ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

среда, 9 февраля 2022 г.

8_Факультатив по русскому языку «Знай и люби родной язык». Краткие прилагательные

 09.02.2022

Тема: Наблюдение за использованием кратких и усеченных прилагательных в поэтической речи

Цель: повторить, чо такое краткое прилагательное, провести наблюдение за использованием кратких прилагательных в поэтической речи

1. Краткие прилагательные — это формы качественных прилагательных, которые обозначают признак как состояние предмета (имеют предикативность) и отвечают на вопросы каков? какова? каково? каковы? Например: небо серо; башня высока, день короток,мир прекрасен.

2. Понаблюдаем, как используются краткие формы качественного прилагательного в стихотворении М. В. Ломоносова "Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния". Прочитайте стихотворение и найдите краткие прилагательные. Как вы думаете, почему Ломоносов использовал именно краткие формы? Сколько их в стихотворении?

Лице свое скрывает день, 
Поля покрыла мрачна ночь; 
М. В. Ломоносов
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!
Уста премудрых нам гласят:
«Там разных множество светов,
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков;
Для общей славы божества
Там равна сила естества».
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!
О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав,
Вам путь известен всех планет;
Скажите, что нас так мятет?
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верьхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в ефир.
Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик Творец? 

Северное сияние

7_Факультатив по русскому языку "Знай и люби родной язык"

 09.02.2022

Тема: Лексическое значение слова

Цель: провести наблюдение над особенностями использования слова в художественной литературе. 

Поэты - творцы, они очень внимательно, бережно относятся к каждому слову,  мучительно работают над ним, подолгу - иногда годами! - шлифуя текст стихотворения. И как необычны бывают порой образы, созданные ЕГО ВЕЛИЧЕСТВОМ СЛОВОМ. 

Переход к занятию ЗДЕСЬ 

11_Индивидуальный проект. Дискуссия

 09.02.2022

Тема: Дискуссия

Цель: познакомиться с понятием дискуссии; составить Памятку участникам дискуссии

1. Теоретический блок

В процессе работы над проектом исследователи могут вступать в дискуссию. Что же это такое? Какова цель дискуссии? Как она проводится?

Прочитайте статью. Выберите для себя те положения, которые пригодятся вам в работе над проектом и при подготовке к защите.

Дискуссия (от лат. discussio «рассмотрение, исследование») — обсуждение вопроса, проблемы; разновидность спора, направленного на достижение истины и использующего только корректные приёмы ведения спора.

Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы. 

Любая дискуссия имеет в своей основе ряд организационных условий:

- изначально должно быть несколько точек зрения на предмет обсуждения;

- то, что говорят и о чем говорят, должно быть правдой;

- дискутанты должны вступать в дискуссию с желанием услышать и понять другие доводы, поддержать иные точки зрения, а не только высказать свои;

- выдвигаемые аргументы должны быть обоснованны и доказательны;

- участники дискуссии должны подходить к ней осмысленно, применяя в ее ходе рефлексию и обдуманно корректируя решение в случае необходимости;

- время для дискуссии неограниченно;

- нельзя заранее предположить выводы и сводить к ним обсуждение, также нельзя заранее предсказать, что результатом будет одно решение, их может быть несколько, а может и не быть вовсе; 

- участники дискуссии свободны в высказываниях, в изменении своего мнения и нахождении общих точек зрения; обстановка доброжелательности и откровенности;

- учащиеся должны обладать достаточной степенью зрелости и самостоятельности мышления, уметь аргументировать и доказывать свою точку зрения.

2. Практический блок

Составьте Памятку "Как вести дискуссию". Пришлите фото учителю ВК после урока

3. Домашнее задание

Продолжайте работу по созданию описания вашего проекта. Сам проектный продукт уже должен быть выполнен!

вторник, 8 февраля 2022 г.

9_Русский язык. Сочетание в СПП соподчинения и последовательного подчинения

 09.02.2022 (класс)                                                    10.02.2022 (инд. обучение)

Классную работу НЕ пишем, работаем онлайн!

Тема: Виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными. Сочетание в СПП соподчинения и последовательного подчинения

Цель: научиться определять виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными, совершенствовать пунктуационные навыки

1. Теоретический блок.

