ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

четверг, 3 февраля 2022 г.

9_Литература. Контрольное сочинение по роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

9_Литература

03.02.2022 (класс0                                           07.02.2022 (индив. обучение) 

Тема: Контрольное сочинение по роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Цель: контроль знаний, умений и навыков по теме; развитие связной речи

1. Возьмите двойной лист в линию, оформите работу по ОБРАЗЦУ (см.ниже)

2. Отредактируйте черновик. ПОМОЩЬ ЗДЕСЬ. Обратите внимание:

- сочинение должно соответствовать структуре: вступление, основная часть, заключение;

- сочинение должно содержать: анализ темы/проблемы, наличие собственной позиции по теме (я считаю...; я думаю...; мне кажется...; по-моему...), опору на текст произведения, использование цитат; 

- работа должна соответствовать нормам русского литературного языка;

- объём работы - 1,5 - 2 тетрадного листа (не страницы!)

3. Образец оформления работы:

Фирко Р., 9-А класс

Третье февраля

Контрольное сочинение

Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" (или другая тема, выбранная вами для сочинения)

4. Домашнее задание

1) Посмотреть фильм (по выбору), поставленный по роману "Герой нашего времени". ССЫЛКИ НА ФИЛЬМЫ ЗДЕСЬ

2) Подготовиться к отзыву о просмотренном фильме. Ориентировочный план отзыва о фильме:

1. Исходные данные о фильме: время выхода на экран, киностудия, режиссёр.
2. Характеристика режиссера и его творческого наследия. 
3. Краткая информация о произведении-первоисточнике. 
4. Оценка кино: является ли оно пересказом книги или авторской трактовкой. 
5. Чем фильм похож на книгу, а чем отличается (какие сюжетные линии опущены или переданы иначе, совпадает ли внешность актеров с описанием героев). 
6. Личное мнение о фильме (ПОМОЩЬ ЗДЕСЬ) 
7. Заключение (насколько полно фильм передает художественную основу).

7_Русский язык. Морфологический разбор наречия

 03.02.2022

Тема: Морфологический разбор наречия

Цель: познакомиться с планом морфологического разбора наречия, научиться выполнять данный вид разбора

1. Теоретический блок

1) Изучить материал учебника - §37

2) Посмотреть видеоурок:


2. Практический блок

1) Прочитайте предложение:

Высоко в небе летят белые облака.

2) Устно выполните морфологический разбор наречия.

3. Домашнее задание

1) Повторить план разбора - §37

2) Записать упр. 240, подчеркнуть вставленные буквы, выполнить морфологический разбор одного наречия (по выбору).

среда, 2 февраля 2022 г.

А. И. Куприн "Куст сирени". Развёрнутый ответ на проблемный вопрос

Теория

Развернутый ответ на проблемный вопрос представляет собой текст объёмом 5-10 предложений. Композиция следующая: 

прямой краткий ответ на поставленный вопрос - аргумент №1 - пример №1 из текста - аргумент №2 - пример №2 из текста - вывод. 

Для цитирования следует обратиться к тексту произведения. 

Образец №1 

Счастлив ли Алмазов?

В начале рассказа мы видим Николая Алмазова обиженным и растерянным. Но в целом, на мой взгляд, его можно считать счастливым человеком.

Во-первых, несмотря на различные трудности, ему удаётся достигать поставленных целей. Например, он всё же поступил в Академию и учится в ней, благополучно сдал все экзамены, профессор принял его злополучный проект.

Во-вторых, ему очень повезло с женой. Она его верный друг и помощник. По словам автора, Вера «не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость». Она отказывала себе во всём, чтобы создать ему необходимый комфорт, была ему «переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой». И в ситуации с пятном на чертеже тоже помогла Вера – любящая жена, способная на самопожертвование.

Таким образом, можно сделать вывод, что Николай Алмазов счастлив, так как любим и успешен в жизни. 

