Тема: Литература народов России: урок-диалог
Цель: знакомство с литературой народов России; сопоставление творческой судьбы и произведений К. Хетагурова и Г. Тукая
Методический приём: диалог культур как путь изучения литературы народов России
Основные направления сопоставления произведений разных литератур:
- сопоставление авторских позиций;
- сюжетные и композиционные аналогии;
- языковые средства;
- сравнение читательских оценок произведения;
- историко-функциональные аспекты прочтения произведений, его трактовки;
- сопоставление путей решений общечеловеческих нравственных проблем;
- цитаты и реминисценции из произведений иноязычных авторов в основном и в рамочном тексте (аллюзии заглавия, эпиграфы и т.д.);
- стилизации и пародии;
- стилистические эквиваленты в переводах;
- мистификации
1. Теоретический блок
1.1. Вторая половина XIX - начало XX века в России – это время формирования национальной интеллигенции, создания литератур народов России, в которых, по словам Льва Николаевича Толстого, «есть полное, всестороннее сознание его (народа), … должна отразиться народная любовь к добру и правде».
Решающую роль в просвещении народов сыграла русская литература. Она стала тем маяком, который осветил путь народам, населяющим Российскую империю.
Основоположниками родных литератур стали осетинский поэт Коста Хетагуров, борец за татарский литературный язык Габдулла Тукай, этнограф и фольклорист Бурятии Матвей Хангалов, якутский просветитель и гуманист Алексей Елисеевич Кулаковский, балкарский поэт Кязим Мечиев, башкирский поэт и мыслитель Мифтахетдин Акмулла и многие другие. Каждый из них дорожил родной культурой, положил много сил для сохранения родного языка и национальных традиций.
Диалог национальных литератур с русской культурой строится на основе идейно-тематического родства поэзии авторов с творчеством А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, А. Кольцова, И. Крылова в едином понимании роли поэта и поэзии в общественной жизни - необходимости поднимать актуальные темы, волнующие народы:
- изображение нищеты и бесправия, невежества и духовной подавленности простых людей в ХIХ веке,
- обличение власти,
- выступление против несправедливости,
- любовь к родной природе и к родному краю
2. Практический блок. Сопоставление творчества осетинского поэта Косты Хетагурова и татарского поэта Габдуллы Тукая.
2.1. Изучите информацию на карточках. Сопоставьте роль поэтов в развитии культуры своих народов.
Коста
Хегатуров (1859
- 1906) Осетинский
поэт, публицист, драматург, этнограф, критик, художник, выдающийся общественный
деятель. Основоположник осетинского языка и литературы. Хетагуров стал
зачинателем станковой и фресковой живописи и декоративно-оформительского
искусства в Осетии и среди других горских народов Северного Кавказа. | (1886 - 1913)
Татарский поэт, публицист и переводчик, литературный критик и видный общественный деятель. Один из основоположников новой
татарской литературы и современного татарского литературного языка.
Творчество Тукая повлияло на становление татарского театра в начале ХХ века и татарских литературных
вечеров. |
2.2. Изучите информацию на карточках. Сопоставьте творческое наследие поэтов.
Коста Хегатуров |
Габдулла Тукай |
|
|
2.3. Сопоставьте произведения К. Хетагурова и классиков русской литературы по идейно-тематическому содержанию (интерактивный вариант ЗДЕСЬ)
Произведения К. Хетагурова
|
Произведения русских классиков |
1 Басни «Редька и мёд», «Волк и журавль», «Гуси», «Привычка»,
«Лиса и барсук» |
А)
А. С. Пушкин «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный…» |
2 «Надежда», «Я не поэт», «Не упрекай меня», «Я не
пророк», «Последняя встреча», «Поэту», «Толпа», «Вот когда перестану дышать… |
Б)
Басни И. Крылова |
3 Поэма «Фатима» |
В)
Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» |
4 «Знаю», «Без доли», «Без пастуха» |
Г)
М. Ю. Лермонтов «Нищий» |
5 «Босяк» |
Д)
М. Ю. Лермонтов «Дума» |
6 «Раздумье», «Песня бедняка» |
Е)
Н. А. Некрасов «Женская доля», поэмы «Мороз-Красный нос», «Кому на Руси жить
хорошо» (глава «Крестьянка») |
7 «Мать сирот», «Кто ты?», «На смерть молодой
горянки», «Сестре» |
Ж)
Н. А. Некрасов «Песня Ерёмушки» |
8 Поэма «Кому живётся весело…» |
З)
А. С. Пушкин «Евгений Онегин», Н. А. Некрасов «Русские женщины» |
Источники:
1. Портал "Единое содержание общего образования"
2. «Портал национальных литератур»
Комментариев нет:
Отправить комментарий