Михаил Барановский - известный писатель и журналист. Он родился в Ростове-на-Дону, а в настоящее время живёт в Израиле. Совсем недавно он написал книгу о холокосте "Танго смерти" (2020). Свой труд автор посвятил трагической истории музыканта, дирижера еврейской национальности Якоба Мунда и всему оркестру, которым руководил маэстро.
Обложка книги |
Дмитрий Минц, редактор романа, вспоминает:
"Некоторые события кажутся невозможными в силу своей чудовищности. Конечно, в «Танго смерти» есть доля авторского вымысла, но эта книга написана в соответствии с реальными событиями, и в полной мере отражает ужасающую действительность того времени. Трудно представить, через что прошли эти люди, что они пережили, как жили и как умерли. Мы очень надеемся, что наша книга поможет сохранить память и о дирижере Якобе Мунде, и о его оркестре, и о 200 тысячах других евреев, погибших в Яновском концлагере. Чтобы новые поколения знали и помнили. Чтобы ужас Холокоста больше никогда не повторился Мы исследовали огромное количество источников — читали книги и документы, обращались в архивы и музеи Холокоста в разных странах, писали энтузиастам, которые публиковали тематические материалы на своих сайтах, буквально по крупицам собирая фотографии и детали тех событий."
Роман называется "Танго смерти" - по наименованию музыкального произведения, которое фашисты заставляли играть музыкантов прямо во время пыток, в момент чудовищных зверств и издевательств над евреями.
За несколько дней до прихода советской армии немцы приступили к уничтожению всех заключенных. Целый день оркестр исполнял «Танго смерти». А вечером измученных музыкантов заставили сыграть мелодию смерти уже для самого себя. Сначала был казнён дирижёр оркестра, дальше по приказу коменданта каждый оркестрант выходил в центр круга, клал свой инструмент на землю, раздевался, после чего был казнён выстрелом в голову.
Современные исследователи пытаются определить, чью же музыку исполняли оркестранты. Многие склоняются к тому, что, скорее всего, это было польское танго «Та остатня недзеля» (у нас известно как "Утомлённое солнцем"). Но это лишь предположение: после войны бывшие узники фашистского концлагеря не смогли вспомнить мелодию, которую были вынуждены слышать на протяжении долгого времени. При попытке проиграть мелодию по памяти впадали в транс или заходились в рыданиях. Это произведение нагоняло ужас и страх, ведь когда музыканты начинали играть это танго, в концлагерь приходила смерть. На сегодняшний день установлено, как звали всего лишь трех музыкантов этого оркестра: профессор львовской консерватории Якуб Штрикс, знаменитый львовский дирижер Куба Мунд и гобоист Фогель. Других имен установить не удалось.
«Palladio» — композиция Карла Дженкинса для струнного оркестра, написанная в 1995 году. Произведение состоит из трёх частей. Мотив первой части, «Allegretto», был использован в рекламе «De Beers», «Бриллиант- это навсегда» (англ. A Diamond Is Forever), 1993 года. После этого Дженкинс закончил сюиту из трёх частей в жанре «concerto grosso» для струнного оркестра и назвал «Palladio».
Произведение было издано в 1996 году издательством «Boosey & Hawkes». Интересно, что своё название мелодия получила в честь венецианского архитектора Позднего Возрождения Андреа Палладио (Andrea Palladio), автора многочисленных архитектурных шедевров в Северной Италии, например, базилики Сан-Джорджо-Маджоре в Венеции. Композитор обозначил в заметках:
"Вдохновение на «Palladio» пришло от итальянского архитектора шестнадцатого столетия Андреа Палладио, чья работа осуществляет прославление гармонии и порядок Ренессансу. Два признака Палладио - это математическая гармония и архитектурные элементы античности, философия, которая, я думаю, отражает мой собственный подход к компонированию. Первую часть я адаптировал и использовал для композиции «Тени» рекламы «Бриллиант - это навсегда» для мировой кампании. Среднюю часть с того времени я переписал для двух женских голосов и струнного оркестра, как можно услышать в «Cantus Insolitus» из моей работы "Songs of Sanctuary ".
Сегодня эта композиция - одна из самых популярных в мире. Она звучит в концертных залах в исполнении знаменитых оркестров, её можно услышать на улицах городов и в подземных переходах в исполнении уличных музыкантов. Но где бы мелодия ни звучала, она непременно привлекает внимание и вызывает восторг у слушателей. Музыка рвёт душу, заставляет рыдать сердце. Она величественна и монументальна, эпична и вечна, как гениальные творения архитекторов Возрождения.
Послушаем, как звучит "Палладио"
«Гармоничные пропорции и математика» играют роль как в музыке, так и в архитектуре. Архитектор Возрождения Палладио основывал свои проекты на моделях античного Рима и особенно изучал измерения Витрувия. Дженкинс, в свою очередь, основывал музыку на «гармоничных математических принципах» Палладио.
(В статье использованы материалы из открытого доступа сети Интернет)
Памятник Андреа Палладио в родном городе Виченце |
Комментариев нет:
Отправить комментарий