1) Вспомним, что в СПП существуют разные виды подинительной связи. Для повторения посмотрите видеоурок или воспользуйтесь таблицами: 

Таблица 1 (примеры с горизонтальными схемами)

Таблица 2 (примеры с вертикальными схемами): 

2) В СПП с несколькими придаточными возможны комбинации связей (комбинированное подчинение): может быть одновременно однородное и последовательное подчинение; параллельное и последовательное и т.д. 

Рассмотрите схему и пример, обратите внимание на знаки препинания: 

2. Практический блок

Выполните тестовые задания. Результат НЕ присылайте, я вижу работу в личном кабинете.

3. Домашнее задание: выполнить упр. 173, скобками показать простые части, средства соединения ПП. Фото домашней работы пришлите учителю ВК в течение дня.

7_Русский язык. Разряды слов категории состояния по значению

 09.02.2022

Тема: Разряды слов категории состояния по значению

Цель: изучить разряды слов категории состоянии (СКС) по значению; научиться определять значение слов категории состояния (СКС)

Оформите тетради: число, классная работа, тема урока

1. Теоретический блок

Слова категории состоянии (СКС) по их значению условно можно разделить на несколько разрядов. Рассмотрите таблицу. Запишите в тетрадь названия разрядов и 2-3 примера.

РазрядыПримеры
1) физическое состояние живых существтяжело, тошно, плохо, холодно, больно, видно, слышно, душно
2) душевное (эмоциональное) состояниепечально, стыдно, грустно, весело, жаль, лень, неохота, совестно, радостно
3) состояние природы и окружающей средыуютно, просторно, чисто, пыльно, людно, грязно, ветрено, дождливо, тихо, темно, морозно, сухо, влажно, жарко
4) временные и пространственные характеристикиузко, широко, поздно, рано, далеко, близко, высоко, низко, пора
5) безысходное состояниекрышка, капут, конец, каюк
6) возможность(невозможность), долженствование, необходимость, оценка действий и состояний
можно, нельзя, нужно, надо, невозможно
2. Практический блок

Научитесь определять разряды слов категории состояния. Фото/скрин результата игры пришлите учителю ВК после урока.

3. Домашнее задание

1) Выучите разряды слов категории состояния (см. таблицу)

2) Выполните упр.320

Фото работы пришлите учителю ВК в течение дня.

Это интересно! Олимпийские игры - 2022 в Пекине

 Сегодня внимание всй планеты приковано к Китаю: с 4-го по 20-ое февраля в Пекине проходят 24-ые зимние Олимпийские игры, а с 4-ого по 13-ое марта пройдут зимние паралимпийские игры. В соревнованиях принимают участие 2,9 тыс. спортсменов. Всего будет разыграно 109 комплектов наград в 15 спортивных дисциплинах. 

Символом Олимпийских игр 2022 года стала панда по имени Бин Дуньдунь. В Китае, как известно, очень любят панд, о них всегда говорят с ноткой умиления и восторга. Так вот и Бин Дуньдунь вышел очаровательным и по-детски наивным. Значение имени Бин Дуньдунь очень символично. Бин (кит. упр.冰, пиньинь: bīng)  означает лёд, что намекает на чистоту, прозрачность и прочность; Дуньдунь (кит. упр. 墩墩, пиньинь: dūndūn) иногда используется как уменьшительно-ласкательное «толстячок», передает такие значения, как озорство и детская оживленность, добросердечность и здоровье.  

Бин Дуньунь одет в ледяной скафандр, напоминающий костюм космонавтов. Такое сходство совсем не случайно. По задумке авторов, это символизирует веру в то, что за наукой и технологиями будущее современного мира. Ну а олимпийской панде, которая в природе предпочитает более теплый климат, скафандр нужен для того, чтобы вместе со спортсменами участвовать в зимних состязаниях. 

Еще один важный элемент костюма — это разноцветный ореол вокруг лица Бин Дуньдунь. Эта деталь олицетворяет высокие технологии и инновации, которые были использованы при строительстве современных гоночных трасс, например «Национального конькобежного стадиона» в Пекине. 

