей, включающих четыре задания. Часть 1 состоит из двух заданий, которые выполняются с использованием одного текста.  Задание 1 - чтение вслух текста небольшого объёма.  Задание 2 - пересказ прочитанного текста с обязательным включением приведённого высказывания. Часть 2 также состоит из двух заданий. Учащимся необходимо составить монолог (задание 3) и принять участие в беседе (задание 4). Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который предлагался для работы в части 1. 



Общее количество баллов за выполнение всей работы – 20. Участник итогового собеседования получает зачёт в случае, если за выполнение всей работы он набрал 10 или более баллов.

Рассмотрим особенности задания 3. Задание 3 нацелено на выполнение обучающимися коммуникативной задачи в монологическом высказывании. Девятиклассникам  необходимо выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы. Тема 1 – монологическое высказывание на основе описания фотографии. Тема 2 – монолог-повествование на основе жизненного опыта. Тема 3 – монолог-рассуждение по поставленному вопросу. По выбранной теме высказывания участник должен привести не менее 10 фраз. На подготовку отводится 1 минута. Высказывание должно занимать не более 3 минут. Максимальное количество баллов за задание – 3.

Чтобы подготовить девятиклассников к выполнению задания 3, учителю необходимо изучить критерии оценивания данного задания и ознакомить с ними учащихся. Рассмотрим таблицу. 

Критерии оценивания монологического

высказывания (М)

Баллы

М1

Выполнение коммуникативной задачи

в монологическом высказывании

 

Участник итогового собеседования полностью справился с коммуникативной задачей: приведено не менее 10 фраз по теме высказывания

2

Участник итогового собеседования частично справился с коммуникативной задачей: приведено 5‒9 фраз по теме высказывания

1

Участник итогового собеседования не справился с коммуникативной задачей: привёл менее 5 фраз по теме высказывания

0

М2

Логичность монологического высказывания

 

Логические ошибки отсутствуют

1

Допущена одна логическая ошибка или более

0

                                        Максимальное количество баллов

3

Критерий М1 оценивает выполнение коммуникативной задачи в монологическом высказывании. Если участник итогового собеседования полностью справился с коммуникативной задачей (приведено не менее 10 фраз по теме высказывания), то по критерию М1 выставляется 2 балла. Если участник итогового собеседования частично справился с коммуникативной задачей  (приведено 5‒9 фраз по теме высказывания), то по данному критерию выставляется 1 балл. Если участник итогового собеседования не справился с коммуникативной задачей (привёл менее 5 фраз по теме высказывания), то в таком случае выставляется 0 баллов. Критерий М2 оценивает логичность монологического высказывания. Если логические ошибки отсутствуют, то по данному критерию выставляется 1 балл. Если допущена одна логическая ошибка или более, то участник получает 0 баллов. Максимальное количество баллов за задание  - 3 балла. 

Помним, что существуют ещё и критерии оценивания грамотности речи в целом по заданиям 1-4 (Р): соблюдение орфоэпических, грамматических, речевых норм. Оценивается также богатство речи и фактологическая точность. Максимальное количество баллов – 8

среда, 6 декабря 2023 г.

Итоговое сочинение 2023. Темы сочинений (ДНР)

 06 декабря 2023 

Итоговое сочинение 

2023/24 учебный год

Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке регистрации и бланке записи укажите номер выбранной темы итогового сочинения, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы итогового сочинения. Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём – от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то за такую работу ставится «незачёт».

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). 

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать объём Вашего собственного текста. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), 

а также художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения особое внимание уделяется соблюдению требований объёма и самостоятельности написания сочинения, его соответствию выбранной теме, умениям аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал.

Донецкая Народная Республика
Комплект тем итогового сочинения
№ ИС06122023-11 

НОМЕР

ТЕМА

112

Что мешает человеку быть счастливым?

203

Согласны ли Вы с тем, что иногда надо смириться со своей судьбой?

311

Какая из мыслей М.Ю. Лермонтова Вам ближе: «Я ищу свободы и покоя» или «Так жизнь скучна, когда боренья нет»?

412

Какими качествами обладают люди, способные изменить мир к лучшему?

508

Может ли общение с природой изменить человека?

604

Литература и кино: соперничество или сотрудничество?

Примечание. В комплект тем итогового сочинения включены по две темы из каждого раздела банка тем итогового сочинения в соответствии со следующей последовательностью.

Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».