ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

вторник, 28 декабря 2021 г.

Развитие речи. Слова, передающие впечатления

 В процессе обучения русскому языку и литературе учащимся приходится высказывать собственное впечатление от текста, художественного произведения, картины, фильма, спектакля. Часто такое суждение не выходит за рамки стандартных фраз - нравится/не нравится, хорошо/плохо. Но ведь спектр чувств человека, отражающий эстетическое восприятие,  значительно шире и многограннее, нужно лишь только подобрать слова, наиболее точно и ярко передающие наши эмоции. В таблице представлены некоторые из таких слов.

СЛОВА, ПЕРЕДАЮЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ 

Неизгладимые, незабываемые, волнующие, тягостные, приятные, первоначальные, свежие, личные, яркие, эстетические, детские, потрясающие, первые, сильные, новые, неприятные, негативные, необычные, противоречивые, разнообразные, отрывочные, радостные, положительные, смутные, благоприятные, восторженные, неожиданные, отрицательные, острые, жуткие, ужасные, глубокие, хорошие, удручающие…

ПРОИЗВЕДЕНИЕ…

взволновало...                                                  вызвало негодование...                         
заставило задуматься...                                   растревожило...
привлекло внимание...                                    вселило уверенность...
обратило внимание...                                      произвело яркое впечатление...
вызвало восторг...                                            оставило глубокий след...

воскресенье, 26 декабря 2021 г.

8_Родная литература. Подготовка к проверочной работе №2

 Проверочная работа №2 по теме «Русские традиции»

1. Прочитайте отрывок из русской народной песни. Какая народная традиция упоминается в песне?

Близ тебя, берёзонька,
Красны девушки в Семик поют,
Под тобой, берёзонька,
Красны девушки 
Венок плетут.

2. Укажите утверждения, соответствующие биографии И. Бунина:

А) родился в крестьянской семье
Б) лауреат Нобелевской премии
В) с отличием закончил Елецкую мужскую гимназию
Г) после революции 1917 года навсегда покинул Россию
Д) М. Горький назвал И. Бунина «первейшим мастером в современной литературе русской»
Е) с 2005 года в России утверждена Бунинская премия в области литературы

3. Укажите утверждения, соответствующие биографии С. Есенина:

А) родился в старинной дворянской семье 
Б) в семье царила религиозная атмосфера, что определило христианские мотивы в раннем творчестве
В) учился в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе
Г) в сознании поэта православная культура соединилась с народными традициями
Д) на стихи С. Есенина создано множество песен и романсов

4. Прочитайте фрагмент стихотворения Н. Рыленкова. Ответьте на вопросы: 1) кто такой Андрей Рублёв? 2) Какую идею вложил Рублёв в икону «Троица»? 

Возможно ль высказать без слов,
Как мир прекрасен за оградой?
И кисть берёт Андрей Рублёв,
Разводит краски под лампадой.
Он ангельский напишет лик,
Запечатлеет в нём навеки
Всё, что узрел, душой велик,
Возвышенного в человеке.

5. Выберите для ответа одну из тем. Составьте связное высказывание (5-10 предложений) на выбранную тему. Запишите ваше высказывание, соблюдая нормы русского литературного языка. ВАЖНО: списанные работы не могут быть оценены высоким баллом!

1) Расскажите о происхождении и значении православного праздника Троицы. Как почитают Святую Троицу верующие?

2) Какие народные традиции сопровождали празднование Троицы на Руси? Назовите авторов и произведения, в которых отражены эти традиции. 

3) Что общего в стихотворениях С. Есенина «Троица» и И. Бунина «Троица»? Чем они отличаются? Аргументируйте ответ, подтвердите аргументы примерами из текста.

суббота, 25 декабря 2021 г.

Марафон "Новогодний калейдоскоп". Где живёт Дед Мороз?


У каждого из нас есть адрес, по которому мы живём: город, улица, дом. А где живёт Дед Мороз? Самый настоящий Дед Мороз, волшебник, о котором читаем в сказках, который приходит на детские утренники и взрослые новогодние корпоративы, который приносит подарки, совершает чудеса, исполняет желания? Понятно, что живёт он в лесу, на севере, но где конкретно?

Красивая легенда рассказывает, что когда-то жили в Вологде два брата — Водолей и Мороз. Первый в теплое время года управлял реками и озерами, посылал дождь на землю. Второй сковывал водоемы льдами зимой. Но однажды братья поссорились, да так, что Мороз пошел странствовать по всему Северу. Шли дни, и начал он понимать, что место его — в родном городе. Во что бы то ни стало, надо туда вернуться. И вернулся! Такой счастливый финал сказки. 

