ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

вторник, 12 апреля 2022 г.

9_Русский язык. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

 13.04.2022 (класс)                                         14.04.2022 (индивид. обучение)

Классную работу не пишем, работаем устно и онлайн!

Тема: Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Цель: изучить трудные случаи постановки знаков препинания в СП  с различными видами связи

1. Теоретический блок 

1.1. В СП встречаются ситуации, когда рядом оказываются два союза. Возникает вопрос: нужно ли ставить запятую? Например:

1) Вечерело, И , КОГДА мы пришли домой, стало совсем темно. 

2) Вечерело, И КОГДА мы пришли домой, то стало совсем темно.

Изучите тему, посмотрев видеоурок: 

1.2. Ознакомьтесь с материалом учебника на стр. 148 

2. Практический блок 

2.1. Устно решите задание: нужны ли запятые в обозначенных местах?

Ваня поздно вернулся из школы (?)  И (?) КОГДА отец  вошёл в комнату (?) он уже спал. 

Разбор задания

Выделяем грамматические основы и устанавливаем границы предложений. СП состоит из трёх простых частей с сочинительной (И) и подчинительной (КОГДА) связью. Союз И соединяет два предложения с сочинительной связью, перед ним запятая ставится. Союз КОГДА присоединяет подчинительное предложение когда отец вошёл в комнату. Оно с двух сторон выделяется запятыми.

2.2. Выполните задание. ВАЖНО: в случае отсутствия знака препинания или раздельного написания выбирайте нижнее подчёркивание (_). Результат НЕ присылайте, я вижу работу в личном кабинете.

3. Домашнее задание

1) Выучите теорию стр. 148
2) Выполнить по выбору упр. 215, 216.

7_Русский язык. Устное сочинение на основе картины

 13.04.2022

Тема: Устное сочинение на основе картины с заключением- рассуждением.

Цель: научиться создавать устный текст на основе картины, используя учения описывать природу, внешность людей, действия, строить рассуждение 

1. Дорогие семиклассники! Вы уже много раз работали по картинам: описывали природу, внешность людей, составляли рассказы. Сегодня - устное сочинение на основе картины. Вы продемонстрируете умение описывать природу, внешность людей, их действия. Закончите сочинение небольшим рассуждением. 

2. Рассмотрите картину Н. Баскакова "В школьном саду" ЗДЕСЬ  (если не отображается картинка). Устно ответьте на вопросы:

1) Что вы видите на картине (какое событие отражено)?
2) Какое время года изображено? По каким приметам вы это поняли (трава, цветы, деревья)?
3) Кто основные герои картины (учитель, школьники)? Опишите их (возраст, одежда) 
4) Чем они занимаются?
5) Как вы думаете, нужно ли приучать детей к труду? (рассуждение постройте по схеме: краткий ответ - аргумент - пример - вывод

3. Используя вопросы, составьте устное сочинение по картине; закончите его рассуждением о том, нужно ли приучать детей к труду

4. Пришлите работу голосовым сообщением учителю ВК в течение урока.

11_Индивидуальный проект. Библиография, справочная литература, каталоги.

 13.04.2022

Тема: Требования к оформлению проектной и исследовательской работы.  Библиография, справочная литература,каталоги. 

Цель: изучить значение терминов, изучить правила оформления справочной литературы

1. Теоретический блок

1.1. Познакомьтесь со значением терминов

БИБЛИОГРА'ФИЯ, и, мн. нет, ж. [от греч. biblion — книга и graphō — пишу]. 

1. Наука об описании книг и составлении указателей литературы. 

2. Перечень книг и статей по какому-н. вопросу или по какому-н. роду литературы. Б. по истории революционного движения. Б. русских драматических произведений. 

3. Отдел журнала или газеты, в к-ром помещаются мелкие рецензии и аннотации вновь выходящих книг. 

КАТАЛО́Г, -а, м. Список, перечень каких-л. однородных предметов (книг, рукописей, картин и т. п.), составленный в определенном порядке. Библиотечный каталог. Каталог технической литературы. Каталог выставки.

