ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

пятница, 20 октября 2023 г.

М. Барановский. Роман "Танго смерти" и композиция «Palladio»

Михаил Барановский - известный писатель и журналист.  Он родился в Ростове-на-Дону, а в настоящее время живёт в Израиле. Совсем недавно он написал книгу о холокосте "Танго смерти" (2020). Свой труд автор посвятил трагической истории музыканта, дирижера еврейской национальности Якоба Мунда и всему оркестру, которым руководил маэстро. 

Обложка книги

Дмитрий Минц, редактор романа, вспоминает: 

"Некоторые события кажутся невозможными в силу своей чудовищности. Конечно, в «Танго смерти» есть доля авторского вымысла, но эта книга написана в соответствии с реальными событиями, и в полной мере отражает ужасающую действительность того времени. Трудно представить, через что прошли эти люди, что они пережили, как жили и как умерли. Мы очень надеемся, что наша книга поможет сохранить память и о дирижере Якобе Мунде, и о его оркестре, и о 200 тысячах других евреев, погибших в Яновском концлагере. Чтобы новые поколения знали и помнили. Чтобы ужас Холокоста больше никогда не повторился Мы исследовали огромное количество источников — читали книги и документы, обращались в архивы и музеи Холокоста в разных странах, писали энтузиастам, которые публиковали тематические материалы на своих сайтах, буквально по крупицам собирая фотографии и детали тех событий."

Роман называется "Танго смерти" - по наименованию музыкального произведения, которое фашисты заставляли играть музыкантов прямо во время пыток, в момент чудовищных зверств и издевательств над евреями. 

Фото сделано в Яновском концлагере и являлось документом в Нюрнбергском процессе. Автор фото — заключенный Штрайнберг — работник канцелярии лагеря, запечатлел момент исполнения оркестром "Танго смерти" во время казни узников.
Когда во время обыска фотографию найдут, Штрайнберга, тайно снявшего из окна второго либо третьего этажа эту сцену, повесят. Под виселицей заставят играть музыкантов, а в него самого, уже мертвого, будут метать ножи.. 

За несколько дней до прихода советской армии немцы приступили к уничтожению всех заключенных. Целый день оркестр исполнял «Танго смерти». А вечером измученных музыкантов заставили сыграть мелодию смерти уже для самого себя. Сначала был казнён дирижёр оркестра, дальше по приказу коменданта каждый оркестрант выходил в центр круга, клал свой инструмент на землю, раздевался, после чего был казнён выстрелом в голову.

Современные исследователи пытаются определить, чью же музыку исполняли оркестранты. Многие склоняются к тому, что, скорее всего, это было польское танго «Та остатня недзеля» (у нас известно как "Утомлённое солнцем"). Но это лишь предположение: после войны бывшие узники фашистского концлагеря не смогли вспомнить мелодию, которую были вынуждены слышать на протяжении долгого времени. При попытке проиграть мелодию по памяти впадали в транс или заходились в рыданиях. Это произведение нагоняло ужас и страх, ведь когда музыканты начинали играть это танго, в концлагерь приходила смерть. На сегодняшний день установлено, как звали всего лишь трех музыкантов этого оркестра: профессор львовской консерватории Якуб Штрикс, знаменитый львовский дирижер Куба Мунд и гобоист Фогель. Других имен установить не удалось.

На просторах Интернета можно найти мелодию, которую называют "Танго смерти", ошибочно предполагая, что именно её играли в концлагере Яновский.  Но в данном случае речь идёт о «Palladio».

«Palladio» — композиция Карла Дженкинса для струнного оркестра, написанная в 1995 году. Произведение состоит из трёх частей. Мотив первой части, «Allegretto», был использован в рекламе «De Beers», «Бриллиант- это навсегда» (англ. A Diamond Is Forever), 1993 года. После этого Дженкинс закончил сюиту из трёх частей в жанре «concerto grosso» для струнного оркестра   и назвал «Palladio»

Произведение было издано в 1996 году издательством «Boosey & Hawkes». Интересно, что своё название мелодия получила в честь венецианского архитектора Позднего Возрождения Андреа Палладио (Andrea Palladio), автора многочисленных архитектурных шедевров в Северной Италии, например, базилики Сан-Джорджо-Маджоре в Венеции. Композитор обозначил в заметках:

"Вдохновение на «Palladio» пришло от итальянского архитектора шестнадцатого столетия Андреа Палладио, чья работа осуществляет прославление гармонии и порядок Ренессансу. Два признака Палладио - это математическая гармония и архитектурные элементы античности, философия, которая, я думаю, отражает мой собственный подход к компонированию. Первую часть я адаптировал и использовал для композиции «Тени» рекламы «Бриллиант - это навсегда» для мировой кампании. Среднюю часть с того времени я переписал для двух женских голосов и струнного оркестра, как можно услышать в «Cantus Insolitus» из моей работы "Songs of Sanctuary ".

 Сегодня эта композиция - одна из самых популярных в мире. Она звучит в концертных залах в исполнении знаменитых оркестров, её можно услышать на улицах городов и в подземных переходах в исполнении уличных музыкантов. Но где бы мелодия ни звучала, она непременно привлекает внимание и вызывает восторг у слушателей. Музыка рвёт душу, заставляет рыдать  сердце. Она величественна и монументальна, эпична и вечна, как гениальные творения архитекторов Возрождения. 

Послушаем, как звучит "Палладио" 

 «Гармоничные пропорции и математика» играют роль как в музыке, так и в архитектуре. Архитектор Возрождения Палладио основывал свои проекты на моделях античного Рима и особенно изучал измерения Витрувия. Дженкинс, в свою очередь, основывал музыку на «гармоничных математических принципах» Палладио. 

(В статье использованы материалы из открытого доступа сети Интернет)

Памятник Андреа Палладио в родном городе Виченце

Комментариев нет:

Отправить комментарий