Великий Устюг, Вологодская область

В Вологодской области находится город Великий Устюг, он и является родиной Деда Мороза. Этот старинный город расположен на севере России, здесь даже бывает северное сияние! 

Северное сияние в Великом Устюге

В реальности Великий Устюг стал резиденцией Деда Мороза относительно недавно. В 1999 году Юрий Лужков и Вячеслав Позгалев, занимавшие должности мэра Москвы и губернатора Вологодской области соответственно, решили создать туристический проект. Великий Устюг официально был назначен родиной русского Деда Мороза. Вот и поселился Дед Мороз на Севере, в красивом лесу и резном тереме. Сегодня сотни тысяч туристов с детьми приезжают сюда, чтобы посмотреть, как живет зимний волшебник. А в ночь с 31 декабря на 1 января устраивается грандиозная трехчасовая шоу-программа. 

Дорога к терему Деда Мороза

Терем Деда Мороза

Территория вотчины Деда Мороза довольно большая. Здесь есть кузница, столярная мастерская, горка, детский городок, поляна сказок, верёвочный парк, зимний сад, ледник, зоопарк. 

Карта вотчины Деда Мороза

Ледяные фигуры в вотчине Деда Мороза

Каждый год, незадолго до праздника, дети всего мира начинают писать главному волшебнику. Рассказывают о том, как вели себя в течение года, делятся секретами, говорят о том, что хотят получить в подарок к Новому году.  Письмо обязательно дойдет, а Дед Мороз прочтет его и исполнит желание. Писать следует по адресу: Вологодская область, город Великий Устюг, почта Деда Мороза. 

Письма Деду Морозу

Как вы думаете, на чём передвигается русский Дед Мороз - на лошадях или на оленях? Традиционно в его упряжке кони, но в резиденции есть и олени (один из них пятнистый), и несколько маралов, какие водятся на Алтае. В резиденции Деда Мороза открыт целый зоосад. Тут живут еноты, кролики, яки, медведи, лисы, белки, павлины и аисты. 

Олень в вотчине Деда Мороза

Дед Мороз ассоциируется у нас с зимними праздниками, новогодней ёлкой, снегом, холодом. А как живет Дед Мороз летом? Думаете, скучает? Вовсе нет, ведь и в это время сюда заглядывают туристы. Свежий хвойный воздух, живописные пейзажи, каскады прудов, через которые проложены мостики, привлекают посетителей летом. На берегу стоят беседки: сиди себе наслаждайся тишиной и любуйся кувшинками. Для активных туристов летом открыт веревочный парк, сделанный среди сосен и елей: тут скалодромы, троллеи, лианы, китайские палочки — словом, выброс адреналина обеспечен. 

Резиденция Деда Мороза летом

Интересные факты про Деда Мороза

18 ноября — день рождения русского Деда Мороза. Так решили потому, что в последний месяц осени в Вологодскую область, где он живет, приходят морозы. Официально дату определили в 2005 году, хотя зимнему волшебнику уже много-много лет.

Наш Дед Мороз — вовсе не одинокий старик, живущий со своей внучкой Снегурочкой. Его женой считается Зима. По легенде, у них было три сына — Декабрь, Январь и Февраль. Один из них женился на девушке по имени Вьюга, у них-то и родилась Снегурочка. Хотя есть совершенно противоположная версия: Дед Мороз никогда не был женат, детей у него не было. А Декабрь, Январь и Февраль — это тройка лошадей.

Кафтан Деда Мороза сшит из бархата и отделан искусственным мехом. А вот какого он цвета был изначально? Сегодня Деда Мороза  мы чаще видим в красном одеянии, но вспомните, например, старую киносказку "Морозко" — в ней Дед Мороз был в синей шубе, потому что это цвет снега, инея и зимы в целом.

Экскурсия по дому Деда Мороза 

Использована информация из открытых интернет-источников

8_Неделя безопасности жизнедеятельности

 21.12.2021 в рамках Недели безопасности жизнедеятельности в 8 классе прошёл урок на тему "Зима прекрасна, пока безопасна". 

 Зима - замечательное время года. Она приносит много радости школьникам: новогодние праздники, подарки, каникулы, снег, зимние игры на свежем воздухе. Но есть и обратная сторона: в зимний период резко возрастает вероятность простудных заболеваний, травматизма, обморожения, дорожно–транспортных происшествий. 

Чтобы зима оставила только приятные впечатления, чтобы праздники и каникулы не были омрачены нештатными ситуациями, восьмиклассники  посмотрели видеоурок, посвящённый данной теме, обсудили возможные риски, связанные с особенностями сезона, повторили правила дорожного движения в зимний период. Соответствующие записи сделаны в дневниках, информация доведена до сведения родителей.

