В 2023 году исполняется 145 лет пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» (1878)
Материалы к уроку
В мире литературы есть произведения, в которых - в том или ином виде - упоминаются/звучат произведения музыкальные. Почему это происходит? Может, потому, что через музыку полнее раскрываются характеры героев, их чувства, переживания?
Уважаемые десятиклассники! При изучении пьесы "Бесприданница" мы столкнулись с тем, что вам было трудно дать однозначную оценку персонажей, ваши оценки были порой диаметрально противоположными. Вы знаете, что это в классицистическом произведении чёткое деление персонажей на положительных и отрицательных. Писатели-реалисты, напротив, стремились отразить характер человека во всём его многообразии, показать героя произведения в развитии, исследуя его внутренний мир, анализируя причины поступков.
Обратимся к творчеству А. Н. Островского и рассмотрим, как музыкальные акценты, имеющиеся в пьесе, помогут нам понять характеры героев.
Драма «Бесприданница» – одно из лучших произведений А. Н. Островского. Действие пьесы разворачивается в Бряхимове, провинциальном городе на берегу Волги. Главная героиня - Лариса Дмитриевна Огудалова, девушка из обедневшей дворянской семьи, красивая, умная, талантливая. Но бесприданница.
Мы впервые узнаём о героине из разговора Кнутова и Вожеватова, богатых предпринимателей города. Рассказывая о семье Огудаловых, Вожеватов даёт характеристику Ларисе, подчёркивая её музыкальные способности: "Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поёт". Лариса стыдится "цыганского табора", который творится у них в доме. Несмотря на обстановку, ей удаётся сохранять чистоту души и искренность чувств, ей неприятны "секреты да хитрости" матери. Вожеватов говорит о Ларисе: "...любезничать надо.., маменька приказывает... У ней иногда слезёнки на глазах, видно, поплакать задумала, а маменька улыбаться велит".
Музыка и поэзия – основные составляющие внутреннего мира героини. Лариса – натура талантливая, артистическая. Музыка для нее – это средство спасения от серой и пошлой провинциальной жизни, возможность реализации себя как личности, способ самовыражения. В увлеченности музыкой сквозит тоска по эстетическим началам, отсутствующим в окружающей жизни, устремленность души к чему-то возвышенно-идеальному, романтическому.
В третьем явлении второго действия Лариса берёт в руки гитару. Важно, в какой момент это происходит: мать настойчиво просит Ларису поблагодарить за дорогие подарки Васю Вожеватова, а заодно неожиданно и Кнурова: "Уж так надо, я знаю, за что". После этих слов Лариса, подавленная требованием матери угождать состоятельным знакомым, берет гитару, садится к окну и напевает начальные строки романса А. Гурилёва - С. Ниркомского "Матушка-голубушка":
Матушка, голубушка, солнышко мое,Пожалей, родимая, дитятко твое!
Послушайте романс А. Гурилёва "Матушка-голубушка". Подумайте, какую смысловую нагрузку несёт этот романс в контексте данной сцены?
В этих строках романса - обращение дочери к матери, просьба пощадить, не требовать того, что кажется девушке унизительным, бессмысленным.
В действии третьем, в явлении одиннадцатом в доме Карандышева Лариса по просьбе гостей спеть "какой-нибудь романс или песенку" исполняет романс "Не искушай меня без нужды", причём поёт вопреки запрету своего жениха Карандышева: "Вы запрещаете? Так я буду петь, господа". Таким образом, в пьесе появляется мотив искушения. Девушка, действительно, подвергается искушениям, но ей удаётся противостоять тем безнравственным целям, которые питают в отношении неё Вожеватов и Кнуров: "А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку". Но вот устоит ли она против искушений теперь, когда появился Паратов?
Прослушайте романс "Не искушай меня без нужды" (муз. М. Глинки, сл. Е. Баратынского) в исполнении Галины Каревой. В каком контексте звучит произведение? Почему Лариса вначале отказывалась петь? По какой причине Карандышев запрещает своей невесте петь? Почему Лариса выбрала именно этот романс? К кому она обращается словами романса? Как слова и музыка отражают чувства и мысли главной героини? Сравните текст романса с текстом стихотворения Е. Баратынского "Разуверение". Какие слова изменены Островским? Почему драматург опустил последние четверостишия?
Кнуров (Ларисе). Велико наслаждение видеть вас, а еще больше наслаждения слушать вас.
Паратов (с мрачным видом). Мне кажется, я с ума сойду. (Целует руку Ларисы.)
Вожеватов. Послушать да и умереть — вот оно что! (Карандышеву.) А вы хотели лишить нас этого удовольствия.
