ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

четверг, 31 марта 2022 г.

8_Литература. Развёрнутое устное монологическое высказывание (по поэме "Василий Тёркин")

 01.04.2022

Тема: Развёрнутое устное монологическое высказывание

Цель: научить создавать устное монологическое высказывание, подбирать аргументы и примеры

1. Теоретический блок

Развёрнутое монологическое высказывание на литературную тему - это сообщение на заданную тему, которое основано на аргументах и подтверждено примерами из литературного произведения. Как и любой текст, такое высказывание состоит из вступления, основной части, заключения.

Сегодня вам предстоит построить устное развёрнутое высказывание на тему "Василий Тёркин - образ русского солдата-освободителя" (по поэме А. Т. Твардовского "Василий Тёркин")

В процессе высказывания следует осветить следующие моменты: когда было создано произведение, какое историческое время отражено в поэме, кто такой Василий Тёркин, какие черты характера он проявляет (цитаты из текста), каковы его цели на войне, что хочет показать этим образом Твардовский, актуален ли этот образ и произведение в наше время. 

Начать можно так:

Поэма "Василий Тёркин" писалась А. Твардовским в годы Великой Отечественной войны. Это было суровое время тяжёлых испытаний для нашего народа. Цель автора - показать, как русский солдат живёт и воюет на войне, какие лучшие качества русского народа в нём воплощены. Главы произведения печатались в периодической газете, и солдаты с нетерпением ждали новых выпусков. Поэма пользовалась большим успехом, ведь Василий Теркин – это собирательный образ русского солдата. Каждый солдат, находившийся на фронте, узнавал в нем себя. Персонаж Василий Теркин придавал бойцам сил и вдохновлял их на сражения...

2. Практический блок

Постройте устное развёрнутое монологическое высказывание на тему "Василий Тёркин - образ русского солдата-освободителя" (по поэме А. Т. Твардовского "Василий Тёркин"). Пришлите госовое сообщение учителю ВК после урока

3. Домашнее задание НЕ задано (кроме учащихся, которые имеют долги наизусть)

7_Русский язык. Союз как служебная часть речи

 01.04.2022

Тема: Союз как служебная часть речи

Цель: изучить разряды союзов, научиться находить союзы в предложении

1. Теоретический блок

1.1. Изучите тему, посмотрев видеоурок:

1.2. Ознакомьтесь с темой по учебнику - §58, 59

1.3. Опираясь на материалы таблицы, расскажите о союзах:

2. Практический блок

Выполните упр.359 (спишите, заключите в овал союзы, надпишите простые (п) и составные (с) союзы. Пришлите фото учителю ВК после урока.

3. Домашнее задание НЕ задано

9_Литература. А. А. Блок. "Девушка пела в церковном хоре"

 01.04.2022

Тема: А.А.Блок, слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. «Девушка пела в церковном хоре...»

Цель: познакомиться с личностью и творчеством поэта

1. Изучите творческий путь А. Блока, посмотрев видеоурок. Составьте его план:

2. Стихотворение А. Блока "Девушка пела в церковном хоре" написано в 1905 году и тесно связано с кровавыми событиями – подавлением революционных выступлений в стране. Автор также завуалированно рассказывает о Цусимском сражении, в котором русская эскадра потерпела поражение. Блок тяжело переживал разгром русского флота и гибель огромного количества русских солдат.

Тема стихотворения – вера в светлое будущее, воплощённая в молитве девушки, и заведомая обречённость тех, за кого она молится. 

В этом лирическом стихотворении поэт выражает собственные эмоции, связанные с жестокостью жизни и людей, что ведут бессмысленные войны, хотя могли бы быть свободными и жить в мире. 

3. Прочитайте стихотворение А. Блока "Девушка пела в церковном хоре"

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

4. Познакомьтесь с анализом стихотворения ЗДЕСЬПослушайте стихотворение в актёрском исполнении:

5. По желанию послушайте песню на стихи А. Блока ЗДЕСЬ 

6. Домашнее задание 

Выучите стихотворение наизусть, пришлите видео до следующего урока

8_Русский язык. Обособление уточняющих членов предложения

 01.04.2022

Классную работу НЕ пишем, работаем устно и онлайн!