Весёлой зимы и безопасных каникул!

среда, 22 декабря 2021 г.

9_Литература. А.С. Пушкин "Евгений Онегин". Развёрнутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера

 Проблемные вопросы сопоставительного характера по роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин"

1. Какой мы видим Татьяну в начале романа и изменилась ли она в конце произведения? (Помощь: сопоставляем Татьяну-деревенскую девушку и Татьяну-светскую даму)

2. Почему Онегин отказывает Татьяне в чувствах в начале романа и влюбляется в неё в конце произведения? (Помощь: сопоставляем Онегина и его восприятие Татьяны в начале романа и в конце)

3. Какие черты характера Татьяны и какие качества Онегина раскрывают письма героев? (Помощь: сопоставляем письма и черты характера  Татьяны и Онегина)

4. Как трактует образ Онегина Белинский и как видит этот образ Писарев? (Помощь: сопоставляем точки зрения Белинского и Писарева, опираясь на фрагменты их литературно-критических статей)

Рекомендации

Выполняя задание, необходимо дать связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений (но не менее 70 слов!), раскрыть собственное видение проблемы, опираясь на позицию автора произведения, то есть провести анализ текста, обобщить результаты наблюдения и с их помощью раскрыть проблему

При проверке работы оценивается, дан ли прямой связный ответ на вопрос с опорой на авторскую позицию; приведена ли аргументация сформулированных тезисов; основаны ли аргументы на анализе текста (цитирование приветствуется! не подменять анализ текста пересказом!); есть ли фактические ошибки и неточности.

Структура ответа 

краткий ответ - аргумент №1 (тезис №1+пример №1+микровывод №1) - аргумент №2 (тезис №2+пример №2+микровывод №2) - вывод, подтверждающий краткий ответ


Образец развёрнутого ответа на проблемный вопрос сопоставительного характера 

Какой мы видим Татьяну в начале романа и изменилась ли она в конце произведения?

На мой взгляд, Татьяна в конце романа, безусловно, изменилась во многом, но не во всём.
В начале романа мы знакомимся с Татьяной - деревенской девушкой, милой, скромной ("Дика, печальна, молчалива,//Как лань лесная боязлива"), мечтательной, романтичной ("Она любила на балконе//Предупреждать зари восход"), воспитанной на французских романах, поэтому мало знающей реальную жизнь ("Ей рано нравились романы;//Они ей заменяли всё"). Встретив Онегина, она искренне полюбила его, но не реального человека, а свою мечту - образ, который нарисовала в своих фантазиях под влиянием любовных романов:
Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.
В конце романа мы вновь встречаем Татьяну, но уже не в деревне, а в столице. Он жена боевого генерала, светская дама, занимающая достойное положение в высшем обществе и научившаяся скрывать свои чувства. Татьяна, в отличие от многих, сохраняет индивидуальность, присущую ей в юности, что по-прежнему выделяет её из толпы:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех...
Все тихо, просто было в ней.
На мой взгляд, в Татьяне произошли изменения, соответствующие её новому общественному статусу, но лучшие качества души: простоту, искренность, благородство - ей удалось сохранить. Именно поэтому она честно признаётся Онегину в чувствах и сохраняет верность мужу. (8 предложений, 199 слов)

Композиционные элементы развёрнутого ответа на проблемный вопрос сопоставительного характра с маркировкой текста

Какой мы видим Татьяну в начале романа и изменилась ли она в конце произведения?

Краткий ответ, выражение собственной позиции

На мой взгляд, Татьяна в конце романа, безусловно, изменилась во многом, но не во всём.

Анализ образа Татьяны в начале романа с опорой на текст

В начале романа мы знакомимся с Татьяной - деревенской девушкой, милой, скромной ("Дика, печальна, молчалива,//Как лань лесная боязлива"), мечтательной, романтичной ("Она любила на балконе//Предупреждать зари восход"), воспитанной на французских романах, поэтому мало знающей реальную жизнь ("Ей рано нравились романы;//Они ей заменяли всё"). Встретив Онегина, она искренне полюбила его, но не реального человека, а свою мечту - образ, который нарисовала в своих фантазиях под влиянием любовных романов:

Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.

Анализ образа Татьяны в конце романа с опорой на текст; формулы, подчёркивающие сопоставление

В конце романа мы вновь встречаем Татьяну, но уже не в деревне, а в столице. Он жена боевого генерала, светская дама, занимающая достойное положение в высшем обществе и научившаяся скрывать свои чувства. Татьяна, в отличие от многих, сохраняет индивидуальность, присущую ей в юности, что по-прежнему выделяет её из толпы:

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех...
Все тихо, просто было в ней.