Карандышев. Я, господа, не меньше вашего восхищаюсь пением Ларисы Дмитриевны.
Паратов (Ларисе). Позвольте теперь поблагодарить вас за удовольствие — нет, этого мало, — за счастие, которое вы нам доставили.
Лариса. Нет, нет, Сергей Сергеич, вы мне фраз не говорите! Вы мне скажите только: что я — жена ваша или нет?
Паратов. Прежде всего, Лариса Дмитриевна, вам нужно ехать домой... Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны... Я обручен.
- Искушал ли Паратов Ларису? Или сам подвергся искушению? Любил ли он Ларису или только играл в любовь?
- Верит ли Лариса в искренность чувств Паратова? Почему она поддалась искушению?
Интересно, что не только у Ларисы, но и у Паратова есть своя музыкальная тема в произведении. Рассмотрим эти музыкальные фрагменты.
В момент появления Паратова мы слышим напев в исполнении Робинзона, которого Паратов неоднократно называет другом. В этом напеве заключено жизненное кредо Паратова, выражающее культ наслаждения и удовольствий:
Да здравствует веселье!Да здравствует Услад!
И Лариса - высшее из этих удовольствий. Сорвать его - получить то, чего никому достичь не удалось. И Паратов коварно и вероломно идёт к этой цели, не останавливаясь ни перед чем. Вспомним званый обед у Карандышева, на котором Паратов мстит хозяину дома и увозит Ларису. Примечательны слова, которыми Робинзон "прокомментировал" ситуацию, напевая арию из оперы Дж.Мейербера "Роберт-дьявол": "Погиб Карандышев. Я начал, а Серж его докончит. Наливают, устанавливаются в позу; живая картина. Посмотрите, какая у Сержа улыбка! Совсем Бертрам*. (Поет из «Роберта».) «Ты мой спаситель. — Я твой спаситель! — И покровитель. — И покровитель»... «Как счастлив я! — Жертва моя!»
Словарь. *Бертрам - герой оперы "Роберт-дьявол"; дух зла. Он негативно воздействует на Роберта, стремясь обманом заставить его подписать договор с тёмными силами.
Робинзон фактически сравнивает Сержа (Паратова) с духом зла, осознанно подвергающим человека искушению. Строки из арии акцентируют внимание на демонических свойствах натуры Паратова.
Таким образом, анализ музыкальных акцентов, расставленных в пьесе, позволяет прийти к широким обобщениям и сделать глубокие выводы о сути характеров героев драмы, особенно в ситуациях, когда эти характеры сложны и неоднозначны.
Мы знаем, что премьера пьесы не вызвала восторга у зрителей и критиков. Успех пришёл, когда роль Ларисы сыграла Вера Комиссаржевская. Известно, что актриса заменила романс "Не искушай меня без нужды" другим - романсом А. Гуэрчиа – М. Медведева «Он говорил мне…». Послушайте романс в исполнении В. Пономарёвой. Какова смысловая функция замены романсов, произведенной В.Ф. Комиссаржевской?
Безусловно, для Комиссаржевской исполнение романса было ключевым моментом роли. Именно через романс раскрывала актриса смысл трагедии своей героини: «Я любви искала и не нашла» - трагедии человека, который судорожно тянется к людям, трепетно ищет идеал и гармонию, но, наталкиваясь в мире хищничества на равнодушие и непонимание, переживает крушение своих надежд и погибает. Сюжет романса перекликается с историей отношений Паратова и Ларисы: Паратов расточает лицемерные фразы о благородных чувствах, о том, что он готов «забыть весь мир» ради Ларисы. На самом же деле преследует единственную цель: увлечь её с собой за Волгу на пикник.
Этот же романс звучит и в фильме "Бесприданница" 1937 года в исполнении актрисы Н. Алисовой. Как вы думаете, почему режиссёр фильма отступил от текста пьесы и использовал идею В. Комиссаржевской?
Посмотрите фрагмент фильма. Какие переживания Ларисы отражены в словах романса «Прощание»? Изменилось ли ваше восприятие образов в результате использования данного романса?
В фильме Э. Рязанова для Ларисы, внутреннее состояние которой приближается к «высшей степени безумства», вопрос об искренности и глубине чувств избранника первостепенного значения не имеет. Чувство героини обладает огромной степенью самодостаточности. Лариса любит беззаветно и безоглядно, ей не нужны клятвы и обещания. Они идёт не за Паратовым, а за свои чувством. Актриса Л. Гузеева, создавая экранный образ Ларисы Огудаловой, как раз это и старалась подчеркнуть в своей героине: восторг перед Паратовым, безрассудное ему поклонение, слепую и радостную покорность его воле.
Комментариев нет:
Отправить комментарий