Красное сердце на левой ладошке Бин Дуньдунь — это радушное и горячее приветствие, которое посылает Китай участникам и зрителям олимпийских игр со всего мира. Пускай Бин Дуньдунь вдохновит и нас нести сердечки в своих ладошках, даря их окружающим нас людям. 

Если Бин Дуньдунь — это олицетворение целеустремленности, силы, стойкости духа, взгляда в будущее и стремления к победе, то несколько иные, но не менее важные ценности транслирует  талисман Паралимпийских игр — китайский фонарик Сюе Жуньжунь (кит. упр. 雪容融, пиньинь: xuě róngróng). 

Сюе (кит. упр.雪, пиньинь: xuě) означает снег, Жуньжунь (кит. упр. 容融, пиньинь: róngróng) — это единение, терпимость, инклюзивность, взаимодействие и взаимообогащение. Сюе Жуньжунь несет в себе мягкость, принятие, толерантность и сердечную теплоту, не зря же он фонарик, который освещает дорогу паралимпийским спортсменам и каждому из нас. 

Дизайн факела Олимпийских игр в Китае продолжает тему чаши олимпийского огня на летней Олимпиаде-2008 в Пекине, которая была выполнена в форме гигантского свитка.


Один из самых необычных объектов Олимпиады в Пекине - трамплин Биг-Эйр «Шоуган». 


«Шоуган» (Shougang Group) — это название крупной китайской государственной сталелитейной компании. Дело в том, что трамплин был построен на бывшей территории сталелитейного завода Шоуган. Аутентичную атмосферу этого места дополняют расположенные неподалеку четыре охладительные башни. 

Следите за интересными событиями Олимпиады в прессе.

Источник

9_Родная литература. Проверочная работа №2

 08.02.2022 (класс)                                                     24.03.2022 (индив. обучение)

Тема: Проверочная работа №2 по теме "Русские традиции"

Цель: контроль знаний по теме

Работу пишите на двойном листе в линию, оформите по образцу:

Фирко Р., 9 класс
Восьмое февраля
Проверочная работа №2 по теме "Русские традиции"

Часть 1.

1. Когда на Руси православные отмечают праздники Спаса?

а)  зимой, в январе
б) весной, в апреле
в) летом, в августе
г) осенью, в октябре

2. Установите соответствие:

1. Первый Спас

А) Яблочный Спас

2. Второй Спас

Б) Ореховый (Хлебный) Спас

3. Третий Спас

В) Медовый Спас

3. Кто из русских мастеров слова принадлежит к поэтам Серебряного века?

а) К. Бальмонт
б) Б. Ахмадулина
в) Е. Евтушенко
г) В. Астафьев

4. Установите соответствие между автором и произведением:

1. К. Бальмонт

А) «Яблочный спас»

2. Е. Евтушенко

Б) «Ночь упаданья яблок»

3. Б. Ахмадулина

В) «Первый Спас»

4. Е. Носов

Г) «Само упало яблоко с небес…»

5. Почему Евдокию Лукьяновну, героиню рассказа Е. Носова "Яблочный спас", зовут Пулей?

а) работала на заводе по производству патронов;
б) была на войне снайпером;
в) метко стреляла на охоте;
г) не было никакой конкретной причины 

6. Какие слова матери вспоминала в трудную минуту жизни Ольга, героиня произведения А. Платонова "На заре туманной юности"?

а) "Все вокруг враги!"

б) "Опять надо жить!"

в) "Не доверяй никому!"

г) "Живёшь-живёшь, и поговоревать некогда!"

7. В рассказе В. Астафьева "Далёкая и близкая сказка" упоминается композитор, который, прощаясь на границе с родиной, написал замечательную музыку, вложив в неё всю боль, тоску и любовь к родной земле. Запишите фамилию этого композитора и название этого музыкального произведения.

Часть 2.

Дайте развёрнутый ответ на один из вопросов (не менее 70 слов):

1) Что общего у праздников Спасов и чем они отличаются?

2) Кто такие шестидесятники? Расскажите об одном из поэтов-шестидесятников.

3) Как любовь к родине и родному дому воплотилась в творчестве русских писателей и поэтов? (На примере одного из изученных в теме авторов)