Вывод, определение собственной позиции, опора на текст

На мой взгляд, в Татьяне произошли изменения, соответствующие её новому общественному статусу, но лучшие качества души: простоту, искренность, благородство - ей удалось сохранить. Именно поэтому она честно признаётся Онегину в чувствах и сохраняет верность мужу.


Речевые клише для сочинения – рассуждения

Формулирование собственной позиции (тезис)

Я думаю (считаю, уверен, полагаю),что…
Мне кажется…
По моему мнению, по-моему, без сомнения, безусловно, конечно, видимо и т.д. (выделить запятой!)

Формулировка аргументов

Во- первых, во- вторых, в-третьих и т.д. (выделить запятой!)
В качестве аргумента (аргументов) хочется привлечь…
В основе моей точки зрения лежит… Важно отметить, что…
Из этого следует, что…
В этой связи ясно, что…
Разумеется (очевидно), что…
Кроме того…

Формулировка примера

Позволю себе (попробую) пояснить сказанное…
Обратимся к примеру…
Приведем пример…
Один из ярких примеров…
Я привел этот пример для того, чтобы убедиться…
В качестве примера хочется…
Приведем пример того, как…
Например, к примеру (выделить запятой!)

Формулировка вывода 

Наконец, итак, вот почему, значит, в общем, следовательно, таким образом и т.д. (выделить запятой!)
Из всего сказанного следует, что…
В заключение можно сказать, что…
В итоге можно прийти к выводу (к заключению) о том, что…
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что…
Можно сделать заключение (вывод), что…
Подводя итог… ( выделить запятой деепричастный оборот!)
Прихожу к выводу…
Очевидно, что…
Нет сомнения в том, что…
Продолжая (заканчивая) мысль…

Выражение своего отношения к различным точкам зрения

Я разделяю точку зрения (кого?)…
Нельзя не согласиться с мнением (кого?) о том…
Нельзя принять утверждение ( кого? О чем?) потому что…
Хочется отвергнуть взгляд (взгляды) (кого?)…
Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения ( кого? На что?)
Следует признать (отметить), что…

Сравнительный анализ

Н., так же, как и Б, ,.. 
Б, в отличие от Н., …

воскресенье, 19 декабря 2021 г.

Правила пользования мобильными телефонами в школе

 …То и дело отрывался от занятий и звонил целыми днями, 
день за днём, пока не понял, 
что у этого телефона нет сердца 
Габриэль Гарсиа Маркес

Мобильный телефон – это переносное средство связи, предназначенное для голосового общения и общения посредством SMS (СМС) (дословно переводится с английского языка как Short Message Service, что буквально означает «служба (передачи) коротких сообщений»). В настоящее время сотовая связь – самая распространённая из всех видов мобильной радиосвязи. 

3 апреля 1973 года Мартин Купер, прогуливаясь по улице,
совершил первый в истории человечества звонок с прототипа мобильного телефона

В 1973 году американский инженер Мартин Купер, сотрудник компании Motorola, совершил звонок с первого действующего мобильного телефона. Вы только представьте себе: это была трубка весом около 1,15 кг, высотой 25 см, по толщине и ширине около 5 см! На панели было расположено всего 12 клавиш. Аккумулятор позволял общаться по телефону целых 35 минут, а заряжать его приходилось 10 часов.

Сегодня мобильный телефон стал непременным атрибутом нашей жизни. Мобильный телефон может выступать в роли фото- и видеокамеры, mp3-плеера, это и календарь, и записная книжка, и калькулятор, и блокнот, и будильник. С помощью мобильного телефона можно просматривать странички интернета, читать электронную почту, делать записи в блоги, посещать социальные сети. Мобильный телефон сегодня используется не только для общения, но и в образовательных целях: поиск информации, выполнение онлайн-заданий, особенно в период дистанционного обучения.

Во многих ситуациях телефон - наш друг. НО! Иногда он становится опасным! Например, возникает синдром зависимости, что приводит к нарушениям нервной системы и психического состояния владельца, особенно если этот владелец юного возраста и не умеет контролировать себя.

Возникают вопросы и в отношении использования мобильного телефона в условиях школы, в частности - в период осуществления образовательного процесса.

Для предотвращения конфликтов, связанных с использованием и хранением мобильных телефонов, во многих образовательных учреждениях мира приняты  специальные правила, регулирующие этот процесс. Подобное положение существует и в нашей школе.  

Дорогие ребята! Уважаемые родители! Ознакомьтесь с этим Положением, принятом на родительской конференции, соблюдайте его требования в период пребывания в школе.