1.2. Ознакомьтесь с материалами статьи

В процессе работы над проектом автору приходится изучать различные информационные источники. Ссылка на них обязательна, в противном случае использование источников является плагиатом. Таким образом, автору проекта нужно составить список использованной литературы.

В библиографический список автор работы включает сведения о всех использованных при написании работы источниках - книгах, журналах, статьях, нормативных документах, электронных ресурсах и т. д. Список помещается в работе после заключения. 

Библиографическое описание документов, отобранных для включения в библиографический список литературы, следует выполнять в соответствии с требованиями стандартов. Значение имеет всё: большая/маленькая буква, точка/запятая/точка с запятой, пробел/отсутствие пробела.

2. Практическая работа

Изучите образцы оформления списка литературы ЗДЕСЬ. Обратите внимание на использование знаков препинания (в том числе и пробелы). Обратите внимание, как оформляются интернет-ресурсы. 

3. Домашняя работа 

Составьте список литературы, использованной в процессе вашей работы над проектом. Откорректируйте его в случае необходимости.

8_Воспитательная работа. 12 апреля - День космонавтики

 12.04.2022

Тема: 12 апреля - День космонавтики

Цель: познакомить с историей праздника

12 апреля 1961 года на земную орбиту вывели первый в мире космический корабль-спутник с человеком на борту. Этим человеком был Юрий Алексеевич Гагарин. Событие это — колоссальный шаг для всего человечества, открывший людям управляемое исследование космоса.

С тех пор этот день в России отмечают как День космонавтики, а в мире — Международный день полёта человека в космос.

В торжестве принимают участие космонавты, инженеры и разработчики пилотируемой техники, вспомогательный персонал, научные сотрудники, военные, занятые в оборонных и разведывательных космических программах, работники авиационных и ракетостроительных предприятий, студенты, преподаватели и выпускники ВУЗов, связанных с аэрокосмической техникой и космосом.

Праздничным День космонавтики является и для каждого человека, глядящего в небо с интересом, мечтающего покорить просторы Вселенной. 

9_Родная литература. Загадки русской души. Судьбы русских эмигрантов

12.04.2022 (класс)                                                          

21.04.2022 (индивид. обучение)

Оформите тетради

Тема: Загадки русской души. Судьбы русских эмигрантов: Б. К. Зайцев, А. Т. Аверченко. 

Цель: познакомить с литературой русских эмигрантов

1. Теоретический блок 

Русская литература 19 - нач. 20 века была представлена выдающимися деятелями и произведениями, которые подняли русскую культуру на мировой уровень. Но события революции 1917 г. и Гражданской войны в России привели к тому, что многие представителей культуры, опасаясь глобальных изменений, покинули Родину через Новороссийск, Одессу, Севастополь, порты Прибалтики, Владивосток, основав русские диаспоры в Константинополе, Праге, Белграде, Риге, Харбине, Париже, Берлине, Нью-Йорке. 

Среди писателей, покинувших Россию в это время, были Б. К. Зайцев, А. Т. Аверченко. 

2. Практический блок

Выберите одну из тем, изучите её

2.1. Б. К. Зайцев "Лёгкое бремя":

  • прочитайте рассказ по учебнику на стр. 163 - 165, составьте и запишите план рассказа (используйте цитаты); пришлите фото ВК после урока.
  • устно ответьте на вопросы: Какое событие легло в основу рассказа? Как жилось русским эмигрантам на чужбине? Почему мешки так взволновали грузчиков? Как относятся эмигранты к своей бывшей родине? 
2.2. А. Т. Аверченко "Русское искусство"     

  • прочитайте рассказ по учебнику на стр. 167-171, составьте и запишите план рассказа (используйте цитаты)
  • устно ответьте на вопросы на стр. 171 
3. Домашнее задание

По желанию создать облако слов по прочитанному рассказу ЗДЕСЬ (ВАЖНО: будьте внимательны, не допускайте опечаток в словах!). 

