Материалы к уроку
1. Теоретический блок
Лексические нормы — это правильное употребление слов и фразеологизмов в соответствии с лексическим значением, соблюдение их сочетаемости с другими словами в предложении.
Лексическое значение — это смысловое содержание слова, способность назвать определенное явление действительности в соответствии с его основными признаками.
В соответствии с лексическими нормами каждое слово используется в связи с его точным значением в определенной речевой ситуации. Соблюдение лексических норм необходимо для достижения ясности и точности речи.
Лексические нормы предписывают учитывать сочетаемость слов в речи, их способность употребляться по смыслу только с определенными словами в высказывании.
Чтобы без ошибок говорить и писать на русском языке, необходимо соблюдать лексические нормы, учитывая:
- лексическое значение слов,
- их лексическую сочетаемость,
- стилистическую окраску.
2.1. Рассмотрите таблицу. Изучите типы ошибок, проанализируйте примеры.
Типы речевых ошибок |
Примеры |
1.
Употребление слов в несвойственном им значении. |
Он упал
навзничь (ничком) и ушиб колено |
2.
Плеоназм (употребление
в одном словосочетании близких по смыслу слов). |
Необычный
феномен, предчувствовать заранее, главная суть. |
3.
Тавтология (употребление
в предложении или в непосредственной близости в тексте однокоренных слов). |
Масло
масляное, спросить вопрос, проливной ливень, рассказчик рассказывает. |
4.
Нарушение лексической сочетаемости. |
Пьеса
играет большое значение (имеет значение, играет роль).
Он выполнил подвиг (совершил подвиг). |
5. Ошибки
в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений). |
Не
маленький – пора уж за свой ум браться (за ум браться). |
6.
Алогизм (нарушение
логической связи в тексте: пропуск смыслового звена, неверный выбор слова,
неверные, бездоказательные выводы) |
Из-за
хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде). Речь
Катерины отличается от других героев (от речи других героев). |
7.
Смешение паронимов (близких
по звучанию, но разных по смыслу слов). |
Каменистые
ступеньки (каменные), эффективное появление на сцене (эффектное). |
2.2. Подготовка к ЕГЭ! Решите тестовые задания ЗДЕСЬ. Выполните самопроверку. Проанализируйте ошибки, если таковые будут.
Комментариев нет:
Отправить комментарий