Тема: Обособление уточняющих членов предложения

Цель: изучить правила обособления уточняющих членов предложения, научиться расставлять знаки препинания в предложениях с уточняющими членами

1. Теоретический блок

1.1. Изучите тему, посмотрев видеоурок (кратко):

По желанию альтернативный урок более подробно ЗДЕСЬ

1.2. Ознакомьтесь с темой по учебнику - §52

1.3. Опираясь на материал таблицы, расскажите о правилах обособления уточняющих членов предложения:

2. Практический блок

Выполните тест ЗДЕСЬ. Пришлите результат ВК после урока.

3. Домашнее задание НЕ задано

9_Литература. Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь "Женитьба"

 31.03.2022

Оформите тетради

Тема: Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь "Женитьба"

Цель: познакомить с пьесой; раскрыть тему, идею, проблемы комедии

1. Познакомьтесь с содержанием статьи. Запишите в тетрадь имена главных действующих лиц и идею пьесы

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПРОБЛЕМА ПЬЕСЫ

Театральная афиша
Пьеса "Женитьба" написана Н. Гоголем в 1842 году и сразу же была поставлена в Александринском театре. Необычный подзаголовок “Совершенно невероятное событие в двух действиях” обеспечил невероятный интерес к произведению. Произведение считают первой бытовой комедией в русской  литературе: автор правдоподобно изобразил образ жизни Петербурга в 30-е гг. 19 века.

В названии "Женитьба" заключён глубокий смысл: автор высмеял женитьбу, выступающую в роли коммерческого предприятия и сделки. Действие развивается вокруг женитьбы и соперничества женихов. 

СЮЖЕТ

Дворянин Подколесин, ленивый и апатичный человек, никак не можетрешить, хочет он жениться или нет? С одной стороны, он уже заказал
Илл. к комедии "Женитьба"
фрак, нашел сваху, подготовился к поискам невесты, а с другой, уж очень ему страшно менять свою жизнь. Но вот приходит сваха и говорит, что невеста найдена. Подколесина интересует больше всего ее приданое. Купеческая дочь сулит ему большую выгоду, и он соглашается на женитьбу. Только вот на каждом шагу он колеблется и отступает, поэтому изводит сваху своими придирками. Но тут в его дом вламывается Кочкарев — друг. Он тут же решает организовать свадьбу, зная медлительность и нерешительность своего друга. Оба героя отправляются к невесте.

Агафья желает выйти замуж за дворянина, ведь она очень хочет стать
Кадр из фильма "Женитьба"
дворянкой. Героиня долго не может найти себе подходящего мужа. Все пришедшие кандидаты ее не устраивают. Но Кочкарев умело манипулирует девушкой и ее гостями. Он отговаривает других женихов, настраивает против саму невесту, а Подколесина выставляет самым лучшим женихом из всех. Однако сам жених в процессе теряет решимость. Подколесин обладает очень нерешительной натурой, он не желает никаких перемен. В результате, молодой человек убегает от невесты, а Кочкареву приходится выслушать брань от свахи и невесты. 

Можно заметить, что Подколесин и его невеста из разных кругов. По этой причине герои не понимают друг друга в важных вопросах, что выглядит очень комично. 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ

В образе Подколесина писатель показал человека, который любит больше говорить, чем действовать. Он нерешителен и труслив. Главная его черта — боязнь всего нового. Он уверен, например, в том, что новое зеркало покажет его хуже, чем старое. Герой отличается алчностью, ведь в невесте его больше всего интересует приданое.

В образе Агафьи изображена богатая невеста, которой очень непросто найти подходящего мужа. Ей уже почти 27, да и внешность у нее незавидная. Но за купеческой дочерью дают щедрое приданое, и это обстоятельство собирает вокруг Агафьи несколько женихов. Но тщеславной героине нужен только дворянин. Она оценивает женихов только по внешности и знатности, что говорит о ее глупости.

ИДЕЯ

Смысл пьесы «Женитьба»высмеивание брака по расчету и без любви. Герои ищут в супружестве выгоду: Агафья хочет стать дворянкой и потешить свое тщеславие, а Подколесин желает получить приданое побольше и обогатиться. Писатель резко критиковал брак без ответственности и искренних чувств. Н.В. Гоголь в пьесе «Женитьба» заставляет задуматься о том, что к поиску спутника жизни нужно подходить более ответственно. 