Образец №2 

Счастлива ли Вера?

На мой взгляд, Веру можно считать счастливым человеком.

Во-первых, она наделена прекрасным внутренним миром и сильным характером. Ей свойственны такие качества, как доброта, самоотверженность, энергичность,  решительность. Например, в ситуации с пятном на чертеже она не падает духом, а находит способ решить проблему и доводит начатое дело до конца.

Во-вторых, в основе её семейных отношений – любовь, уважение и взаимопонимание. Всё, что она ни делает для своего мужа – создаёт комфорт, помогает готовиться к экзаменам, отводит от него неприятности,  – она делает из любви к нему. Она всегда рядом, всегда радуется его успехам, его счастье – это и её счастье. 

Таким образом, можно сделать вывод, что Вера Алмазова счастлива и это счастье открыто транслирует миру, вселяя уверенность в окружающих.

8_Русский язык. Контрольный диктант №3

 03.02.2022

Тема: Контрольный диктант №3

Цель: контроль знаний по темам "Однородные и неоднородные определения", "Однородные члены предложения, соединёнными бессоюзной связью, сочинительными союзами"

1. Возьмите двойной лист в линию, оформите работу (см. ОБРАЗЕЦ ниже). Можно написать диктант на развёрнутом двойном листе, тогда достаточно одного фото. Следите за качеством фотографии! Текст должен быть читаемым!

2. Запишите текст, вставив пропущенные буквы и знаки препинания

3. Фото работы пришлите учителю ВК в день урока. Если возникают вопросы, форс-мажорные обстоятельства, сообщите учителю (телефон, почта, ВК)

Иванова Т, 8 класс

Третье февраля

Контрольный диктант №3

   Поле было усыпа(н,нн)о р..машками(?) вас..льками(?) тысяч..лис..никами. От одних ш..л слабый(?) тонкий ар..мат(?) от других – тяж..лый(?) выз..вающ..й г..ловную боль. Поле напомнил.. мне старый(?) бабу..кин к..вёр(?) свёрнутый в трубу(?) и убра(н,нн)ый в дальний угол кл..довки. У бабушки рука (не)подн..малась выбр..сить(?) и она пр..прятала его от мамы(?) любивш..й всё новое(?) чистое(?) и а(к,кк)уратное. К..вёр(же) был п..тёртым(?) и н..как (не)впис..вался в мамино пр..дст..вление о крас..те. В де..стве я часто в..зился с игру..ками на этом к..вре(?) и р..совал в альбом цв..ты(?) выш..тые на нём.

   Я лёг прямо в тр..ву(?) и(?) сл..жив руки за г..ловой(?) посм..трел на небо. Обл..ка, похожие на куски ваты, ра(с,з)т..нулись по всему неб..своду. Они(?) то медле(н,нн)о плыли в синеве(?) то (с,з)б..вались в пр..чудливые ф..гуры. Рядом со мной в тр..ве стр..котал кузнеч..к. Перед глазами м..лькали яркие(?) крылья бабоч..к(?) пер..летающих с цв..тка на цв..ток.

   Я дышал полной грудью(?) о(т,д)дыхал от суеты удушл..вого города(?) и мыслями воз(?)р..щался в бе(с,з)заботное прошлое. Только спустя годы я нач..л пон..мать(?) что самая пр..крас(?)ная пора ж..зни – де..ство.

вторник, 1 февраля 2022 г.

9_Литература. Подготовка к сочинению по роману "Герой нашего времени"


Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой – то холод тайный,
Когда огонь кипит в груди.
М. Ю. Лермонтов. «Дума»

ПЛАН

I. Тема «лишнего человека» в романе М. Ю. Лермонтова.

II. «Что же за человек этот Печорин?» (В. Г. Белинский)

1. Портрет героя – шаг к пониманию его натуры.

2. Странности Печорина – основа противоречивости характера главного героя произведения.