Примеры облаков слов:

понедельник, 11 апреля 2022 г.

9_Литература. Н.А.Заболоцкий. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя

 12.04.2022

Оформите тетради

Тема: Н.А.Заболоцкий. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя

Цель: познакомить с личностью и творчеством поэта

1. Теоретический блок 

Изучите тему, посмотрев видеоурок. Составьте по выбору план/тезисы урока. Пришлите фото ВК после урока.

2. Практический блок

Познакомьтесь с текстами стихотворений и их анализом

1) "О красоте человеческих лиц":

  • читать текст и анализ стихотворения ЗДЕСЬ 
  • слушать стихотворение ЗДЕСЬ 
2) "Я не ищу гармонии в природе":

  • читать текст и анализ стихотворения ЗДЕСЬ 
  • слушать стихотворение ЗДЕСЬ 
3. Домашнее задание

Выучите наизусть одно из стихотворений Н. Заболоцкого по выбору. Пришлите видео ВК до следующего урока, 15.04.2022. В случае, если вы затрудняетесь записать и прислать видео, учитель готов посетить вас на дому и оказать помощь в изучении темы.

8_Литература. Внеклассное чтение. Б. Окуджава "Здесь птицы не поют"

 12.04.2022

Тема: Внеклассное чтение. Б. Окуджава "Здесь птицы не поют"

Цель: познакомить с историей произведения, показать отражение в нём героизма воинов, защищающих свою Родину

1. Теоретический блок. 

Изучите материал, сделайте необходимые выписки по теме урока

1.1. Булат Шалвович Окуджава – известный советский бард и композитор, автор песен и сценариев кинофильмов. 

Участник Великой Отечественной войны: записался добровольцем в армию на должность миномётчика. Служил в полку кавалерии 5-го гвардейского корпуса вплоть до 1943 года. Спустя год активного участия в военных действиях его серьёзно ранили около города Моздок, после чего ему пришлось отправиться в тыл для залечивания душевных и физических ран. В 1944 году он покинул ряды советской армии с двумя наградами «За победу над Германией» и «За оборону Кавказа».

1.2. Песня "Здесь птицы не поют" (у неё есть и другие названия: "Нам нужна одна победа", "Десятый наш десантный батальон") была написана специально для кинофильма "Белорусский вокзал" (1971). Белорусский вокзал в Москве вошёл в историю России: именно с этого вокзала отправлялись на Западный фронт военные эшелоны, и на этот же вокзал под марш Василия Агапкина «Прощание славянки» возвращались победители. 

Это произведение относится к гражданской лирике. Его тема – рассказ о том, как десантный батальон идет на смертельный бой. Б. Окуджава показывает, что нужно верить в победу, не поддаваться сомненьям, тогда враг будет повержен.

При чтении стихотворения создается впечатление, что слова принадлежат не одному солдату, а всему батальону. Начинается произведение лаконичной пейзажной зарисовкой. Она прекрасно передает военную атмосферу, пустынность земель, объятых пламенем битв: «здесь птицы не поют, деревья не растут». Только солдаты "врастают" здесь в землю. Автор акцентирует внимание на их единстве: «мы, плечом к плечу». Бойцам кажется, что война разбушевалась не только в этой местности, но и на всей планете: «горит и кружится планета». Масштабы не столько пугают солдат, сколько придают уверенности в необходимости победы.

1.3. Прочитайте стихотворение Булата Окуджавы "Здесь птицы не поют..." ЗДЕСЬ

1.4. Послушайте песню и посмотрите клип ЗДЕСЬ

2. Практический блок

Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Поработайте над интонированием. Обратите внимание на знаки препинания, логические паузы.

3. Домашнее задание 

Прочитайте выразительно стихотворение. Расскажите о своих впечатлениях от произведения, о том, как показан героизм солдат, защищающих родину; подчеркните актуальность темы в наши дни. Пришлите голосовое сообщение ВК после урока.