ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

вторник, 14 ноября 2023 г.

10 Русский язык. Лексические нормы

 Материалы к уроку

1. Теоретический блок 

Лексические нормы — это правильное употребление слов и фразеологизмов в соответствии с лексическим значением, соблюдение их сочетаемости с другими словами в предложении. 

Лексическое значение — это смысловое содержание слова, способность назвать определенное явление действительности в соответствии с его основными признаками. 

В соответствии с лексическими нормами каждое слово используется в связи с его точным значением в определенной речевой ситуации. Соблюдение лексических норм необходимо для достижения ясности и точности речи.

Лексические нормы предписывают учитывать сочетаемость слов в речи, их способность употребляться по смыслу только с определенными словами в высказывании.

Чтобы без ошибок говорить и писать на русском языке, необходимо соблюдать лексические нормы, учитывая:

  • лексическое значение слов, 
  • их лексическую сочетаемость, 
  • стилистическую окраску. 
2. Практический блок 

2.1. Рассмотрите таблицу. Изучите типы ошибок, проанализируйте примеры. 

Типы речевых ошибок

Примеры

1.  Употребление слов в несвойственном им значении.

Он упал навзничь (ничком) и ушиб колено

2. Плеоназм (употребление в одном словосочетании близких по смыслу слов).

Необычный феномен, предчувствовать заранее, главная суть.

3. Тавтология (употребление в предложении или в непосредственной близости в тексте однокоренных слов).

Масло масляное, спросить вопрос, проливной ливень, рассказчик рассказывает.

4. Нарушение лексической сочетаемости.

Пьеса играет большое значение (имеет значение, играет роль). Он выполнил подвиг (совершил подвиг).

5. Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений).

Не маленький – пора уж за свой ум браться (за ум браться).

6. Алогизм (нарушение логической связи в тексте: пропуск смыслового звена, неверный выбор слова, неверные, бездоказательные выводы)

Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде).

Речь Катерины отличается от других героев (от речи других героев).

7. Смешение паронимов (близких по звучанию, но разных по смыслу слов).

Каменистые ступеньки (каменные), эффективное появление на сцене (эффектное).

2.2. Подготовка к ЕГЭ! Решите тестовые задания ЗДЕСЬ. Выполните самопроверку. Проанализируйте ошибки, если таковые будут.

Комментариев нет:

Отправить комментарий