3. Что меня привлекает в этом образе:

а) острый ум, начитанность;
б) сила, твёрдость характера, хладнокровие;
в) самокритичность и объективность;
г) настойчивость в достижении задуманного;
д) пылкость чувств;
е) отсутствие карьеризма;
ж) любовь к природе;
з) активное отношение к жизни, умение гордо бросить вызов судьбе.

4. Что я осуждаю в Печорине:

а) эгоизм;
б) раздвоенность натуры;
в) отсутствие цели в жизни;
г) цинизм в отношениях с людьми;
д) нарушение связи с родной землёй.

5. Основное противоречие Печорина - разлад мечты и действительности.

6. Печорин - дитя своего времени, "портрет поколения".

III. Значение образа Печорина для современников и новых поколений. 

ЦИТАТЫ

1. "Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления...: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…»

2. "У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку".

3. "... я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!..»

4. «Да, я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, – теперь я только хочу быть любимым…»

5. «Однако мне всегда было странно: я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь. Отчего это? – оттого ли что я никогда ничем очень не дорожу и что они ежеминутно боялись выпустить меня из рук? или это – магнетическое влияния сильного организма? или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным характером?»

6. «Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы… Первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти»

7. «А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви…»

8. «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья – и никогда не мог насытиться…»

9. «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» 

Григорий Печорин. Кадр из фильма "Герой нашего времени" (2006)

Решаем задания олимпиады!

 На Олимпиаде по детской и юношеской литературе, которую проводит МГПУ (Москва), для учащихся 9-11 классов было предложено следующее задание.

ЗАДАНИЕ

Во второй половине XIX в. проводились ежемесячные встречи сугубо мужской компании из пяти человек. На них обсуждались вопросы литературы и искусства, театральные постановки и музыкальные премьеры. В компании существовало любопытное правило: в нее мог быть принят только литератор и драматург, у которого хотя бы одно из произведений оказалось провальным. Кто из отечественных писателей был завсегдатаем этих встреч?

Выберите один ответ:

a. Л.Н. Толстой

b. А.П. Чехов

c. И.А. Бунин

d. И.С. Тургенев

ОТВЕТ: И. С. Тургенев

Тургенев был членом неформального клуба холостяков. Четверо известных французских писателей (Гюстав Флобер, Эдмон Гонкур, Альфонс Доде и Эмиль Золя) вместе с Иваном Сергеевичем собирались в лучших ресторанах французской столицы. Хотя бывали случаи, что и у кого-то из них дома. И так почти каждый месяц. Это были те самые знаменитые парижские холостяцкие «обеды пяти», на которых не было женщин. В строгой мужской компании беседовали о литературе и искусстве, деликатесах и развлечениях, театре и музыкальных премьерах, и прочем, о чем мы сейчас можем только догадываться. Разговоры сопровождались изысканным и весьма обильным угощением. Кстати, участники придумали еще одно правило – в их круг мог быть принят только литератор и драматург, у которого хотя бы одно из произведений оказалось провальным.

Источник

воскресенье, 30 января 2022 г.

9_Русский язык. СПП с несколькими придаточными

УПРАЖНЕНИЕ

Прочитайте СПП с несколькими придаточными. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, обозначьте грамматические основы. Используя условные обозначения (см. урок), обозначьте простые части и средства их связи (союзы, союзные слова).

1) Он доказывал что придёт время когда не будет больше войны.

2) Вот дом который надо построить чтобы иметь свой угол где можно быть спокойным.

3) Он попробовал представить, что было бы если бы он был свободен.

4) Мы знаем что не надо срывать яблоко пока оно зелено.

5) Я хорошо помню как забилось моё сердце когда я увидел её.

6) Если тебе кажется что кто-то виноват перед тобой надо простить и забыть.

7) Когда наступила полночь которую ждали с нетерпением все отправились смотреть привидение.

8) Он вспомнил как заплакала Катя когда они решили что он должен уехать из Москвы.