2. Погрузитесь в атмосферу эпохи и произведения, посмотрев фрагмент из фильма, поставленного по пьесе, ЗДЕСЬ 

3. ЗАДАНИЕ: дайте устный аргументированный ответ на вопрос: "Какие проблемы поднимает в комедии Гоголь и актуальна ли пьеса сегодня?" Пришлите голосовое сообщение ВК после урока

4. Домашнее задание: сдаём долги наизусть (см. тексты ЗДЕСЬ)

среда, 30 марта 2022 г.

8_Русский язык. Обособление обстоятельств

 31.03.2022

Тема: Обособление обстоятельств

Цель: изучить правила обособления обстоятельств, научиться применять правила на практике

1. Теоретический блок

1.1. Изучите тему, посмотрев видеоурок:

1.2. Ознакомьтесь с материалом учебника - §51, стр.176

1.3. ВАЖНОЕ дополнение: правило на стр. 180

1.4. Опираясь на материалы таблицы, расскажите о правилах обособления обстоятельств:


2. Практический блок

Выполните тест, выбрав задание по силам: 

Пришлите результат ВК после урока

3. Домашнее задание

1) Изучить теорию §51, стр.176, 180
2) Выполнить по выбору упр. 317, 319 (выделите ГО, подчеркните обособленные обстоятельства и определения). Пришлите фото ВК после урока.

8_Факультатив по русскому языку "Знай и люби родной язык". Особенности употребления числительных в текстах художественной литературы.

 31.03.2022

Тема: Особенности употребления числительных в текстах художественной литературы

Цель: познакомить с особенностями использования числительных в художественной литературе, рассмотреть их информативную и экспрессивную функции

1. Познакомьтесь с материалами статьи. Какая информация показалась вам интересной?

История русских числительных очень интересна. Предполагают, что первыми именами людей были числительные. Древнерусские имена давались детям не по святцам, а по порядку появления на свет детей: Первуш, Второк, Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый и т.д. Эти имена числительные впоследствии стали фамилиями. 

В литературе используются числительноые в информативной и экспрессивной функциях. 

Часто автор использует фактические данные, извлеченные из тех или иных документов, чтобы во всем следовать  правде жизни, придать произведению достоверность. Одним из первых Лев Толстой стал широко употреблять имена числительные при описании фактов, воспроизводимых с документальной точностью:

Пройдя еще шагов триста, вы снова выходите на батарею… Здесь увидите вы, может быть, человек пять матросов… и морского офицера… Офицер этот расскажет вам… про бомбардированье пятого числа… покажет вам из амбразуры батареи и траншеи неприятельские, которые не дальше здесь, как в тридцати-сорока саженях.

 Интересно употребление числительных при описании поведения героев, их внешности, обстановки. В этом случае они выполняют экспрессивную функцию. Это придает повествованию оттенок особой достоверности, создает иллюзию «настоящей жизни»: 

В десять часов вечера Ростовы должны были заехать за фрейлиной к Таврическому саду; а между тем было без пяти минут десять, а еще барышни не были одеты (Л.Т.) 

 Еще большую экспрессивную нагрузку получают числительные в художественном тексте, если автор вовлекает их в систему изобразительно-выразительных средств речи, придавая особое значение их актуализации. Это можно наблюдать на примере стилистической роли числительных в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»: 

  Она выбрала три карты, поставила их одну за другою: все три выиграли…
- Как! - сказал Нарумов,-у тебя есть бабушка, которая угадывает три карты сряду, а ты до сих пор не перенял у ней ее кабалистики?
- Да, черта с два! - отвечал Томский,-у ней было четверо сынов, в том числе и мой отец: все четыре отчаянные игроки, и ни одному не открыла она своей тайны, хоть это было бы не худо… Но вот что мне рассказывал дядя. Покойный Чаплицкий, тот самый, который умер в нищете, промотав миллионы, однажды в молодости своей проиграл… около трехсот тысяч. Он был в отчаянии. Бабушка… сжалилась над Чаплицким. Она дала ему три карты, с тем, чтоб он поставил их одну за другою, и взяла с него честное слово впредь уже никогда не играть… Чаплицкий поставил на первую карту пятьдесят тысяч и выиграл соника… отыгрался и остался еще в выигрыше… Однако пора спать: уже без четверти шесть.

2. Задание

Вспомните произведения, в названии которых или в содержании которых встречаются имена числительные.